Не везет Омску с памятниками
Напомним, статую адмирала на капитанском мостике предполагалось установить во дворе бывшего дома Батюшкиных (Иртышская набережная, 9), где до недавнего времени был ЗАГС ЦАО. Во дворе бывшей купеческой усадьбы, где до революции рос фруктовый сад, даже залили 60 кубометров бетона и 300 кг арматуры под будущий постамент памятника – думали, что на века. Его ступени хорошо видны со стороны Иртыша (см. фото 1). Там ему бы и быть в самый раз – внутри, в историческом кабинете, Колчак восковой, а во дворе за высокой стальной оградой – бронзовый. И все вроде бы шло по плану. И вернулся бы забронзовевший Колчак в свою резиденцию на бывшей Береговой улице уже в этом году.
В поисках постамента
Но неожиданно Общественная палата Омской области по наводке областного минкульта зачем-то решила провести публичную дискуссию на тему, где установить памятник Колчаку. На собрание пригласили СМИ, представителей КПРФ, политиков, краеведческую, научную и околонаучную общественность, но почему-то забыли позвать специалистов из местных отделений Союза архитекторов России и Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. В результате все переругались и к общему мнению не пришли. Тогда решили спросить у населения, где же увековечить диктатора.
Социологический опрос проводили сразу две службы – «ГЭПИЦентр-2» и Региональный центр по связям с общественностью. Работа подоспела вовремя, так как после напряженных предвыборных месяцев наступило затишье и социологи били баклуши. Опросы омичей показали слабое знание истории Гражданской войны. Некоторые даже записывали Колчака в сподвижники Ермаку и Бухгольцу и даже в участники Великой Отечественной войны. Социум, несмотря на обилие публикаций и музейных экспозиций, оказался не на высоте. Но просвещенное большинство с небольшим перевесом все же высказалось за установку памятника на Иртышской набережной в районе гостиницы «Омск». Только никто не говорил омичам, на какие средства будет строиться новый постамент.
Новый губернатор Виктор Назаров на сей счет выразился определенно, что, мол, надо бросить клич предпринимателям, чтобы выделили на это деньги. Интерес проявил только фонд «Духовное наследие», который возглавляет бывший губернатор Леонид Полежаев. Однако новое место еще не утвердила Городская топонимическая комиссия. Злые языки говорят, что это было на руку и ресторану «Колчакъ», так как два памятника одному деятелю на расстоянии ста метров друг от друга – явный перебор. «Конкурентного» Колчака чужими руками задвинули подальше от исторического центра и его достоверного места жительства. Вот и весь результат соцопроса. А памятник адмиралу долго ждать не будет – его могут перекупить другие города, и желающие уже есть. И прецедент уже был.
...Иные уж далече
Выполненный ныне покойным омским скульптором Анатолием Цымбалом памятник Тарасу Шевченко выкупил предприниматель Владимир Самборский из Сургута. В Омске же в сквере перед Октябрьским районным судом остался лишь один закладной камень.
Но теперь, когда новый фундамент под памятник Колчаку стал невостребованным, на него стоило бы установить хотя бы статую Кароя Лигети, снятую с постамента в 2001 году, тем более, что это не типовой памятник, а авторская работа омского скульптора Федора Бугаенко, выполненная в 1980 году. Расстрелянный венгр-интернационалист как символ всех погибших в братоубийственной войне пришелся бы ко двору Центру изучения истории Гражданской войны.
Пустующий более десяти лет постамент бывшего памятника Лигети, что напротив Органного зала, похоже, никого не волнует. А ведь место видное. Омский дизайнер и краевед Владимир Шель предложил установить на старом постаменте скульптурную композицию Петра Клодта (1805-1867 гг.) «Кобыла с жеребенком» (см. фото 2). Детство известного скульптора прошло в Омске в Кадетском корпусе, так как его отец, генерал-майор барон Карл Клодт, с 1817 по 1822 годы служил начальником штаба Отдельного Сибирского корпуса в Омской крепости. Герой Отечественной войны 1812 г. руководил топографической съемкой Западной Сибири и скончался в Омске в 1822 году.
Внук Петра Клодта Евгений (1866-1934 гг.), имея опыт работы в мастерской Карла Фаберже, преподавал прикладное искусство в Омском художественно-промышленном техникуме им. Врубеля и работал художником Омского Западно-Сибирского Краевого музея. Работы скульптора Петра Клодта растиражированы во многих городах. Так, кони Аничкова моста в Санкт-Петербурге повторены в Берлине, Неаполе, Петергофе, Стрельне и Кузьминках. Наш областной центр также может отметить пребывание всемирно известного скульптора на омской земле.
По мнению автора эскиза, «Кобыла с жеребенком» органично вписывается в существующий сквер. Чугунная копия данной работы Клодта демонстрируется во Врубелевском корпусе Омского областного музея изобразительных искусств (см. фото 3).
На подходе еще один памятник – российскому реформатору Петру Столыпину, который изваяла ученица Анатолия Цымбала Наталья Скрипкина (см. фото). В натуральную величину сделаны модель и форма для отливки в металле. Еще в 2011 г. работу приняла монументальная комиссия с участием областного министра культуры. Для памятника тоже долго выбирали место – вначале на территории Аграрного университета, сейчас вроде как перед зданием Горсовета. Но по этому поводу почему-то никаких дискуссий нет и соцопросы никто не проводит. Хотя фигура Столыпина, посетившего Омск в 1910 году, не менее противоречивая, чем Колчака.
Не то, не там или не так
Вообще в последние два десятилетия редко какой памятник вызывал единодушную положительную оценку. То Достоевский на улице Спартаковская «идет не туда», то Врубель «отвернулся от омичей».
По мнению главного архитектора города Анатолия Тиля, высказанному им на недавней пресс-конференции, главная причина этого в том, что в Омске сложилась нехорошая практика – сначала сделать памятник, а потом искать место, куда бы его поставить.
Более категоричен академик Альберт Каримов: «Такие знаковые вещи, как памятник Колчаку, должны проходить через сито профессиональных обсуждений – топонимическую комиссию, худсоветы при союзах художников, дизайнеров и архитекторов. Памятник Колчаку сделан абсолютно непрофессионально! Массивное растительное обрамление с фонтанчиком подавило скульптуру адмирала. Жаль, что активный и богатый хозяин ресторана господин Ремизович обратился к непрофессиональным архитекторам и скульптору».
К сказанному можно добавить еще один штрих. На фасадных окнах ресторана изображены выдающиеся деятели начала ХХ века. Так вот, у Николая II годы жизни указаны как «1868-1920», то есть последнему российскому императору, расстрелянному в Екатеринбурге в 1918 году, художник по ошибке прибавил еще два года жизни (см. фото 4). Да, не везет Омску с памятниками. Тяжело им на омской земле. Но все же первый монументальный Колчак, пусть даже в виде рекламной конструкции удачливого ресторатора, хоть как-то оживляет наше весьма убогое городское пространство.
Комментарии (1) Написать комментарий
- Накануне Омск превратился в Сайлент Хилл853021 ноября 2024
- Омская художница поделилась впечатлениями от музеев в столице Японии676021 ноября 2024
- Создатель памятника основателям Омска объяснил, почему его тяготит живопись664021 ноября 2024
- Омский музтеатр представил свою самую многообещающую солистку балета2729314 ноября 2024
- Жена капитана омского «Авангарда» поделилась "страшной" историей про мусорку6972114 ноября 2024
- Сирены от композитора «Ментовских войн» появятся на сцене Омского музтеатра2209013 ноября 2024
- Ракета или нет: омичи обратили взор на макароны оригинальной формы в местных магазинах2565013 ноября 2024