Гражданский долг
Мы не слишком преувеличим, если скажем, что в конце прошлого – начале этого года ключевые политические события страны происходили не в правительственных кабинетах и депутатских корпусах, а на улицах городов. В декабре волна недовольства результатами думских выборов докатилась даже до консервативного и давно забывшего о многолюдных митингах Омска.
«БК» попытался выделить среди тех, кто выражал свою гражданскую позицию, десятку самых активных. Ранжировать их мы решили по такому критерию, как упоминаемость в СМИ. Ведь, на наш взгляд, количество публикаций – одна из наиболее показательных оценок правозащитника. Если о нем достаточно часто пишут, значит, его деятельность вызывает резонанс. Если же журналисты обходят протестующего стороной, вероятно, его акции скорее можно назвать «междусобойчиками», а не реальной гражданской активностью.
Проанализировав публикации в печатных и электронных изданиях, мы выяснили, что в прошедшем году чаще других информационные поводы создавал бывший лидер регионального отделения «Яблока» Сергей Костарев. Впрочем, он привлекал внимание журналистов не только участием в протестных акциях, но и своей деятельностью в партии. Помимо Костарева в первую тройку лидеров вошли известные омские блогеры: Виктор Корб и Игорь Федоров. Последний, помимо прочего, участвовал в проекте «Гражданин мэр» и в результате стал его единственным местным представителем, который попытался баллотироваться на пост градоначальника.
Пятым по популярности среди гражданских активистов стал глава Общественного горсовета Игорь Басов, который в отличие от большинства других засветившихся в СМИ оппозиционеров специализировался на социальной тематике, а не на политических вопросах. Для этого он привлекал к своим акциям даже маленьких детей, не получивших мест в детских садах.
Половина персон в нашем рейтинге – новички в публичной гражданской политике. Активист движения «Стратегия-31», юрист и блогер «Эха Москвы» Акрам Махмутов запомнился как ведущий многотысячного февральского митинга «За честные выборы». Один из представителей движения «Белая лента» Михаил Яковлев прославился «травмой на производстве» – во время организованного им автопробега «За честные выборы» его задел автомобиль ДПС.
№6 нашего рейтинга – организатор женской голодовки Ирина Зайцева – стала известна благодаря своей напористости: начав с осады помещения следственного управления Следственного комитета, она добилась личной встречи с прибывшим в Омск полпредом президента Виктором Толоконским.
Казачий атаман Алексей Николаев, ратующий за экологически чистый воздух в Омске, успешно организовывал многолюдные митинги против строительства кремниевого завода. Студент Павел Акимов руководил представительством общероссийского проекта «РосВыборы», благодаря чему на некоторых омских избирательных участках присутствовали десятки наблюдателей.
«БК» распределил лидеров рейтинга гражданских активистов по ролям и предложил им в качестве трибуны страницы журнала.
Сергей Костарев |
Сергей Костарев: интеллигент
Профессор ОмГУПС, бывший руководитель регионального отделения партии «Яблоко». В последнее время занимается проектами, связанными с экологией Омского Прииртышья.
– Выходить на площадь и говорить о существующих проблемах меня заставляет внутренняя активность. Я не удовлетворен нынешним положением дел в России. Уверен, что мы имеем право жить в более цивилизованном и правильном государстве.
Моя гражданская активность родом из детства. В семидесятые годы я посылал пионерский галстук Анджеле Дэвис*. Никто нас тогда не заставлял, это была личная инициатива. Помню, что на почте нам не разрешили письмо и галстук положить в одну посылку. В письме говорилось, что мы принимаем Анджелу в наш пионерский отряд.
В 2007 году я впервые поучаствовал в общественной жизни в роли кандидата в депутаты. Тогда «Бизнес-курс» оценил рейтинг моей узнаваемости как нулевой. Мне интересно это вспомнить и сравнить с нынешней ситуацией.
Неправильно, что лучшие люди оказались лишены возможности помогать своей стране.
Человек, организующий митинг, должен обладать смелостью. Столкновение с нашей системой выдерживают не все. Лично для меня не проблема, когда приходит полицейский и начинает выяснять обстоятельства происходящего.
Гражданская активность основывается на поддержке людей, а они фальшь чувствуют сразу.
Невозможно продвигать идею, которую ты выстрадал, в неизменном виде. Нужно быть готовым к диалогу и к изменениям. Гражданский активист несет в массы коллективную идею.
«Зачем тебе это надо?» – спрашивают меня друзья. Никаких бонусов я за это не получаю, кроме того, что живу интересной жизнью.
Митинги несогласных пытаются глушить якобы патриотической музыкой, но это такая защитная реакция. Современный оппозиционер должен быть к этому готов. В некотором смысле эта музыка даже подталкивает людей к выступающим в центр митинга.
Если тебе мешают, значит, ты делаешь по-настоящему нужное дело.
Взаимоотношения с полицией в Омске выстроены. Это заслуга Виктора Корба. По крайней мере на тех митингах, где я был, полиция вела себя адекватно.
Во время выступления на митинге ты видишь реакцию людей. Кто-то из них замолкает, чтобы прислушаться. Это приятное ощущение единства с людьми.
Когда участвуешь в шествии, то становишься частью многоногой гусеницы.
Гораздо более эффективными могли бы стать не митинги протеста, а митинги продвижения своей идеи. Я не согласен, что у оппозиции нет конструктивных идей. Их просто не видно за протестной риторикой.
Много лет я говорю о том, что вертикаль власти – самая неэффективная система управления в современном обществе.
Лозунг «Свобода, равенство, братство» звучит везде, но всякое направление вкладывает в него свой смысл. Социалисты говорят о равенстве, но не о солидарности. Либералы говорят о солидарности, но у них свобода и равенство другие. По их мнению, равенство не в том, что ты имеешь, а в том, что ты можешь.
Централизованное удаленное управление губит нашу страну. Была попытка в девяностые годы дать больше самостоятельности регионам, но стали бояться, что национальные республики разбегутся.
Люди понимают, что могут жить лучше, а им не дают. Отсюда и возникают протесты.
Хочу, чтобы мои дети жили в моей стране. Хочу искренне им говорить: «Живите здесь, потому что здесь хорошо».
С сентября по май я не посмотрел ни одного фильма, хотя являюсь киноманом. Не страдал от этого, но только потом понял, что гражданская активность занимает все свободное время.
*Анджела Дэвис – американская правозащитница, деятельница коммунистического движения, социолог, педагог и писатель. В семидесятые годы была символом движения за права заключенных.
Игорь Федоров |
Игорь Федоров: урбанист
Преподаватель ОмГТУ, блогер, бывший кандидат в мэры Омска. В последнее время занимается проектами «Гражданский план «Омск-300» и «Омск – город для людей».
– В организации митингов я участия не принимал. Правда, довелось выступать на митинге 4 февраля на Театральной площади. Туда меня вывела потребность души и ничего более.
Публика на Театральной площади пела и дышала со мной на одной волне. Видимо, это был первый и последний митинг объединенных сил оппозиции. Выяснилось, что тогда справороссы заманивали сторонников деньгами. С тех пор общих дел с ними никто иметь не хочет.
Моя гражданская активность исходит из желания сделать лучше город вокруг себя. Это можно назвать порывом альтруиста и Дон Кихота.
Для многих гражданская активность сродни городскому сумасшествию. Но в отличие от Дон Кихота, который сражался с ветряными мельницами, я вижу результат своей деятельности. Общаться и работать приходится с чиновниками, а они если и крутят пальцем у виска, то за твоей спиной.
Во все времена были единицы, которые организовывали толпу. Роль личности в истории никто не отменял, но я ни в коем случае не претендую на подобный статус.
Интернет по эффективности гражданской активности может поспорить с площадью. В сети можно все быстро обсудить, выработать коллективное мнение и что-то предложить властям.
Когда-нибудь выйду на иные рубежи, но пока я не готов быть, например, мэром города. В градоначальники я баллотировался, чтобы посмотреть, сколько человек поддерживает меня «в реале».
Моя жена знала, за кого выходит замуж, поэтому нормально относится к моей гражданской активности. Правда, иногда приходится работать ночью. Не нужно думать, что гражданская активность отнимает все свободное время. Возможно, оно так и было у Ленина и Троцкого, но сейчас другие времена.
Гражданская активность требует жесткого режима дня. Без четкого планирования времени невозможно успевать работать, быть с семьей и заниматься социальной активностью. Пока, слава богу, здоровье есть и силы позволяют жить в таком режиме.
Паша Акимов |
Паша Акимов: хипстер
Координатор проекта Алексея Навального «РосВыборы» в Омске, доверенное лицо бывшего кандидата в мэры Ильи Варламова. В последнее время участвует в различных гражданских акциях.
– Гражданская активность – это просто способ изменить окружающую тебя реальность к лучшему. То есть если тебя что-либо не устраивает – ты берешь и начинаешь это менять. Включив голову, построив в ней пару-другую моделей, приходишь к выводу, что для изменений требуется лишь немного мозгов и волевых усилий.
Я пока еще студент, и на учебе нас не сильно загружают, вот и остается много свободного времени, которое хочется потратить на что-то интересное. Не буду скрывать, присутствует и момент самореализации. Когда делаешь что-то важное, повышается самооценка.
«РосВыборы» высветили мои недостатки как организатора: нехватку концентрации, не самый эффективный подбор команды, не самую эффективную организацию штаба и т.д. Ну и, конечно, я понял, что совсем небезразличен для правоохранительных структур. За мной следили, несколько оперативников вели наружное наблюдение. Это было что-то!
В последнюю пару лет интересно было наблюдать за тем, как из «того чувака, что про «Транснефть» написал» Алексей Навальный эволюционировал в лидера протестного движения.
Стараюсь относиться к людям хорошо, пока они не докажут обратное. За все это время Навальный не совершил и не сказал ничего, что бы заставило меня поменять к нему отношение, и это при том, что к политикам я отношусь очень критично и настороженно.
Очень редко можно встретить аргументированную критику Навального. В лагере националистов встречаются гораздо более «дремучие» персонажи, по сравнению с которыми его и националистом-то назвать нельзя.
В сети люди сталкиваются с так называемыми «хомячками» Навального (сам во время событий в Крымске с такими общался). Эти люди разделяют взгляды Алексея, но у них отсутствует критическое мышление. С ними невозможно вести диалог.
Выражение «пойти за Навальным» отдает патернализмом. Если вдруг он начнет нести полную хрень, то, разумеется, я останусь на своих позициях.
Самое важное в деятельности Навального и в его популярности – это практическая работа, следующая за словами. Очень важно, что создаются независимые структуры по типу Фонда борьбы с коррупцией или тех же «РосВыборов». Они устроены по сетевому принципу и наглядно демонстрируют, как, объединившись, люди могут вносить свой маленький вклад в общее дело и иметь хороший и, что важнее, видимый результат на выходе.
Михаил Яковлев |
Михаил Яковлев: борец
Организатор зимних митингов «За честные выборы», бывший активист партии «Яблоко». В последнее время участвует в «Маршах миллионов».
– Я не смог присутствовать на митинге на Театральной площади десятого декабря. Но, когда узнал, что вся площадь была заполнена людьми, понял, что я не один. Есть еще люди, которым небезразлично, что их права и свободы ущемляют. С единомышленниками я познакомился уже на следующем митинге.
24 декабря я должен был организовывать самый первый официально заявленный митинг на Театральной площади. У меня в машине лежали запасной генератор, колонки, кулер с водой, чай, сахар и прочие необходимые для митинга вещи. Утром я обнаружил, что машину облили какой-то кислотой. Это было сделано специально, чтобы меня остановить. Я должен был вызвать наряд ДПС и заняться составлением протокола. Однако посчитал, что мои материальные потери менее важны, чем возможные проблемы с организацией митинга против нечестных политиков.
Потом я написал заявление в полицию по факту вандализма, но заявление не принимали двое суток. Отказывались возбудить уголовное дело, и я написал в отдел собственной безопасности УМВД. Дело возобновили, но затем опять прекратили. До сих пор я считаю, что рано утром 24 декабря мою машину облили электролитом по наводке сотрудников полиции.
19 февраля во время автопробега «За честные выборы» на меня был совершен наезд автомобилем, за рулем которого находился сотрудник отдела полиции по борьбе с экстремизмом. На самом деле занимается он в основном тем, что отлавливает на улицах города длинноволосых неформалов, панков и других людей с альтернативным образом жизни.
Сотрудники полиции по мелочи пытаются нарушать все нормы закона, да и общечеловеческого поведения. Любят приходить прямо домой, чтобы на камеру предупредить о возможных последствиях моих действий. Последний раз подобное случилось в начале июня. Вытащили прямо из ванной, из одежды на мне было только полотенце. В присутствии соседей начали вести профилактическую беседу о недопустимости экстремистской деятельности. Слушать их я не стал, закрыл дверь и пошел домываться.
Гражданская активность для меня – это небезразличие к существующим проблемам: коррупции, полицейскому беспределу, чиновничьему нигилизму, отсутствию внятной внутренней и внешней политики
Еще нет комментариев Написать комментарий
- У звезды Омского музтеатра поинтересовались, когда она ведьма10125 декабря 2024
- Ксения Собчак показала, какой look она выбрала для встречи с Путиным101324 декабря 2024
- Возле бывшего ночного клуба "Атлантида" открывают новый ресторан128124 декабря 2024
- Звезда балета Полунин: "Мое время в России истекло"1203223 декабря 2024
- Дресс-код: глава федерального Минкульта продемонстрировала идеал офисного стиля231520 декабря 2024
- Омичи в этом году возжелали потрогать креативные елки: в "Искусстве Омска" «подЕЛЬники-6»231317 декабря 2024
- Омская художница участвует в выставке, где куратором выступил создатель масок для фильма Феллини258716 декабря 2024