Новости. Омск

15 Рейтинг завлитов омских театров
№ 50(476) от 09.01.2013

Содержание

Суфлеры Мельпомены

Кто отвечает за то, что видят со сцены зрители омских театров? Этим вопросом озадачился "БК-рейтинг. Итоги" и представил своим читателям "бойцов невидимого фронта" - заведующих литературной частью омских учреждений Мельпомены.
 

Эдвард Эмерсон Симмонс, Мельпомена (1896).
Здание Томаса Джефферсона, Вашингтон, округ Колумбия

Не все из них согласились пойти нам навстречу и ответить на вопросы. За некоторых, как за завлита Омской драмы, пришлось отдуваться самим. Есть театры, где обязанности завлитов возложили на себя их лидеры (как в «Галерке» например), которых мы решили не беспокоить – их творческая позиция на виду. Остальные зав­литы, хоть и несколько конфузились от внимания к их скромным персонам, но прояснили ситуацию – откуда берется драматургический материал, который потом видят со сцен наших театров омские поклонники Мельпомены. Заметим, что работа завлита – это не только подбор литературного материала: на нем и организация фестивалей, отбор спектаклей для них же, переписка, кураторство выставок и спецпроектов театра, а также их разработка. И еще много других вопросов. Однако «БК-рейтинг. Итоги» решил познакомить читателей с главной, классической функцией завлитов – поиском драматургических произведений. Быть властителями умов почетно, но хлопотно. Омские завлиты не ропщут, но не всегда готовы взять только на себя ответственность. Их можно понять: постановки часто бывают спорными и даже скандальными. Однако отказываться от своей деятельности завлиты не спешат. Все-таки есть что-то притягательное в этом: высказать собственную позицию посредством творческого материала.

 

Павел Шишин

Павел Шишин,
38 лет,

Омский государственный драматический «Пятый театр»

Образование. MPhil (магистр философии), Тринити-колледж, Дублин; Екатеринбургский институт международных связей; Лондонский университет (неоконченное).

Стаж. Семь лет.

Путь в завлиты. «Даже не подозревал, что приду в театр работать завлитом. Занимался прикладными вопросами драмы, к чему меня подтолкнул, как ни странно, мой преподаватель лингвистики. ­Чего-то в этом ­занятии, видимо,­ добился, раз в один прекрасный день меня пригласили работать в театр. Наверное, так должно было случиться, потому что еще до завлитства сыграл на профессиональной сцене несколько ролей, в том числе главных. Сам не просился – тоже позвали (эх-ма, прямо по Булгакову!). А в актеры никогда не стремился – все-таки мне больше нравится читать. Пьес не пишу – перевожу. Впрочем, перевожу не только пьесы. Когда-то писал стихи – бросил, когда понял, что кто-то делает это лучше. Тем не менее приятно натыкаться на свои стихи во всяких неожиданных закоулках интернета – добрые незнакомцы способствуют распространению».

Творческое кредо. «Главное – это умение доказывать жизнеспособность своей идеи. Образование, начитанность и все прочее, что положено иметь завлиту, ­– это, разумеется, важно, но не первостепенно. Хорошие идеи приходят в голову каждому из нас не по разу в день – но что стоят идеи, которые не воплотились в жизнь? Ничего. Поэтому надо уметь их отстаивать».
 

Репертуар. «Тут нет одного пути. Случается, возникает пьеса – я могу ее предложить, может предложить режиссер, с которым театр собирается работать. Или, например, возникнет – в разговоре ли, в мыслях ли – эпоха, как было у нас в театре с НЭПом: так в репертуаре появился спектакль «Зойкина квартира». В любом случае окончательное решение принадлежит директору театра Александре Илларионовне Юрковой».

Я в ответе за... (Какие постановки появились в репертуаре с подачи завлита) «Географ глобус пропил», «Урод», «День за жизнь», «Зойкина квартира», «Иллюзионисты», «Лифтоненавистник», «Чисто семейное дело», «Осколки памяти», «Котовасия», «Чужаки».

Приоритет. (Какому автору или жанру отдает предпочтение) «Здесь невозможно сделать выбор. Хорошо, прочитано много, а сколько еще нечитаного? Я бы сформулировал свой приоритет так: если автор в пьесе создает мир, куда хочется попасть, даже если наступает трагическая развязка, ­это хорошая пьеса».

 

Никогда не предложу к постановке в своем театре... «Графоманские экзерсисы».

Проект-мечта. «В основном это проекты по прозе: «Блуждающие звезды» Шолом-Алейхема, «Ночные летчики» Владимира Бээкмана, «Нет» Сергея Кузнецова и Линор Горалик. Еще хотелось бы, чтобы случились «Гетто» Иехошуа Соболя и «Жертвоприношение Елены» Вольфганга Хильдесхаймера. И еще – мюзикл «Отверженные».

Достижения. «Достижения­ еще впереди. Неудача? Когда-то я принимал участие в работе над спектаклем «Старосветская любовь», это пьеса Николая Коляды по повести Николая Гоголя, и накануне премьеры режиссер изменил одну сцену, отчего, на мой взгляд, спектакль стал беднее. Мне не удалось тогда этой сцены отстоять. Уже после премьеры я услышал от режиссера: «Да, наверное…» Но решили ничего не менять».

Портфель. (Какие пьесы сейчас готовятся к выходу в театрах) «Вечно живые» Виктора Розова, «Плоды просвещения» Льва Толстого и «Старый квартал» Теннесси Уильямса.

 

Светлана Трифонова

Светлана Трифонова,

54 года,
Городской драматический театр «Студия» Л. Ермолаевой

Образование. Филфак ОмГУ.

Стаж. Шесть лет, из них три в «Пятом театре».

Путь в завлиты. «Театр всегда считала делом своей жизни. Когда училась на филфаке, играла в университетском театре, в школе вела свою театральную студию. Потом много писала о театре статей и рецензий».

Творческое кредо. «Хорошая пьеса – 90% успеха постановки».
 

 

Репертуар. «Должен быть разнообразным. Основа – классика и современные пьесы».

Я в ответе за… «то, что в репертуаре «ермолаевцев» появилась пьеса «Соня и Митя» Натальи Плоховой, которую сейчас репетируют в театре. Приложила руку к постановке по «Запискам из Мертвого дома» Достоевского».

Приоритет. Любит пьесы Эдварда Радзинского. Из новых авторов – произведения Ворожбит, Пулинович, Дурненкова.

Никогда не предложу к постановке в театре… ­пьесу «сырую». «Таких ­много ­приходится читать, где мало содержания. Хотя есть такое понятие – «режиссерский театр». Вот взял к постановке наш режиссер Юрий Шушковский не самую выдающуюся пьесу «Непроговоренное», и она у него получилась любопытно. Он ее «увидел».

Проект-мечта. «Фестиваль моноспектаклей на сцене нашего театра».

Достижения. «Спектакль Игоря Малахова по Достоевскому стал обладателем диплома победителя областного конкурса «Лучшая театральная работа».

Портфель. «Провинциальные анекдоты» Вампилова, «Соня и Митя» Плоховой, «Па-де-де» Москвиной, «Старая актриса на роль жены Достоевского» Радзинского, «Дневник двенадцатилетнего» Руденко, «Дорогая моя Памела» ­Патрика».

 

Светлана Вегелей

Светлана Вегелей,
Омский академический театр драмы

Образование. Филфак ОмГУ, Президентская программа подготовки управленческих кадров.

Стаж. Шесть лет. Была назначена на должность зав­лита сразу после ухода с конфликтом ее предшественницы. Источники «БК-рейтинг. Итоги» уверяют, что сотрудница, исполнявшая эти обязанности до Светланы Вегелей, была вынуждена уволиться – пропустила в театр журналиста, который написал нехвалебный материал на Драму.

Путь в завлиты. Попала на должность завлита из кресла секретаря директора. В написании пьес и инсценировок не замечена.
 

 

Творческое кредо. Обязательность. Характеризуется как очень ответственный сотрудник. Много усилий прикладывает для организации фестиваля «Академия».

Репертуар. Источники уверяют, что ее влияние на формирование репертуара минимально. В театре велика роль худсовета, да и главрежи активны в выборе пьес. Нынешний главный режиссер «академиков» Георгий Цхвирава определяет направление в выборе репертуара так: постановка лучших классических пьес и первые постановки современных. Говорят, что от ставящейся в театре и почти готовой к выходу пьесы «Канкун» в Драме отказались только потому, что ее уже успели поставить до омичей первыми в другом театре.

Я в ответе за… Обучение по Президентской программе подготовки управленческих кадров свидетельствует не о том, что г-жа Вегелей тяготеет к творчеству, а, скорее, говорит, что она больше склонна к организаторской деятельности. Видимо, время творческих завлитов в Омской драме прошло.

 

Вероника Берман

Вероника Берман,
37 лет,

Омский государственный театр куклы, актера, маски «Арлекин»

Образование. Санкт-Петербургская академия театрального искусства по специальности «Актер театра кукол», аспирантура ОмГТУ по специальности «История и теория культуры», кандидат философских наук.

Стаж. Почти 12 лет. Официально работает завлитом с июля 2001 года.

Путь в завлиты. Завлит во втором поколении. «Моя мама была педагогом «Арлекина» и по совместительству первым завлитом. Она была первым человеком, который написал буклет об «Арлекине». Пишет научные статьи, книги по истории и теории современного театра кукол, инсценировки, аннотации, рецензии, сценарии.

Творческое кредо. «Зав­лит – это не должность, это состояние души, особенно в театре кукол. Есть в ­нашем театре поговорка: если ­кто-то пришел в ­театр кукол и проработал пять лет, то останется здесь на всю жизнь».

Репертуар. В идеале должна быть репертуарная политика. Но по большому счету репертуар театра строится стихийно. «Это не хорошо и не плохо. Это факт, который надо принять, и по возможности влиять».

Я в ответе за… «Щелкунчик» по пьесе Игнатьева, «Сон в летнюю ночь» Шекспира – это из последних.

Приоритет. У завлитов не должно быть приоритетов. «Будь моя воля, у нас бы шел только Гофман».

Никогда не предложу к постановке в театре… ­собственную пьесу – некорректно. «Нехорошо продвигать собственные интересы».

Проект-мечта. «Мечтаю о настоящем кукольном концерте, как у Сергея Образцова. И чтобы он был так же популярен. И еще очень хочу фэнтези на сцене театра кукол».

Достижения. «Я лучше про неудачи: мне стыдно, когда некоторые режиссеры считают, что сами могут написать инсценировку. И выпускают текст абсолютно сценически непригодный. Делают такой грубый литературный ­монтаж».

Портфель. «Карлик Нос» Зимина, «Волшебное кольцо» Шергина, «Метаморфозы» Шауоха.

 

Юлия Сальникова

Юлия Сальникова,
Омский театр для детей и молодежи (ТЮЗ)

Образование. Филфак Уральского госуниверситета.

Стаж. «Пришла работать в театр в 1989 году. Потом был длительный перерыв. В ТЮЗе с 2010 года».

Путь в завлиты. «В зав­литы я попала после получения филологического образования. А сначала была заведующей педагогической частью театра кукол».

Творческое кредо. «Равняться на лучших. На сцене нашего театра должно идти только лучшее. ­Задача ­заведующего литературной частью – помощь главному режиссеру по литературной части, в том числе и в создании сценической версии произведения. Я всегда привожу пример – Самуил Маршак был первым завлитом Ленинградского ТЮЗа. Его организатор Александр Брянцев искал человека, который умеет писать для детей».

Репертуар. «В нашем театре должны идти и старинные истории, которые всем известны, а детям – еще нет, и современные, потому что наш основной зритель – это молодежь. Мы должны идти в ногу со временем».

Я в ответе за... «Я работаю недавно. Обычно режиссер всегда точно знает, что он будет ставить. Тем не менее поиск материала идет».

Приоритет. «Настоящая драматургия и настоящая литература. У всякого образованного интеллигентного человека есть такой набор приоритетов – Шекспир, Мольер, Володин. Есть и замечательные пьесы современных авторов, например Василия Сигарева, над пьесой которого («Семья вурдалака») мы сейчас работаем».

Никогда не предложу к постановке в театре... плохую литературу, плохую пьесу.
 

 

Проект-мечта. «Каждый проект, реализуемый в театре, должен быть мечтой».

Портфель. «Семья вурдалака» Василия Сигарева.

 

Дина Литвина

Дина Литвина,
26 лет,

Драматический Лицейский театр

Образование. ОмГТУ, связи с общественностью.

Стаж. Шесть лет.

Путь в завлиты. «В данном случае, скорее, профессия нашла меня, а не я ее. Т­еатр всегда был рядом – я любила (и люблю) его всем сердцем. Поэтому, когда я узнала о вакансии в Лицейском, у меня даже не было сомнений. Правда, пришлось пройти путь от распространителя билетов до главного администратора, потом только мне доверили должность завлита. И за это я благодарна Вадиму Станиславовичу Решетникову. Для него было неважно, пишу я пьесы/стихи или нет (а я не пишу) – он видел, что я готова на 100% отдавать себя театру, а это главное».

Творческое кредо. «Вспоминаются слова Карлсона: «Спокойствие, Малыш, только спокойствие!». Это то, что жизненно необходимо завлиту и чему научил меня театр».

Репертуар. «Для того чтобы занять место в репертуаре Лицейского театра, пьеса должна нести в себе положительный заряд, надежду, свет. Нельзя, чтобы она заканчивалась внутренним разрушением героя, говорила о безнадежности и беспросветности. Если юмор, то хороший, здоровый, без пошлости. На сцене нашего театра зрители никогда не увидят искаженную классику, не услышат нецензурную речь. Само название – Лицейский – ассоциируется у нас с пушкинской эпохой, поэзией и чистотой языка».

Я в ответе за… «Летучий корабль» и «По щучьему велению». В основном режиссеры приходят с уже готовыми вариантами пьес для постановок».

Приоритет. «Снегурочка» Александра Островского. Она очень атмосферная, завораживает певучестью языка, диалогами, смыслами. С первых же строк уносит в свою реальность – для меня это главное в пьесах, да и вообще в любых произведениях: способность увлечь, удержать внутри даже ­после последней точки».
 

 

Никогда не предложу к постановке в своем театре… «чернушную» пьесу».

Проект-мечта. «Организовать на базе театра Международный фестиваль, который объединил бы театры Европы и Азии, таким образом сделав Омск (Сибирь) неким центром театрального обмена».

Достижения. «Хочу напомнить, что завлит не только ищет пьесы, но и рекламой театра занимается. И если говорить о моей деятельности в этом ключе, то я горжусь нашим сайтом и хорошим дизайнером, которого нашла. Мелочь, а приятно. О неудачах говорить не буду: они есть у каждого специалиста. Но все мы знаем, что не ошибается только тот, кто ничего не делает».

Портфель. «Сейчас идут репетиции пьесы Жорди Гальсерана «Метод Гренхольма», Алексея Слаповского «Шнурок», Ульриха Хуба «У ковчега в восемь». В планах – пьеса болгарского драматурга Недялко Йорданова «Убийство Гонзаго» и одна из пьес Островского».

Мнение

Ирина Никеева,
Омский музыкальный театр

Внимательно прочитав наши вопросы, ограничилась вот таким заявлением:

 

«Поскольку я работаю в должности завлита всего два года, сочла неуместным занимать внимание читателей вашего журнала своими незрелыми рассуждениями о моей должности (к тому же вряд ли им это нужно). Отведенное на эти ответы место прошу использовать для публикации небольшого материала о любимой многими омичами актрисе Музыкального театра – Надежде Андреевне Блохиной, которой 2 декабря (по свидетельству интернет-источников, 30 ноября – «БК-рейтинг») исполнилось бы 90 лет и памяти которой 7 декабря в театре был посвящен вечер «Надежды негасимый свет…».
Очень надеюсь на понимание, хотя готова к любой другой реакции вашего журнала на мое решение.

Прошу учесть, что ни высланные вопросы, ни данный вам ответ не согласовывались с директором».

 

Без комментариев.


Василий Романов

Просмотров: 351 Комментариев: 0


АВТОРЫ

Василий Романов   



Еще нет комментариев    Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru