Сумма переживаний
Петри Матикайнен |
Гений за работой
Зимой 2012 года от «ястребов» мало кто ожидал чего-то грандиозного, однако человек с глазами Рэндла Макмерфи – хрестоматийного героя из «Пролетая над гнездом кукушки» – считал иначе. Человека звали Раймо Сумманен. Его поступки в некоторые моменты действительно выглядели крайне неоднозначными, а порой попросту шли вразрез с общепринятой системой координат. Но давайте признаем честно и откровенно: финн оказался подлинным гением. Кто-то другой в том «Авангарде» выжить бы не сумел.
Сумманен, согласившись на свое пришествие в Омск, попал в очень веселый клуб. Где по факту отсутствовал генеральный менеджер, а новый президент начал с того, что отказался от двух игроков, способных играть в ударной пятерке – защитника Андрея Первышина и нападающего Дениса Платонова. Еще в этом «Авангарде» не было Яромира Ягра, а сама команда настолько замордовала своих болельщиков, что зачастую получала от них уничижительные характеристики.
Было бы странно, если бы дела у Сумманена тут же пошли на лад. Скорее, наоборот, в первой половине января «Авангард» стал выглядеть настолько плохо, что существовали серьезные опасения: сможет ли команда вообще пробиться в зону плей-офф? Сумманен реагировал на неудачи неординарно. Рассказывают, в перерыве одного из матчей он исчерпал аргументы настолько, что забрался перед игроками на велотренажер и ожесточенно в полной тишине минут пять крутил педали.
Преображение началось во второй половине февраля. Ровно с того момента, когда Сумманен, загнанный в угол дефицитом центральных нападающих, отправил в ударное звено Александра Попова. Опытный форвард с этого момента фактически перезапустил свою карьеру, и на этом багаже доехал по весне до золотой медали чемпиона мира. А финн от матча к матчу увеличивал мощь своей команды.
И весной в плей-офф «Авангард» уже выглядел как настоящий монолит. Команда прекрасно держала скорость, демонстрировала завидную выучку и фактически оказалась лишена слабых мест. На «Востоке» омичи спокойно разобрались с хабаровским «Амуром», не дали развернуться магнитогорскому «Металлургу» и на закуску опрокинули челябинский «Трактор». Сумманен, кстати, проявил себя не только искусным тактиком, он показал себя еще и как знаток психологии. В плей-офф премиальные в «Авангарде» делились строго поровну на всех игроков, чтобы исключить какие-либо обиды.
От триумфа до падения
Сказка, впрочем, длилась недолго. Апрельская финальная серия против московского «Динамо» стала для Сумманена лебединой песней. «Авангард» прямым курсом шел к чемпионству и выиграл три стартовых матча серии из четырех. Однако финн неожиданно принялся крушить все то, что создавал месяцами. Он потерял контакт со своим помощником Эдуардом Занковцом, затем начал терроризировать придирками собственных игроков. А под занавес пошел в штыковую на тренерский штаб «Динамо». Там были и стычка в подтрибунных помещениях, и призыв к омским фанатам перебудить игроков бело-голубых криками под окнами гостиницы в день решающей игры.
Когда дым финального сражения рассеялся, а Омск вытер слезы обиды, которые принесло серебро, стало понятно, что «Авангард» с Сумманеном попал в патовую ситуацию. Новый контракт, несмотря на все свои закидоны, финн вроде как заслужил, но едва ли был способен без срывов вытянуть еще один полноценный сезон. Переговоры, которые вели только-только назначенный главный менеджер «ястребов» Владимир Капуловский и президент клуба Александр Стерлягов, выглядели явно затянутыми.
Ко всему следует отметить, что с уходом из большой политики Леонида Полежаева перед «Авангардом» вполне естественно вставал вопрос о дальнейшем финансировании. Олигарх Роман Абрамович вышел из проекта 26 мая, когда передал клубу права на «Арену-Омск». Возникшую дыру в бюджете вскоре пообещал заделать «Газпром».
12 июня соглашение с Сумманеном все-таки было подписано. Его гарантом выступал новый региональный министр по делам молодежи, физической культуры и спорта Владимир Сараев. Тишь да гладь в «Авангарде» продолжались недолго. Вскоре в клубе родился новый управляющий орган – совет директоров во главе с топ-менеджером «Газпрома» Александром Дыбалем. Сараева среди его членов не оказалось. И 4 июля Сумманен через своего агента объявил о разрыве отношений с «Авангардом», чем изрядно шокировал болельщиков клуба. Запасной аэродром для себя финн не приготовил и сейчас вновь отстранился от хоккейного процесса, свернув на обочину.
Метания и Матикайнен
«Авангард» в спешном порядке сумел найти замену Сумманену. Из Финляндии был выписан Петри Матикайнен. Причем с ним на первых порах в Омске успели наломать дров. О подписании контракта с 45-летним специалистом было объявлено ровно в тот момент, когда у него на руках еще было соглашение с ХИФКом из Хельсинки. Скандал кое-как удалось потушить, однако на репутации менеджеров омского клуба появилось очередное пятно.
Матикайнен оказался весьма колоритным персонажем. На первом же сборе он озадачил игроков сумасшедшими нагрузками, чем едва не спровоцировал эпидемию травм. В сезон «Авангард» вкатился с задачей бороться за Кубок Гагарина. Однако первый месяц чемпионата получился попросту провальным. Достаточно сказать, что 22 сентября на «Арене-Омск» состоялся антирекорд посещаемости – за игрой с нижнекамским «Нефтехимиком» наблюдало лишь 5560 болельщиков.
На этом фоне «Авангард» следовало похвалить разве что за желание наконец-то стать открытым для собственных фанатов. По требованию спонсоров из «Газпрома» клуб заметно увеличил свое представительство в социальных сетях и модернизировал официальный сайт.
Серия поражений стала хорошей проверкой на прочность. «Авангард» сумел преодолеть эпидемию травм и извлек выгоду из локаута, который объявили в НХЛ, – клуб вернул домой защитника Никиту Никитина и заполучил забивного форварда Сергея Костицына. Уже через месяц «ястребы» вернулись в число лидеров Восточной конференции КХЛ и объявили о планах создания в Омске хоккейной академии. Первый камень в основание будущего здания был заложен 25 октября губернатором Виктором Назаровым и председателем правления «Газпрома» Алексеем Миллером.
Одним словом, те, кто говорил, что «Авангард» после смены губернатора ожидает медленное увядание, ошиблись. Другое дело, что новой управленческой команде предстоит набить еще немало шишек. Конечная станция может оказаться какой угодно. А до «Триумфальной площади» еще ехать и ехать.
Раймо Сумманен |
Еще нет комментариев Написать комментарий
- Накануне Омск превратился в Сайлент Хилл853021 ноября 2024
- Омская художница поделилась впечатлениями от музеев в столице Японии676021 ноября 2024
- Создатель памятника основателям Омска объяснил, почему его тяготит живопись664021 ноября 2024
- Омский музтеатр представил свою самую многообещающую солистку балета2729314 ноября 2024
- Жена капитана омского «Авангарда» поделилась "страшной" историей про мусорку6972114 ноября 2024
- Сирены от композитора «Ментовских войн» появятся на сцене Омского музтеатра2209013 ноября 2024
- Ракета или нет: омичи обратили взор на макароны оригинальной формы в местных магазинах2565013 ноября 2024