План постановок как стратегия генерального наступления
Натела Полежаева поменяла коней на переправе, и теперь Григурко вместо Гончарука. |
Главное культведомство региона не смогло развести по срокам популярнейшую у местных театралов «Золотую маску» в Омске» и также проводимые раз в два года фестивали «В гостях у «Арлекина» и «Молодые театры России». Причем лишь последний из перечисленных форумов, организуемый коллективом Александры Юрковой, состоялся в мае впервые. Сроки проведения традиционного смотра коллективов, которым, согласно положению о мероприятии, должно быть не больше двадцати лет, были передвинуты с последней недели октября на май, поскольку каждый раз, по словам топ-менеджера, собирая участников, руководство «Пятого» сталкивалось с тем, что начавшиеся сезоны не давали театрам возможности привезти те или иные брендовые постановки. Причина сдвига сроков понятна, но что было делать театралам и культпрессе в этой ситуации, когда сразу три фестиваля идут в один месяц? Оказалось, что эти опасения напрасны. Журналистам и зрителям пришлось напрячься, но в итоге в проигрыше был лишь «Пятый театр»: на финал форума, проводимого им и завершавшего фестивальный бум, публика не собралась. Награждение победителей очередных «Молодых театров» прошло 31 мая в полупустом зале.
Искусство красиво «сверстать» сезон
Пострадавшими от фестиваля можно считать и омских кукольников. «Карлик Нос» – переложение Евгением Зиминым популярной сказки Вильгельма Гауфа, – которого поставил главреж омского кукольного Борис Саламчев, был впервые продемонстрирован в конце сезона, и, судя по всему, увидеть спектакль большинство наших экспертов просто не успело. Как не смогли они выставить свои баллы «Волшебному кольцу» от Светланы Евстратенко, премьера которого пришлась на 20 июля. А жаль: и Саламчев как режиссер в прошлом году стоял высоко, и Евстратенко за свои «Двенадцать месяцев» в 2011-м побеждала не только как режиссер, но и как актриса. Своеобразное построение сезона, когда лучшие премьерные работы пришлись на его финал, не позволило театру Станислава Дубкова занять, как обычно, ведущие позиции. Лучший его спектакль «Как хомячок Самсон солнышко искал» замкнул первую десятку. А Дмитрий Войдак за главную роль в нем стал лишь 33-м. Кстати, спектакль этот любопытен тем, что создан при поддержке федерального минкульта и творческого объединения «Культпроект», так как стал победителем конкурса творческих заявок молодых режиссеров и художников театра кукол «Мы ищем таланты». В результате «Арлекин» получил оригинальное произведение для самых маленьких и славу кукольного дома, поддерживающего начинающих деятелей Мельпомены. Однако в нашем рейтинге «Арлекину» это не помогло. Возможно, вернуть утраченные позиции ему позволит постановка кукольного концерта от мэтра из Чехии Евгения Ибрагимова. Договоренность о том, что он ставит в Омске, уже есть, и режиссера с нетерпением ждут на берегах Иртыша.
Драма лучшая по всем позициям
Впервые за время проведения рейтинга актеров и режиссеров Омска на первом месте – главреж Академического театра драмы Георгий Цхвирава. Казалось, наши эксперты, как и труппа «академиков», присматривались к главному режиссеру Драмы. А горячий грузинский мужчина не торопился выливать на омичей всю бездну своего таланта. В прошлом сезоне он был лишь 20-м со своей «Ханумой», которую артисты за глаза называют «концертом». В позапрошлом за вполне адекватный «Дембельский поезд» наши эксперты сделали его седьмым. Кстати, тогда же десятым стал Анджей Бубень, поставивший в сезоне 2010-2011 спектакль «Август. Графство Осэйдж» в Омской драме. «Август...», как выяснилось позднее, попал в афишу «Золотой маски» – главной национальной театральной премии. Правда, лавров не снискал, но уже попадание в номинанты многие расценили как большой успех труппы. Любопытно, что в нынешнем сезоне и Цхвирава, и поддерживаемый им мэтр Бубень дуэтом попали в тройку лучших среди постановщиков в омских театрах. Респонденты оценили булгаковский «Бег» главного режиссера «академиков» и «Смерть не велосипед, чтоб ее у тебя украли» его питерского коллеги. Цхвирава первый в нашем топе режиссеров, он совсем немного обошел еще одного питерца Анатолия Праудина и его «Зойкину квартиру» в «Пятом театре». Анджей Бубень же замкнул тройку лучших за спорную первую постановку в России пьесы модной Биляны Срблянович. Народный артист России Валерий Алексеев, ярко исполнив в спектакле роль папы, на этот раз стал четвертым в рейтинге. Да и вообще «академики» правят бал в актерском топе. У них первые шесть мест. Седьмое разделила с еще одним актером Драмы Владом Пузырниковым звезда «Пятого театра» Мария Долганева, которая регулярно появляется вверху нашего топа. В десятке кроме «академиков» еще один представитель труппы Александры Юрковой – Борис Косицын.
Сможет ли топнуть «Топ-театр»?
Если лидирующие позиции Драмы и «Пятого театра» стабильны, то единственный омский частный театр Нателы Полежаевой, возможно, из-за довольно скандальной и неожиданной смены художественного руководителя опустился в нашем рейтинге. В прошлом году двое «гончаруковцев» вошли в десятку лучших среди актеров, а сам их мастер Александр Гончарук был шестым с «Туфелькой для Золушки». В этом же году лучшим из актеров театра стал Александр Гончарук-младший, а среди режиссеров отметился на 13 месте актер Александр Устюгов, поставивший комедию «Бонобо». «Студия Гончарука» сменила название на «ТОП-театр», быть может, в надежде вернуться на вершину нашего топа. Можно пожелать Игорю Григурко, ставшему новым «гончаруком» у Нателы Полежаевой, терпения и сценических удач. Самой же владелице – не устать от творчества. История с ее театром была авторской и связана с именем заслуженного артиста России Александра Гончарука. Как поведет себя этот коллектив сейчас, когда меняются требования и направленность режиссуры, сложно сказать. Время покажет, сумеет ли Натела Олеговна выйти сухой из этого водоворота театральных страстей.
Без дома, но с амбициями
Выше Владимира Витько в режиссерском топе обосновался его сын Кирилл, поразивший зрителей многочасовым спектаклем в жанре сна по гоголевской «Женитьбе». На классику, любимую и узнаваемую, он посмотрел по-своему, и у его трактовки есть поклонники. Как есть сторонники и у «Братьев Карамазовых», «Гусарского романса» и «Василия Шукшина» Владимира Витько. Кирилл на этот раз седьмой, его отец – девятый. Лучшая же из «галерковцев» Екатерина Латыпова, очаровательная сваха-испанка в «Снах Подколесина», на 23 месте и имеет большие перспективы, чтобы в следующий раз оказаться выше.
Возможно, намечающийся ремонт поможет омскому ТЮЗу преодолеть некоторый застой. Главреж Борис Гуревич – четвертый сразу за несколько постановок. А вот актеры-«тюзовцы», увы, не могут похвастаться высоким рейтингом. Лучшая из них, по версии наших экспертов, Вероника Дмитриенко, находится на 46 строчке, да и та еще студентка и была приглашена для исполнения главной роли в спектакле «Принцесса Кру».
Еще нет комментариев Написать комментарий
- Накануне Омск превратился в Сайлент Хилл853021 ноября 2024
- Омская художница поделилась впечатлениями от музеев в столице Японии676021 ноября 2024
- Создатель памятника основателям Омска объяснил, почему его тяготит живопись664021 ноября 2024
- Омский музтеатр представил свою самую многообещающую солистку балета2729314 ноября 2024
- Жена капитана омского «Авангарда» поделилась "страшной" историей про мусорку6972114 ноября 2024
- Сирены от композитора «Ментовских войн» появятся на сцене Омского музтеатра2209013 ноября 2024
- Ракета или нет: омичи обратили взор на макароны оригинальной формы в местных магазинах2565013 ноября 2024