ШАБАШ МОНОПОЛИСТОВ
Как они убивали манякинскую деревню
Начало темы в БК №44 от 13.11.13
Леонид Полежаев – президент «Омского торгового дома»
Весной 1990 г., еще до путча, в Омске с помпой отмечали рождение первого акционерного регионального общества «Омский торговый дом» (ОТД). Презентация ОТД, состоявшаяся в Музыкальном театре, собрала весь свет омского начальства. Чему удивляться, ведь в списке учредителей торгового дома значились практически все промышленные гиганты области, крупнейшие предприятия торговли… И омский облисполком во главе с его председателем Леонидом Полежаевым, занявшим кресло президента ОТД, будучи главой исполнительной власти региона. В перерыве в театральном буфете, это уже после напыщенных речей, столкнулся с группой перевозбужденных кооператоров, присутствовавших на презентации нелегально.
– Да это же шабаш! Шабаш монополистов! Спецучреждение по удушению предпринимательства!
Все эти люди были в шоке. Их реальная жизнь и дело, которым они занимались, никак не увязывались с провозглашенными учредителями «Торгового дома» принципами «сотрудничества, интеграции и расширения возможностей предпринимательской деятельности». Речь шла скорее о другом – о физическом неприятии властями негосударственного сектора экономики. В те годы бизнес омских чиновников, идейным вдохновителем которого стал Леонид Полежаев, рос и процветал на беззастенчивых грабежах и притеснениях нарождающегося предпринимательства...
Вот записки тех дней. Только что вернулся из Марьяновки. Район сугубо сельскохозяйственный, мощный, но близость к городу играет с ним злую шутку.
– Поехали наши директора совхозов на агропромышленную ярмарку, город проводил, повезли туда мясо… – рассказывал председатель Марьяновского райсовета Антонов. – Куда ни сунутся – им условия: сдай говядину по два с полтиной за кило, тогда, мол, к телевизору приценивайся. Пробовали возмутиться: как по два с полтиной, в своем ли вы уме, ведь нам государство по десять рублей выкладывает. А они – вот и катись к государству. Вернулись восвояси, собрались у меня в кабинете и решили: будем учиться торговать сами!
Увы, Антонов, жаловавшийся мне на ярмарочный беспредел, просто еще не знал, что имя этого Беспредельщика – полежаевский «Омский торговый дом». Именно ему, ОТД, принадлежало первенство по большинству сделок на ярмарке. Ведь ОТД – это бензин омского НПЗ, каучук, дефицитнейшие шины, телевизоры и весь набор товаров для народа, выпускаемый омским ВПК. Все эти товары «Торговый дом», за которым стояли высокие областные чиновники, покупал по государственным ценам, то есть за два с полтиной, а продавал народу, тем же селянам, по коммерческим – в разы дороже.
И все-таки тогда, в 91-м, мне еще казалось, что у марьяновских сельхозпроизводителей есть шанс.
Мясные бунты
Примерно в это же время бывший летчик Юрий Шойхет создает первое акционерное потребительское общество «Омск». В актовом зале Дома профсоюзов собрались представители 15 кооперативов Омска, выступивших в роли учредителей потребительского общества, а также сотни рядовых граждан, решивших вложить свои кровные в ценные бумаги общества.
Был вопрос из зала: «Начальство среди нас есть? Пусть выскажется! А то получится: мы денежки внесем, а они нас вне закона объявят». Начальство отсутствовало. Но меры, которые оно приняло, чтобы «не пущать», были исчерпывающими, а сам Шойхет, бросивший вызов «Омскому торговому дому», с этого момента стал личным врагом Леонида Полежаева. Очень скоро именем Шойхета стали народ пугать: «Пойдете к Шойхету – не обижайтесь!».
Юрий Шойхет |
– Мне позвонили из Сосновского сельсовета, – рассказывал Юрий Шойхет, президент акционерного общества «Омск». – У них там что-то вроде мясного бунта!
В семь вечера мы подъехали к Сосновке, где нас поджидало человек пятьдесят – владельцы личных подворий. Честно признаюсь, я был потрясен: люди хотели, но не могли сдать 500 (!) тонн мяса. Заготконтора Облпотребсоюза, одно из подразделений полежаевского облисполкома, мясо не принимала, а на рынок, тоже облпотребсоюзовский, не пробьешься.
Здесь же, на улице, председатель сосновского сельсовета Кремер сделал Шойхету официальное предложение: «Мы вашему акционерному обществу землю выделим – стройте у нас убойный цех для начала…»
– Построить-то мы можем! – воскликнул Шойхет. – И деньги у нас есть! Но вот чтобы скот закупать, опять нужны наряды Облпотребсоюза… Сегодня только он по полежаевскому указу имеет право работать с населением. Пойди получи такой наряд… И больше не захочешь. Еще хуже – продавать это мясо мы тоже не сможем. Надо каждый раз бумажку у Соснина, заместителя Полежаева, подписывать.
И вот так, куда ни сунься – везде «Омский торговый дом», детище Полежаева, рогатки расставил. Парадокс, в Омске тогда действовало всего-то два акционерных потребительских общества. И у власти был шанс создать условия для честной конкуренции этих предприятий. Но чиновники сами решили заняться бизнесом, создали контору и, посадив своих людей на оклады, приступили к выворачиванию карманов сельских простаков – удушению свободного предпринимательства. Под удар был поставлен весь манякинский Малый Бизнес с его 60 тысячами тонн в год.
– Сергей Сергеевич, что делать? Наше общество помогло построить на селе ферму для бывшего владельца личного подворья. Он с нами мясом рассчитался – девяносто тонн. А я его теперь продать не могу! Надо к Полежаеву идти, чтоб лично подписал. А он меня, Шойхета, не принимает…
Леонид Полежаев |
Леонид Константинович, на тебя наручники надевать надо!
Я вызвался помочь Шойхету получить разрешение на продажу мяса. Меня, корреспондента «Известий», газеты Верховного Совета СССР, Полежаев пока еще принимал со всеми почестями, бывало, что и в приемной встречал. И вот захожу я к нему, секретарь мило улыбается: «У Леонида Константиныча совещание, но вы проходите, Сергей Сергеевич». Прохожу, за столом активные члены ОТД – Глебов, Казимиров… Обсуждают вопрос создания товарно-сырьевой биржи в составе «Омского торгового дома». Брокерские места – только для учредителей! Тут же согласовывают кандидатуру «надежного» человека для руководства биржи. ОНИ, видимо, посчитав меня «своим», беззастенчиво рассуждали о том, как поставить на колени все омское предпринимательство. Чтобы ни одной копейки мимо ОТД не проскользнуло. Ну, прямо бандитская сходка, другого, более подходящего сравнения, у меня сегодня нет.
Замечу, что слухи о полежаевской товарно-сырьевой бирже наводили ужас на мелких предпринимателей не потому, что у них появлялся конкурент, нет, они видели в ней безжалостного рэкетира. «Омский торговый дом» с его возможностями мог скупать товары у тех, с кем предприниматели работали напрямую, а затем сбывать эти товары через биржу, сдирая с клиентов и за товары, и за услуги.
Уже потом, когда мы остались вдвоем, я сказал ему:
– Леонид Константинович, ты что же делаешь?! Ведь на тебя наручники надевать надо. Полежаев удивился: «Сережа, ты что-то недопонимаешь… Ну почему, ответь, я не могу быть президентом «Торгового дома»? Это мое детище! И с его помощью я создам единую экономическую ткань, которая связала бы монстров ВПК с территорией, заставила бы их работать на территории. А потом, у меня есть опыт и желание».
– Хотите быть президентом «Торгового дома» – будьте! Но прежде освободите место главы региона. Вряд ли монстрам ВПК нужен опыт Лени Полежаева… Им нужна волшебная палочка председателя облисполкома, способного сделать из рынка дорогу с односторонним движением. Но ведь от тебя другого ждут. Разреши селянам торговать, пусти бизнес на рынки и в магазины. Создай условия, чтобы монстрам ВПК было выгодно сотрудничать с деревней и чтоб такое сотрудничество поднимало сельскую экономику.
Спор был долгим, но мы разошлись каждый «при своих». А в тогдашних «Известиях» вскоре вышел материал «Шабаш монополистов». О том, как омские власти создавали «рыночные» структуры для уничтожения рынка.
Продолжение темы в БК №46
Сергей Сусликов, президент ИД «ТРИЭС»:
– Хотите быть президентом «Торгового дома» – будьте! Но прежде освободите место главы региона. Вряд ли монстрам ВПК нужен опыт Лени Полежаева… Им нужна волшебная палочка председателя облисполкома, способного сделать из рынка дорогу с односторонним движением. Но ведь от тебя другого ждут. Разреши селянам торговать, пусти бизнес на рынки и в магазины. Создай условия, чтобы монстрам ВПК было выгодно сотрудничать с деревней и чтоб такое сотрудничество поднимало сельскую экономику.
Комментарии (4) Написать комментарий
Но финал то где? Чем кончилась история? Я так понимаю ЛК победил СС? :)
Требуем продолжения!
- Накануне Омск превратился в Сайлент Хилл853021 ноября 2024
- Омская художница поделилась впечатлениями от музеев в столице Японии676021 ноября 2024
- Создатель памятника основателям Омска объяснил, почему его тяготит живопись664021 ноября 2024
- Омский музтеатр представил свою самую многообещающую солистку балета2729314 ноября 2024
- Жена капитана омского «Авангарда» поделилась "страшной" историей про мусорку6972114 ноября 2024
- Сирены от композитора «Ментовских войн» появятся на сцене Омского музтеатра2209013 ноября 2024
- Ракета или нет: омичи обратили взор на макароны оригинальной формы в местных магазинах2565013 ноября 2024