Новости. Омск

Культура. Ярчайшие имена
№ 33(559) от 28.08.2014

Содержание

Пусть говорят

Деятели омской культуры в минувший сезон дали много поводов для разговоров. Понятно, что основная их деятельность - творческая - всегда будет в поле зрения критиков и арт-экспертов. "БК-лица" же в этом номере решил вспомнить события, которые не всегда близки к искусству, но вызвали больше всего эмоций у читателей и зрителей.

Итак, наш рейтинг тех, кто дал больше всего поводов для пересудов в области омской культуры, ньюсмейкеров. Напомним, ньюсмейкер  – калька с англ. newsmaker – лицо или событие, достойное внимания журналистов, т.е. в буквальном переводе «делающее новость». В России этот термин чаще всего применяется в отношении конкретного лица. Люди эти хорошо известны и влиятельны, их поступки и начинания вызывали ожесточенные комментарии и обсуждение культобщественности. Чего стоил проект концессии Омского ТЮЗа или письмо экс-главного дирижера нашего симфонического оркестра Евгения Шестакова, размещенное на сайте bk55 и приведшее к судебной тяжбе издания и некоторых местных культтоп-менеджеров. Умение заставить о себе не забывать – весьма важное на Западе, где оно культивируется многими специально, и даже существуют профи, которые поднимают рейтинги людям, желающим как можно больше «светиться», – в Омске чаще всего работает спонтанно. Но к результатам приводит. Об этом – далее.

 

Евгений Фоминцев

«Голая правда» культуры

Пойти за ­продуктами и наполниться вдохновением

 

Актера и режиссера «Пятого театра» Евгения Фоминцева теперь будут вспоминать не только за его роли, но и за то, что продемонстрировал омичам, откуда он «черпает» вдохновение.

Представьте ситуацию: будни, 9.30 утра, а по улице Красный Путь, недалеко от здания правительства, поликлиники УМВД и областной научной библиотеки, разгуливает совершенно обнаженным лицедей «Пятого театра». Естественно, это не могло не привлечь внимания спешащих на работу любителей Мельпомены. Снимать его «голую правду» на телефоны многим показалось делом нормальным, а потому фото и даже видео с артистом тут же распространились по интернету, сделав его героя необычайно популярным. По словам директора «Пятого театра» Александры Юрковой, с обнаженным Фоминцевым она разминулась всего-то на 40 минут, иначе сама бы отвезла его в больницу скорой помощи. А так «скорую» актеру вызвали свидетели этого события. Заметим, директор учреждения Мельпомены в тот момент официально находилась в отпуске. Сам Евгений не комментировал случившееся. Как говорят его коллеги, все, что он помнит, он отправился вечером за продуктами. «В его квартире сейчас идет ремонт. Гражданская жена Евгения вечером отправила его за продуктами и больше не смогла до него дозвониться. Сам Евгений также не может рассказать, что он делал 10 часов, на которые у него образовался провал в памяти. Помнит лишь большое количество людей и стол», – рассказывали «БК-рейтингу» в «Пятом театре». Как Евгений оказался в компании в городке Нефтяников, где он проживает, актер не помнит. «Он выпивал, но в употреблении наркотиков замечен не был. Как и какой препарат ему ­подсыпали, еще предстоит выяснить», – рассказывал нашему изданию источник в «Пятом театре», пожелавший не афишировать себя. К моменту выхода этого номера «БК-рейтинга» театр Александры Юрковой должен вернуться с гастролей из Санкт-Петербурга, где одной из главных заманух питерских гастролей омичей должна была стать постановка режиссера Максима Кальсина «Географ глобус пропил». Ведущую роль там блестяще исполняет Евгений Фоминцев. Омская инсценировка нашумевшего романа Алексея Иванова уже была удостоена наград на нескольких форумах. Как злословят омичи, выходка с раздеванием еще больше приблизила Фоминцева к его герою учителю  Виктору Служкину.

 

Виктор Лапухин

Культ-бизнесмен

Бизнес на детском театре не случился

 

Министр культуры Омской области Виктор Лапухин неоднократно попадал в центр внимания. Зачастую его к этому приводило весьма позитивное стремление к обновлению. Так было с предложением отремонтировать Омский ТЮЗ, отдав его в концессию.

По информации от источников ­«БК-рейтинга», таким концессионером должен был стать один из омских рестораторов. Но у того не вовремя возникли проблемы с законом. А может быть, и вовремя. Ему не удалось реализовать мегапроект по возможному размещению в Омском ТЮЗе развлекательного центра для детей. По договору концессии, проект которого просочился в прессу, инвестору ­предлагалось за свой счет восстановить здание театра. Взамен бизнес получил бы право возводить объекты недвижимости рядом с ТЮЗом. Это могло стать беспрецедентным для России опытом реставрации гос­учреждения без нагрузки на тощий местный бюджет. Но культобщественность беспокоили два вопроса: можно ли переложить заботу о детях на плечи бизнеса и не является ли проект концессии удобной схемой для появления в центре города другого учреждения, более доходного, но менее культурного? Судя по всему, вопросы были нелишними и концессия пока не случилась. Но то, что от нее отказались, совсем говорить нельзя. Пока денег на ремонт ТЮЗа нет. Возможно, их найдут культменеджеры нового формата вроде назначенного на пост директора Тарского театра представителя бизнеса, «продавца сотовых телефонов», как пишут комментаторы в интернете, Анджея Неупокоева. Хотя санкционированное главой минкульта кадровое назначение пока не привело к какому-либо финансовому и творческому благополучию в самом северном в Омской области учреждении Мельпомены. Может быть, пока?!

 

Александра Юркова

Открытие года

Гонорар общению не помеха

 

Несмотря на то, что ее подопечные актеры и режиссеры не всегда давали ей повод для радостных комментариев, тем не менее Александра Юркова, директор «Пятого театра», старалась продемонстрировать открытость и ответить на вопросы журналистов.

А ведь могла озлобиться и обидеться на СМИ. Чего стоила история с петербургским режиссером Денисом Шибаевым, поставившим у нее весной пьесу модного Николая Коляды. На своей страничке в «Фейсбуке» Шибаев, известный по нашумевшему спектаклю «Дневник онаниста», показанного в Омске в рамках фестиваля «Молодые театры России», выставил свое обращение под названием «Как «разводят» в «Пятом театре» Омска». В нем он предостерегал коллег от сотрудничества с этим учреждением культуры. По его словам, с ним и художником Сергеем Илларионовым, его земляком, администрация «Пятого театра» не расплатилась полностью за постановку спектакля «Баба Шанель». «21 марта 2014 года в Государственном «Пятом театре» города Омска состоялась премьера ­спектакля по пьесе Николая Коляды «Баба Шанель», на сегодняшний день сыграны 10 спектаклей. Прошло больше двух месяцев, но гонорар за постановку до сих пор полностью не выплачен. Нам с художником удалось (слово удалось здесь очень точно подобрано) получить часть гонорара, но теперь все остановилось», – выплескивал эмоции на своей страничке в «Фэйсбуке» питерский режиссер. «Хотя в договоре написано, что оплата по договору производится… не от суммы сбора за поставленный спектакль», – продолжал Шибаев. Режиссер заявлял, что не любит скандалы, но не знает, как поступить в создавшейся ситуации, кроме как привлекая к ней внимание общественности. «Потому что и у меня, и у художника спектакля семья, маленькие дети. Я надеюсь, что многие понимают, что работа над спектаклем – это процесс не одного месяца, и возможности параллельного заработка не существует. Видимо, нужно обращаться в суд? Или в СТД?» – вопрошал обиженный на «Пятый театр» режиссер. Договор, акт сдачи-приемки постановки, как признает Шибаев, в порядке и подписаны всеми. Александра Юркова, комментируя эту ситуацию, тогда отметила, что в договоре было указано – расчет должен производиться в течение года, что и происходило. Заметим, не каждый директор театра в данном случае готов был бы выйти на связь с корреспондентом, а Юркова это сделала, еще раз продемонстрировав свой менеджерский профессионализм. А ведь куда проще было бы в данном случае сказать, что журналист извратил ситуацию. Так часто поступали некоторые ее коллеги-мужчины. Юркова оказалась мудрее.

 

Владимир Шалак

Новосел года

Чиновники спасли шедевр

 

Владимир Шалак, директор департамента культуры Омска, 15 февраля отпраздновал новоселье своего ведомства. И это несмотря на то, что, как заявлял чиновник, ситуация с финансами в мегаполисе не просто плохая, «она никакая».

Однако, как выяснилось, отсутствие средств новоселью не помеха. Поводом для переселения с 6-го этажа высотки на улице Карла Либкнехта, 33 в памятник архитектуры в самом центре Омска стало похвальное желание коллег из другого ведомства муниципалитета – образования – соединить в одном месте до сих пор разрозненные все свои подразделения. Офисное здание в шаговой доступности от мэрии, как пояснили в депкультуры, формально и принадлежит ведомству ныне г-жи Спеховой. Переезд в четырех­этажный особняк на Чокана Валиханова, 3, так называемый дом Михайлова, представляющий собой яркий образец стиля модерн начала 20 века, можно рассматривать как желание спасти архитектурный шедевр, которых и так немного осталось в Омске. Отличительная черта дома с 40 кабинетами – очень высокие потолки, свыше 4 метров. Это даст, судя по всему, омской культуре больше воздуха. Ранее в этом здании, некогда жилом доме, располагались редакции ряда бюджетных СМИ, теперь его занимают исключительно культчиновники. Правда, в особняке одна проблема – слишком крутая лестница. Но кого это пугает?!

 

Борис Ротберг и Василий Евстратенко

СУДьбоносные

На обиженных воду не возят

 

В отличие от коллеги по цеху Александры Юрковой, директор Омского музыкального театра Борис Ротберг и топ-менеджер областной филармонии Василий Евстратенко оказались людьми обидчивыми и слов, касающихся лично их в письме дирижера Евгения Шестакова, журналистам не спустили.

А ведь представители СМИ только предоставили свою площадку для выражения позиции профессионалу от культуры, экс-дирижеру Омского академического симфонического оркестра Шестакову. Его реплика, опубликованная на сайте bk55 под названием «Валентина Соколова – жертва «ошметков полежаевского режима», вызвала массу откликов и обиду взрослых директоров, о деятельности которых нелестно отозвался музыкант. Поддержанные в этом вопросе министром культуры Лапухиным, против которого и были направлены слова бывшего худрука омских филармонистов, свой гонор внезапно решили продемонстрировать оскорбившиеся топ-менеджеры Омской филармонии Василий Евстратенко и музтеатра Борис Ротберг. Главе минкульта, обидевшемуся на статью об «ошметках полежаевского режима» на сайте bk55 благодаря судье Левченко достались 35 тысяч рублей. Евстратенко и Ротберг свои страдания от критики дирижера Евгения Шестакова оценили в 100 000 рублей и 16 200 соответственно.
Заметим, что иски с претензиями к материалу были поданы более трех месяцев спустя после его публикации. Ротберг, кстати, выразил недовольство и следующим материалом г-на Шестакова «Квартет «Федоровка», или «Живые трупы» омской культуры». Директора Омского музыкального, чье имя не раз мелькало в громких скандалах (так, г-н Ротберг уволил балетмейстера Надежду Калинину, которая поставила, пожалуй, самые популярные балеты последнего времени «Шинель» и «Обнаженное танго», запретил вокалистке Ирине Трусовой участвовать в благотворительной акции), ­среди прочего возмутило и то, что Шестаков причислил его к «самой ужасной в России мини­стерско-директорской похоронной команде омских областных чиновников от культуры». Глава филармонии Василий Евстратенко больше оскорблен упоминаниями о возможных финансовых нарушениях с его стороны. Однако среди прочего требует опровергнуть и высказывание, что его возвращение в кресло директора Омской филармонии – «это бег назад 66-летнего пенсионера, не способного ни к какой профессиональной, а тем более интеллектуальной деятельности». К хорошим моментам руководителей, отметим, что после суда и вступления его решений в действие и Ротберг, и Евстратенко продолжают пускать журналистов ИД «ТРИЭС» на свои спектакли и концерты.

 

Георгий Цхвирава

Театральный Ким Ир Сен

Кто главный в театре?

 

Георгий Цхвирава, главный режиссер Омского академического театра драмы попал в топ культньюсмейкеров за желание приструнить прессу. Творческий руководитель государственного учреждения Мельпомены, главного в нашем регионе, выступивший в этом году еще и в качестве арт-директора четвертого Международного театрального фестиваля «Академия», в правилах аккредитации на форуме озвучил возможность выгнать неугодного.

«Журналист может быть лишен аккредитации в случае распространения сведений, которые не соответствуют действительности и наносят урон репутации Международного театрального фестиваля «Академия». Решение о лишении журналиста аккредитации принимает дирекция  Международного театрального фестиваля «Академия», – так гласят правила аккредитации. При этом какие такие сведения способны нанести непоправимый репутационный вред «Академии», четко не указано, а следовательно, это оставляет лазейку организаторам феста в лице самого Георгия Цхвиравы лишить возможности посещать мероприятие любого неугодного пишущего или снимающего, если его материал чем-то не понравится Академической драме. Главреж «академиков» давно проявляет свои диктаторские наклонности. В частности, без объяснения причин не общается с неугодными ему представителями СМИ. Но вот правила аккредитации на «Академии» совершенно четко дают понять, что творческий лидер «академиков» желает, чтобы его только хвалили. Кстати, к его предшественнику на этом посту Евгению Марчелли таких претензий не было. Даже доступ к нему всегда был очень простым. Столь же открыт до сих пор и бывший директор Омского академического театра драмы, ныне топ-менеджер знаменитой Новосибирской оперы Борис Мездрич. У Георгия же Зурабовича все весьма непросто с прессой. Все-таки одна официальная пресс-конференция за сезон для всех СМИ, которую Цхвирава провел в сентябре ­2013-го, слишком мало, чтобы знать о главном театральном учреждении области все.

 

Валентина Соколова

Пенсионер года

Мой театр – моя крепость

 

Валентина Соколова, руководившая Омским театром юного зрителя с 1986 года, перестала быть в минувшем театральном сезоне его директором. Борьба г-жи Соколовой против ремонта здания тюзовцев с помощью концессии в конце концов привела к ее отставке.

Год назад любители театра с замиранием сердца следили за перипетиями скандала вокруг чудного места напротив обновленного Концертного зала, который сделали таким благодаря ожиданию в гости звездного коллектива. Омскому ТЮЗу, построенному, как вдруг узнали многие, по сочинскому проекту и долгие годы служившему сибирскому зрителю, в смысле подобных гастролеров, способных привести к столь кардинальному обновлению, ничего не светило. А место-то у ТЮЗа на загляденье! Почти все, что могли там бизнесмены уже прибрали к рукам. Даже общественный туалет в сквере, в советское время служивший верой и правдой меломанам, вдруг превратился в точку общепита. А тут такое здание, и всего лишь театр, да еще юного зрителя. Если бы концессия, предложенная министерством культуры области, удалась, омский минкульт очень выделился бы среди региональных ведомств подобного профиля. Глава федерального министерства Мединский не смог бы пройти мимо такого факта, как ­ремонт театра, и немаленького, кстати, не на бюджетные крохи. Но Валентина Соколова вдруг встала стеной против этого. И тут даме припомнили все ее предыдущие «заслуги». И что сидит давно в кресле директора (как будто она одна такая), что давно не было достижений у театра (как будто только ТЮЗ таков), что были конфликты с режиссерами (как будто только у нее они были). В общем, главное, что «девушка» не согласилась с позицией минкульта. Надо сказать, довольно спорной, защищаемой иногда весьма и весьма сомнительными аргументами, но спущенной и одобренной сверху, иначе министр Лапухин вряд ли бы ее так проталкивал. Министру, пытавшемуся пообщаться с труппой, но принятому весьма холодно тюзовцами под предводительством директора, задавали вопрос: «Вы нам обещаете, что концессии здания ТЮЗа не будет?». Желание выяснить все до конца к добру не привело. Однако и омичи в лице родителей и маленьких театралов свой ТЮЗ особо не поддержали. Протестных действий под девизом «Оставьте ТЮЗ детям!» не наблюдалось. И тут одно из двух: либо нынешний ТЮЗ никого не устраивал, либо омичам все равно, передадут ли в концессию частному инвестору здание театра или нет. Вот интересно, если передадут: будет ли театр подобно некоторым кинотеатрам, построенным в советское время, превращен в сборище «едален» и помещений для игровых автоматов, или все же профиль учреждения Мельпомены заставит концессионера относиться к нему с большим почтением. Валентина Соколова, правда, будет смотреть на это только со стороны.

 

Елена Мамонтова и Владимир Золотарь

Дауншифтер года

Куда уходит... цирк?!

 

Журналистка Елена Мамонтова привлекла внимание омичей своим дауншифтингом: из областного минкульта она перешла в Омский ТЮЗ, променяв должность «правой руки» министра Виктора Лапухина на более скромную, но столь же «правую» руку худрука тюзовцев Владимира Золотаря.

Ее новый босс уверял, что «пристыдил» г-жу Мамонтову, и потому та пришла к нему работать. Дескать, когда звали его в ТЮЗ, обещали всячески помогать. Вот и помогайте. «Помощница» некоторое время думала, поменять ли ей чиновничью стезю, где она порядком засветилась, и не всегда в положительную сторону, на более знакомую и творческую. Победила все же творческая. Обида у министра на Мамонтову, которую он сам же и привел в минкульт, думается, все же была. После ее ухода в главном культведомстве региона расформировали отдел искусств и взаимодействия с творческими союзами, некогда созданный специально под Мамонтову. А Елена Станиславовна запомнится многим в минкульте тем, что была чуть ли не первой, на кого якобы минкультовцы написали анонимку губернатору Виктору Назарову и его первому заму Юрию Гамбургу с просьбой, которую назвали «криком о помощи». Они требовали снять с занимаемой должности начальника отдела искусств и взаимодействия с творческими союзами Елену Мамонтову. Копию эпистолы служащие отправили в журнал «Бизнес-курс» с преамбулой: «...обращаемся к вам, так как знаем, что вы умеете распутывать все коррупционные дела». Написавшие ее люди, по их словам, хотели нормальной работы министерства, которой мешала г-жа Мамонтова. Она, как считают корреспонденты, несмотря на обращения к главе региона, «по сей день творит свои черные дела». «Мамонтова Е.С. ведет себя как заместитель министра, везде вмешивается, хамит и всегда вхожа в кабинет министра, в любое время, делает замечания, грубит и затыкает рот, вмешивается в том числе в экономические и финансовые вопросы министерства», – перечисляют «сотрудники минкульта» список «черных дел» PR-директора фестиваля «Академия» и своей тогдашней коллеги. В середине эпистолы становится совсем понятно, почему авторы написали ее. Оказывается, прошел слух, что Елена Мамонтова «заставляет» министра Лапухина создавать в министерстве некую «новую структуру», «а это грозит увольнением многих сотрудников министерства культуры», что в конечном счете, как они считают, приведет к развалу ведомства. Впрочем, грозящей катастрофы для минкульта не произошло, а сами минкультовцы, видимо, с подачи свыше собирали подписи под письмом в защиту Мамонтовой. Дескать, не клеветали на нее, хороший она сотрудник. Оценить достоинства и недостатки Мамонтовой теперь могут все жела­ющие. В министерстве ее сменила Галина Беда, которая никаких комментариев и интервью, в отличие от предшественницы, не дает. Впрочем, и предшественница иногда перегибала палку. Там, где можно было промолчать, говорила слишком много и наоборот.


Текст: Василий Романов

Просмотров: 277 Комментариев: 0


АВТОРЫ

Василий Романов   



Еще нет комментариев    Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru