Бюджетный плач
Слушания проекта бюджета Омской области вышли стремительными. Планировали потратить три часа – все-таки предстояло рассматривать, как будем жить целых три года. Управились за час 15 минут. Народные избранники – депутаты регионального Законодательного Собрания, Госдумы от Омской области, представители экспертного сообщества, общественных объединений, политических партий, в том числе непарламентских – не активничали. Даже собрались как-то неохотно – из 312 заявившихся прибыли 270.
– Соблюдайте регламент! Не более пяти минут на выступление! – предупредил председательствующий Сергей Жириков. – Учтите, бюджет формировался в тяжелых условиях – падение роста экономики, введенные экономические санкции.
Заявление председателя присутствующие восприняли как должное, не ропща и пытаясь прорваться к трибуне. Жирикову повезло: поскольку основная мысль его доклада – жить тяжело, но не надо просить и жаловаться – была короткой, удалось ее произнести несколько раз в течение пяти минут. Идея, вбитая как гвоздь, – именно так обрабатывать публику завещал великий Ленин – овладела массами. Выступающие старались произносить цифры скороговоркой. В прошлом году, помнится, бюджет на год был признан максимально дефицитным. Ошиблись. Настоящий дефицит подкрался незаметно, как зима на хлебное поле. Доходы бюджета будут падать, сообщила в своем докладе министр финансов региона Рита Фомина: если в 2015 году они составят 68,2 миллиарда рублей, то в 2017 – уже 60,8. Расходы, впрочем, тоже: в 2015 потратим 73,6 миллиарда, а в 2017 – только 66,7. Что, в принципе, понятно: основная задача – повысить зарплаты врачам, учителям и воспитателям. То есть выполнить указы президента, рассчитанные до 2016 года. 75 процентов бюджета посвящены больше именно зарплатам, чем реальным расходам на образование, медицину и социальные нужды.
– Сохранен режим жесткой экономии по содержанию сети учреждений, на треть сокращены расходы на закупку основных средств и капитальный ремонт, – сообщила Фомина.
Урезаны расходы на культуру, спорт и СМИ. Про сельское хозяйство, которое должно обеспечить области продовольственную безопасность, министр упомянула мельком: мол, несмотря ни на что, деньги на развитие агропромышленного комплекса выделяются. Какие, не уточнила, быстро перейдя к субсидиям муниципальным образованиям Омской области, которые на следующий год составят 1,7 миллиарда.
– Не надо перекладывать районные проблемы на областной бюджет, – авансом отчитала глав муниципалитетов министр в юбке.
Вячеслав Двораковский, мэр Омска, заерзал в кресле – 300-летний юбилей города, про который в бюджете не было ни слова, придется отмечать на свои. Затянуть пояса придется даже аппарату управления – расходы на его содержание предусмотрены со снижением аж на 4 процента. Премиальные урежут, не иначе. Или, хуже того, на старых машинах придется ездить, неся лишения вместе с отечеством. Надеюсь, чиновники ради него станут чаще превышать скорость и выезжать на встречку. Доходы бюджета формируются в основном за счет налогов физических лиц, которые составляют 16,2 миллиарда, налоги с прибыли организаций меньше почти на миллиард. Потому Фомина изъявила надежду на рост поступлений штрафов за нарушение правил дорожного движения. И это накладывает на омичей дополнительную ответственность. Автомобилисты! Не надо быть взаимно вежливыми – без нарушителей область пропадет...
Министр экономики Александр Третьяков был оптимистичен, но в меру. Свои прогнозы развития области он так и назвал – традиционный и умеренно оптимистичный. По цифрам роста объемов промышленного производства они отличаются не слишком: при развитии по первому варианту он составит 105 процентов к уровню 2014 года, по второму – 108,2. Обещал кластеры, инвестиции, инновации, которые, правда, смогут реализоваться только при напряженных усилиях всех отраслей власти. Универсальное оправдание на будущее: не будет инвестиций – значит, мало усилились. Сельскому хозяйству Третьяков спрогнозировал рост объема производства продукции в 2017 году на 7-10 процентов. Но…
– В основу умеренно оптимистичного варианта заложены благоприятные погодные условия… – признался честно.
То ли оптимист, то ли редко на улице бывает. Виктор Соболев, министр имущественных отношений, например, не собирается ждать погоды, чтобы помочь бюджету. Он планирует за три года продать областного имущества на 90 миллионов рублей. Что еще осталось в регионе своего, может быть, и уточнял, но никто не понял – Соболев больше всех старался выполнить задание председательствующего: говорил не только быстро, но и невнятно. Так и хочется попросить губернатора: Виктор Иванович, подбирайте сотрудников по степени владения ораторским искусством! Хотя, может, я чего не знаю, и от них еще какая-нибудь польза есть, кроме услаждения слуха? Вот Александр Аверьянов, председатель Совета Знаменского муниципального района Омской области, складно говорил. Оптимистично, как Третьяков, но в отличие от него, неумеренно:
– Область наконец начнет жить по средствам! – восхитился он предстоящей жесткой экономией.
Благостный настрой депутатов, усыпленных видением прекрасного будущего, сбил Андрей Алехин, заявив, что 10 процентов сел Омской области из-за нехватки средств уже лишились транспортного сообщения.
– Дальше сокращать маршрутную сеть нельзя, – воззвал руководитель фракции КПРФ в Заксобрании. – Пенсионеры не могут даже получить пенсию, не говоря уже о медицинском обслуживании и социальных услугах. В этом году проблему решили, выделив субсидию на пассажирские перевозки на 480 миллионов рублей. На следующий нужно 455 миллионов, а проектом бюджета заложено всего 173 миллиона рублей. Необходимо изыскать 282 миллиона рублей!
Коммунисты захлопали руками, спикер Владимир Варнавский – глазами и ртом.
– Мы же договорились! – наконец обрел он дар речи. – Прежде чем решать вопрос о выделении ресурсов, контрольно-счетная палата пускай проверит, как работают средства. В любом случае это не предмет для первого чтения, вам, как многоопытному депутату, это известно. Это предмет для поправки ко второму. Вот пусть сначала проверят, тогда дадим мы эти деньги, если нужно. Соблюдайте регламент! Выделять мы можем сколько угодно, но на рубле-то не уедешь.
– Да этих денег все равно не хватит! – безуспешно пытался спорить Алехин.
– Мы все прекрасно понимаем, в каких тяжелых условиях… Падение роста экономики, введенные экономические санкции… – продолжила традицию докладчиков Лидия Герасимова, секретарь Общественной палаты Омской области. – И никто не знает, что будет с рублем.
Плохо, видать, слушала Варнавского – он же сказал, что на рубле далеко не уедешь.
– Мы в Общественной палате считаем: лучше плохой закон, чем никакого! – припечатала проект бюджета Герасимова, разом перечеркнув весь оптимизм – и умеренный, и неумеренный.
Комментарии (1) Написать комментарий
- Накануне Омск превратился в Сайлент Хилл844021 ноября 2024
- Омская художница поделилась впечатлениями от музеев в столице Японии669021 ноября 2024
- Создатель памятника основателям Омска объяснил, почему его тяготит живопись655021 ноября 2024
- Омский музтеатр представил свою самую многообещающую солистку балета2722314 ноября 2024
- Жена капитана омского «Авангарда» поделилась "страшной" историей про мусорку6965114 ноября 2024
- Сирены от композитора «Ментовских войн» появятся на сцене Омского музтеатра2204013 ноября 2024
- Ракета или нет: омичи обратили взор на макароны оригинальной формы в местных магазинах2560013 ноября 2024