Великая Предвыборная депрессия
1 В Омске нет «короля влиятельности»
То ли к сожалению, то ли к счастью, прошли те времена, когда первую строчку рейтинга влиятельности занимал губернатор Полежаев, а на остальных местах этого «пьедестала почета» расположились те, кто помогал ему держать и вершить власть в области. То были люди при галстуках и люди при погонах, чьи имена порой боялись лишний раз произнести всуе. Даже спустя пару лет после «сошествия с престола» Леонида Константиновича Полежаева эксперты признавали, что влиятельность его не испарилась вместе с должностью.
С новым губернатором Виктором Назаровым все сложилось иначе – закономерно. Ставленник «Газпрома» претендовал поначалу было на первое место, но «авансы», которые дали ему эксперты, не оправдались. Отдавать дань должности первого лица области можно бесконечно, но закрывать глаза на реальное положение дел при этом сложно. В этом году накануне сентябрьских выборов в результате досрочной отставки с поста губернатора Омской области Виктор Назаров обзавелся приставкой «врио» к высокой должности и удостоился лишь третьего места в рейтинге самых влиятельных. Да, по сути он первый, но по факту пустующие топовые позиции рейтинга дают весьма красноречивую оценку «творчеству» Виктора Назарова на омской земле и уровню его реального влияния. «Ну как и на что он может влиять! За него уже все решили: одно – в Кремле, другое – его же пиарщики», – в сердцах воскликнул один из экспертов, озвучив, похоже, общее мнение насчет досрочных выборов, скандалов, связанных с коммунистом Олегом Денисенко и прочих волнующих предвыборных моментов.
Предрекают, что в следующем году расклад может быть еще хуже. Пока что за широкой мускулистой спиной Виктора Назарова незримо маячит Москва, оказывающая врио губернатора негласную поддержку, но после выборов расклад этот может измениться. Есть робкая надежда, что это сделает потенциального губернатора Назарова более самостоятельным – он все же человек неглупый и за пару лет хоть немного, да должен был поднатореть в правительственных играх. А возможно, и ему из «дамок» придется шагнуть в рядовые «шашки». И тут участь экс-губернатора Полежаева ему точно не светит: вряд ли нынешнему кормчему области присвоят звание «великий» и будут с поклонами вносить его фамилию в списки влиятельных. Все же любую должность делает личность, а не наоборот.
2 Силовики по-прежнему «рулят»
В прошлом году во главе рейтинга влиятельности прочно укоренились силовики, расхватав все «призовые» места и потеснив министров, чиновников и губернатора вместе взятых. Процесс формирования влиятельных элит не хуже процесса развития цивилизации: никогда не шел семимильными шагами. В этом году топовые позиции рейтинга изменились несильно. Силовики по-прежнему в авангарде как в стране, так и в регионах. Фактически весь пьедестал почета омского рейтинга влиятельности занимают люди в погонах: руководитель следственного управления Андрей Кондин, главный омский прокурор Анастас Спиридонов, начальник УМВД России по Омской области Юрий Томчак. Это лишний раз подчеркивает: власть Омской области несамостоятельна.
Слегка особняком, хоть и в первой десятке, стоит Игорь Бондарев, правая рука главы области Виктора Назарова. Заместитель председателя правительства в прошлом году занимал второе место, сейчас опустился на девятое. Это связано вовсе не с тем, что бывший чекист Бондарев утратил влияние и на главу региона, и на сам регион: скорее, это дань тому, что он тщательно старается держаться в тени. Как известно, вершить судьбы в кулуарах власти гораздо проще и привычнее, нежели на виду. Чиновник «на публику» занимается текущими делами – от транспортной проблемы до участия в бизнес-конференциях, но как в прошлом году, так и в этом пришедшего на должность Бондарева эксперты откровенно опасаются (мол, «подомнет под себя губернатора»).
3 Торжество «серых кардиналов» и «черного пиара»
Год был полон неожиданных отставок, суровых назначений, неприятных скандалов и всякого рода «суеты вокруг рояля», имя которому пост губернатора. Еще до того как стало известно, что Омску все же не миновать досрочных губернаторских выборов, заинтересованные стороны начали «войнушку» – порой складывалось ощущение, что делалось это даже не корысти ради, а на всякий случай. Не просиживать же штаны в кабинетах и в думах о малой Родине...
Действуя по правилу «Лучшая защита – это нападение», весенние воды спокойной омской реки всколыхнули сразу несколько небезызвестных товарищей: от того же неприметного профессионала Игоря Бондарева до удивительного и таинственного Сергея Морева. Последний – бизнесмен непубличный (даже де-юре он лишь советник директора Агрегатного завода), но при этом, похоже, весьма амбициозный и влиятельный. Это признали и эксперты: с 31-го прошлогоднего места в рейтинге влиятельности г-н Морев переместился на 14-е. В разгар предвыборной гонки за глаза одиозного промышленника даже начали величать «теневым губернатором». Впору снимать про Морева мультфильм по мотивам диснеевской саги про утку-супергероя. Предприниматель накрывает «черным плащом» своего влияния всю область, скрывая под одной полой действующего губернатора, под другой – большую часть его свиты, и, зловеще улыбаясь, уходит в закат... Горсовет в частности, да и, можно сказать, городскую власть в целом хозяин Агрегатного завода, по мнению многих наблюдателей, в той или иной мере контролирует уже давно. Красноречивый пример, давший почву очередной лавине кривотолков: для какой-то кулуарной встречи, то ли по теме «Омскэлектро», то ли еще по какой другой, мэр Вячеслав Двораковский навестил с визитом Морева – официально всего лишь советника гендиректора завода, а не наоборот.
В сотню влиятельных вошел в результате разножанровой активности г-на Морева его товарищ, депутат Омского городского Совета, гендиректор ОАО «АК «Омскагрегат» Игорь Погребняк, который когда-то признавался «Бизнес-курсу», что с Моревым они «тыщу лет знакомы» и понимают друг друга буквально без слов. Выросла влиятельность и еще одного «серого кардинала» большой омской политики – Сергея Мизи. Руководитель компании «Коминформ», председатель комитета по безопасности предпринимательской деятельности при Торгово-промышленной палате Омской области вхож во многие кабинеты – от офиса самого богатого омича Валерия Каплуната до «обиталищ» руководителей города и области – и занимает в нынешнем рейтинге 55-е место (в отличие от прошлогоднего 110-го).
Транслировать сентенции всех вышеперечисленных личностей и делать это в «лучших традициях жанра» призваны политтехнологи и представители СМИ. И это еще одна тенденция этого года: некоторые (например, небезызвестные Андрей Ткачук и Сергей Старовойтов) к основной своей деятельности получили «бонусом» укрепление позиций влиятельности.
4 Не лучшее время для министров
Самым влиятельным министром назаровской администрации признан глава министерства строительства, транспорта и ЖКК Станислав Гребенщиков: в этом году ему досталось восьмое место. Многие эксперты сравнивают его с Юрием Гамбургом тех времен, когда деревья еще были зелеными, а сам Гамбург носил не тюремную робу, а деловой костюм. Говорят, что по влиятельности и амбициозности министр строительства не уступает бывшему заместителю губернатора. Правда, порой громким шепотом добавляют, что эти амбиции могут в итоге завести министра Гребенщикова в те же четыре стены, что окружают сегодня Гамбурга.
Впрочем «удачников», таких как Гребенщиков, в пуле областных чиновников в этом году раз-два и обчелся. Например, первый зампред правительства Вячеслав Синюгин, который в прошлом году буквально «дышал в затылок» влиятельному «строительному» министру, в этом году занимает лишь 22-е место (минус 9 позиций по сравнению с прошлым годом). Он не проявил себя ничем особенным, можно даже сказать, что его супруга Татьяна, глава благотворительного фонда, вела на протяжении этого времени более медийно активную жизнь.
Не могут похвастать особыми победами и другие участники губернаторской свиты. По слухам шатается кресло под главным омским «единороссом» Александром Артемовым, авторитет которого подорвал скандал с перебежчиками, разочаровавшимися в идеалах партии власти. Пока удерживают свое место в середине первой сотни министр сельского хозяйства Виталий Эрлих и министр имущественных отношений Виктор Соболев. Утратил былое могущество Андрей Стороженко, с министерством которого за последний год был связан не один скандал: то погибает роженица, то ребенок – и все «шишки» валятся на министра местного здравоохранения. Эксперты предупреждают: скорее всего, после выборов уголовная гонка за «живцом-коррупционером» продолжится, и еще не один представитель областного правительства может лишиться своего чина.
Зато Вадиму Чеченко повезло. Он менял должность дважды и вместе с тем поднимался все выше по лестнице влиятельности. Экс-министр экономики в июле был назначен исполняющим обязанности министра финансов Омской области и теперь латает бюджетные дыры, заявляя прессе, что ему приходится исполнять роль «плохого парня» для других министерств. Минфин – хранитель «кошелька» региона, поэтому Чеченко вынужден принимать непростые решения, а эксперты тем временем посчитали нужным скостить ему более двухсот лишних позиций и удостоить 81-го места в рейтинге.
5 Сенаторам всегда место найдется
«Я устал, я ухожу!» – заявил не так давно Игорь Зуга, который, видимо, решил, что уже достаточно сделал на посту сенатора от Омской области, и тут же покинул первую десятку самых влиятельных омичей. В этом году он довольствуется лишь 24-м местом. Представитель Верхней палаты российского парламента признался, что решение не продолжать работу было его личным желанием, хотя истинную причину своего ухода решил пока сохранить в тайне. Таинственный мистер Зуга не раскрыл пока и своих дальнейших планов.
Второй сенатор от Омской области Андрей Голушко свои позиции не сдает. Он занимает седьмое место в рейтинге влиятельности, и порой кажется, что вес ему придает груз былых деяний, нежели события «новейшей истории». При этом, по слухам, его место в Совете Федерации тоже может стать вакантным. В этом году сенатор Голушко не так часто, как мог бы, появлялся на публике, был в последнее время нетипично хмур, замкнут и невесел даже рядом с теми высокими федеральными гостями, к приезду которых сам приложил руку (например, речь о Валентине Матвиенко). То ли тому виной закрытие омского «Коммерсанта», то ли непрекращающиеся тяжбы с пайщиками «Овощевода», то ли окончательные и очевидные похороны губернаторских амбиций. С ними – как в том анекдоте про золотую ложечку: «То ли он украл, то ли у него украли, но осадочек неприятный остался...»
6 Омские дамы: мало, но серьезно…
Брутальный рейтинг омской влиятельности в этом году разбавляет лишь десять процентов женщин. Почетное звание самой влиятельной в Омске женщины в этом году снова получила Инна Парыгина. Два года назад она поднялась с «галерки» первой сотни в первую тридцатку и смогла удержать свои позиции, прочно обосновавшись на 25-м месте рейтинга. Госпожа Парыгина – единственная из мэрской команды, кто удержал свои позиции, несмотря даже на то, что и ей в нынешнее смутное время не удалось избежать уголовного дела. Адвокат чиновницы добился снятия обвинений в подделке справки о полученных доходах: спустя шесть лет после сделки чиновницу обвинили в незаконном получении беспроцентного кредита. Директор департамента финансов мэрии Омска теперь обвиняется только в мошенничестве, и то легче.
А вот ее подруга и коллега Елена Бреер, руководитель аппарата мэра, лишь на 115-м месте (минус 47 позиций по сравнению с прошлогодним рейтингом). Стабильность демонстрирует лишь председатель Горсовета Галина Горст, она по-прежнему на 50-м месте.
Укрепила уровень влияния Людмила Литвинцева, поднявшаяся с прошлогоднего 44-го на 37-е место в рейтинге. Помимо председателя Восьмого арбитражного апелляционного суда госпожи Литвинцевой в Омске весьма ценят женское слово и дело ее коллеги по областному арбитражу Ирины Сорокиной (48-е место в рейтинге). Кроме того, место среди влиятельных женщин нашлось начальнику следственного управления УМВД Любови Аксеновой, начальнику УФМС РФ по Омской области Татьяне Пивневой, главному городскому «счетоводу и контролеру» Ирине Лен (вспоминается ряд громких проверок Контрольно-счетной палаты, в результате которых «под ноги» Фемиде и госпоже Лен полетели чиновничьи головы, например архитектора Тиля).
Долгое время самой влиятельной представительницей прекрасного пола оставалась Рита Фомина. Дама, управляющая областными финансами, несколько лет подряд замыкала первую десятку, опережая не только тех, кто, как и она, носит юбки и каблуки, но и тех, кто вершит судьбы в министерствах. Сегодня же экс-министр финансов лишь на 221 месте. Вместо совещаний в министерстве – допросы и очные ставки с бывшим генеральным директором «Мостовика» Олегом Шишовым. Экс-министр финансов Омской области является фигурантом уголовного дела по незаконному финансированию «Мостовика»: известной компании перечислили более 1,2 миллиарда рублей в рамках госконтрактов на строительство Красногорского гидроузла, дороги Федоровка – Александровка и метрополитена. По версии следствия, около 200 миллионов г-жа Фомина перечислила преднамеренно, оформив транш как аванс. Восстановиться в должности Рите Францевне суд не позволил. Тем не менее эксперты отдали ей дань уважения.
7 За Омск «впрягаются» столичные деятели
Резко возросла в этом году влиятельность Сергея Бабурина (79-е место, плюс 173 позиции к прошлогоднему рейтингу). Столичный политический деятель еще в прошлом году начал проявлять активный интерес к региону, всеми силами защищая Юрия Гамбурга, отправленного думать над своим чиновничьим поведением в СИЗО. И регион отплатил тому сторицей, а конкретно – возросшей медийностью. Бабурин регулярно приезжает в Омск на разного рода конференции, навещает Гамбурга, активно рассуждает о выборах и в душе тоже считает себя омичом. Влилась в ряды наших влиятельных сограждан и Елена Мизулина (75-е место). Нынче ей прочат должность сенатора от «Единой России», якобы обещанную Виктором Назаровым в случае его победы на губернаторских выборах. А пока суперледи Мизулина активно ведет просветительскую работу по борьбе с пороками общества (в том числе и на омской земле) невзирая на личный скандал, связанный со слухами о женитьбе ее сына на мужчине.
8 Крупный промышленный бизнес набирает обороты
По-прежнему самым влиятельным бизнесменом эксперты назвали председателя совета директоров компании «Омсктехуглерод» Валерия Каплуната (11-е место), который успешно ведет свой бизнес на территории не только Омска, но и сопредельных (и даже запредельных) стран. Укрепил свои позиции совладелец «Титана» Михаил Сутягинский (26-е место): в этом году его фамилия была на слуху, причем в самом радужном контексте. Наконец-то открылся комбикормовый завод, строительство которого началось десять лет назад, и бизнесмен дважды принимал у себя «государевых лиц»: сначала заместителя председателя Правительства РФ Аркадия Дворковича, а после самого его «шефа» Дмитрия Медведева. Г-н Сутягинский на этих встречах играл первую скрипку, рассказывая федералам о биокластере «Титан-Агро», мощностях комбикормового завода и громадье будущих планов.
Также нашлось место в рейтине Темури Латарии, Димитрию Галаванову, Сергею Калинину и другим крупным «пищевикам»: санкционная политика и импортозамещение, о которых в Омской области теперь стало модно говорить так же часто, как раньше о кластерах, дает шансы производителям колбасок из индейки, свиного балыка и кефиров. Некоторые, как Валерий Кокорин или Владимир Веретено, в рядах влиятельных предпринимателей давно, плотно и традиционно. А вот водочному магнату Андрею Стрельцу все труднее удерживать позиции в рейтинге: он и сам все меньше интересуется Омском, и Омск – им соответственно.
9 Влиятельный – значит, активный
Мэру Двораковскому пришлось потесниться: если в прошлом году он занимал 5-е место – сейчас опустился на 10-е. Падение красноречивое, если учесть, что и вся муниципальная команда, от заместителей до депутатов Горсовета, в основном может похвастать подобными же результатами.
А вот Юрий Федотов «подпрыгнул» в рейтинге и сразу попал в двадцатку первых. В минувшем году этот известный омский борец за справедливость развернул бурную деятельность, чуть ли не в одиночку «слил» с теплого насиженного места директора департамента архитектуры Анатолия Тиля, активно участвовал в борьбе за судьбу «Омскэлектро», инициировал разборки по землям парков и очутился в итоге на 12-м месте рейтинга влиятельности.
10 Кому война, а адвокатам – мать родна
Рейтинг влиятельности еще не распрощался окончательно со своими омскими «бывшими»: гендиректором «Мостовика» Олегом Шишовым, первым зампредом правительства Юрием Гамбургом, министром финансов Ритой Фоминой, главным городским архитектором Анатолием Тилем, министром экономики Александром Третьяковым, гендиректором аэропорта Виктором Титаревым. Но все те, кто обзавелись короткой и печальной приставкой «экс», конечно, уже не смогли удержать былые позиции: трудно влиять на что-то, будучи отстраненным от должности, а то и вовсе сидя за решеткой. Зато многообразие уголовных дел дало прекрасную почву для людей, которые отлично смыслят в законах. Яркие примеры – Андрей Хабаров, который «отыграл» более тридцати позиций и занимает место в первой сотне влиятельных как лучший уголовный адвокат Омска, или впервые включенный в рейтинг его коллега Олег Любушкин.
Методика:
На первом этапе мы отобрали людей, вошедших в топ-100 самых богатых омичей предыдущего года, а также людей, чаще всего упоминавшихся в омской прессе за прошедший год (например, если проект запускается в мае, то принимается во внимание период с мая прошлого года по май текущего года). На втором этапе по формальным признакам влиятельности (уровень должности в административной системе или руководство крупными предприятиями региона) было отобрано свыше пятисот персон. Уровни политической, финансовой и административной влиятельности этих людей оценивали по 10-балльной шкале постоянные эксперты агентства «БК-рейтинг» и «БК», а также журналисты изданий корпорации «ТРИЭС». Под политической влиятельностью мы подразумевали влияние на широкие круги с помощью личной известности, доступа к ресурсам СМИ, близости к политическим партиям или активной внепартийной публичной деятельности; финансовой влиятельностью – финансовую независимость, способность управлять прямо или косвенно большими финансовыми потоками (собственными, государственными, внешних инвесторов); административной влиятельностью – возможность влиять на принятие решений муниципальными (региональными), федеральными органами власти, положение, собственно, внутри государственных/муниципальных органов власти или наличие устойчивых связей с представителями администраций разных уровней.
Примечание:
В числе владельцев и руководителей наиболее влиятельных СМИ региона эксперты не оценивали владельца ИД «ТРИЭС» и главного редактора журнала «Бизнес-курс» Сергея Сусликова, чтобы исключить возможность предвзятости в оценках.
Еще нет комментариев Написать комментарий
- Накануне Омск превратился в Сайлент Хилл853021 ноября 2024
- Омская художница поделилась впечатлениями от музеев в столице Японии676021 ноября 2024
- Создатель памятника основателям Омска объяснил, почему его тяготит живопись664021 ноября 2024
- Омский музтеатр представил свою самую многообещающую солистку балета2729314 ноября 2024
- Жена капитана омского «Авангарда» поделилась "страшной" историей про мусорку6972114 ноября 2024
- Сирены от композитора «Ментовских войн» появятся на сцене Омского музтеатра2209013 ноября 2024
- Ракета или нет: омичи обратили взор на макароны оригинальной формы в местных магазинах2565013 ноября 2024