Кинорежиссер Сокуров показал в Омске свой взгляд на Великую Отечественную
Юрий Трофимов, директор музея им. Врубеля, Виктор Лапухин, министр культуры Омской области, Александр Сокуров, кинорежиссер, Юлия Кантор (Эрмитаж) |
Закрытый показ сокуровской нетленки в киноцентре «Слава» едва не сорвали ремонтные работы в Premium Fashion Gallery «Миллениум», где располагается это учреждение. В цокольном этаже элитарного торгового учреждения красили. Амбре как бы вводило киноманов в определенное состояние. Документальный фильм «Франкофония» посвящен истории спасения ценностей знаменитого Лувра во время оккупации Франции фашистской Германией. Час двадцать восемь минут экранного времени Сокуров рассказывает собственным голосом о директоре Лувра и его взаимодействии с немецким аристократом, отвечавшим со стороны захватчиков за произведения искусства на побежденной территории. Неспешное повествование, много кинохроники. Эпизоды, где задействована актерская составляющая. Артисты исполняют роли директора Лувра, немецкого аристократа, символа Франции – Марианны – и даже Наполеона. Однако все это лишь дополнение к документальной истории, которая снималась на деньги Франции, Германии и Нидерландов. В Венеции кинокритики уже назвали «Франкофонию» «Лучшим европейским фильмом» этого престижного киносмотра, главная награда которого у Сокурова уже есть. В 2011 году «Золотым львом» отметили там его картину «Фауст». «Франкофония» – это как бы продолжение «Русского ковчега». «Ковчег», появившийся в 2002 году, трескучим голосом одного из актеров повествует об Эрмитаже. В ленте появляется даже директор знаменитого музея. Не случайно сотрудники Эрмитажа ввели Сокурова в свой Попечительский Совет. Теперь кинорежиссер – лицо, которое олицетворяет собой распространение «эрмитажного» влияния. В Омск Сокуров прибыл именно в таком качестве, сопровождая начальника историко-информационной службы Эрмитажа Юлию Кантор.
Сокуров старается не педалировать тему продолжения «Франкофонией» «Русского ковчега». Дескать, так задумано не было и будет ли следующим фильм, допустим, про музей Метрополитен в Нью-Йорке, который является третьим по посещаемости в мире, неизвестно. Ярко в новой ленте Сокурова проходит намек на тонущую Европу: периодически в повествование врываются кадры, где кинорежиссер связывается по скайпу со своим другом, который находится на корабле, перевозящем культценности. Судно все-таки тонет. Много в фильме и про Санкт-Петербург: это любимая тема кинодеятеля. В данном случае он коснулся блокадного Ленинграда, поскольку «Франкофония» о второй мировой войне. В кадре умершие от голода люди, демонстрация плана Эрмитажа, куда попадали фашистские бомбы. Неким рефреном идет мысль якобы о том, что советская страна заплатила слишком большую цену за то, чтобы сохранить Ленинград в блокаду. Вот французы оставили Париж и тем самым сберегли чьи-то жизни. Впрочем, трактовать увиденное в фильме Сокурова можно по-разному. Россияне ленту не посмотрят. Возможно, для них не будет никакой потери в этом. Тем более что сам Сокуров отказал большинству своих соотечественников в праве увидеть культценности Эрмитажа лично. Когда был задан вопрос о господдержке культурного туризма в рамках нашей необъятной Родины, он ответил: «Все же культура, искусство – это высшая математика духа. Это очень индивидуальное проявление, очень индивидуальная тяга. Не у каждого есть душа. И надо смириться с этим».
В Омске планируется открытие центра «Эрмитаж-Сибирь». Именно в поддержку этого проекта и приехал к нам Александр Сокуров. «Искусство с доставкой на дом», как презентуют его создатели. Спору нет, начинание хорошее. Однако получить собственное впечатление от Санкт-Петербурга, думается, было бы более ценным, чем сходить на эрмитажную выставку в Омске, что, повторюсь, тоже хорошо. Кстати, и сама представительница Эрмитажа говорила о том, что увидеть живьем это лучше. «Никогда живой экспонат нельзя ничем заменить», – заявила СМИ Юлия Кантор. Ничем нельзя заменить и собственного впечатления от новой ленты Сокурова. Он сказал, что не сделал ничего особенного. И это чистая правда.
Еще нет комментариев Написать комментарий
- Накануне Омск превратился в Сайлент Хилл870021 ноября 2024
- Омская художница поделилась впечатлениями от музеев в столице Японии692021 ноября 2024
- Создатель памятника основателям Омска объяснил, почему его тяготит живопись679021 ноября 2024
- Омский музтеатр представил свою самую многообещающую солистку балета2737314 ноября 2024
- Жена капитана омского «Авангарда» поделилась "страшной" историей про мусорку6983114 ноября 2024
- Сирены от композитора «Ментовских войн» появятся на сцене Омского музтеатра2219013 ноября 2024
- Ракета или нет: омичи обратили взор на макароны оригинальной формы в местных магазинах2573013 ноября 2024