Зона некомфорта
Главным событием традиционного «БК-рейтинга», в котором мы подводим итоги года, могло бы стать избрание Виктора Назарова губернатором Омской области. И дело даже не в мучительной предсказуемости сценария. Чего только стоило верховно-судебное возвращение в губернаторскую гонку кандидата от КПРФ Олега Денисенко. Тоже с финалом, очевидным до боли, но каков прецедент! Мы могли бы поднять (и, собственно, подняли в других проектах) темы перестановок в правительстве, борьбы бизнес-элит, финансового кризиса или вечно тревожащего ощущения надвигающейся мировой войны. Но так случилось, что этот год выдался особенно урожайным именно на аресты, покушения, посадки, разборки, в общем, на всяческий криминал. Чиновники всех мастей и уровней сменили дорогие часы на стальные браслеты, а некогда лощёные бизнесмены – мягкие постели на жёсткие матрасы следственных изоляторов. Главными героями репортажей сезона-2015 всё чаще становились адвокаты и прокуроры, в то время как активные антагонисты «Бизнес-курса» давали комментарии уже не с кафедр мэрии или облправительства, но сквозь железные прутья в присутствии приставов. Мы не брались судить наших героев – это задача соответствующих структур. Мы не пытались объять необъятное, вдаваясь в подробности тех процессов, которые и так исправно освещали из номера в номер. И мы прислушались к просьбам следователей не обнародовать детальную информацию о тех делах, по которым ещё ведётся следствие.
Парадоксально, но в США – стране, лидирующей в мире по количеству заключённых, которое, к слову, превысило численность мучеников сталинских лагерей, – выносится больше оправдательных приговоров, чем в современной России. В нашем же государстве прекратить дело возможно, по большому счёту, только на этапе следствия или в случае примирения сторон. А всё потому, что российская прокуратура действует исключительно наверняка и отправляется в суд только с внушительной доказательной базой. Вероятность виновности подсудимого, как правило, составляет без малого 99%... Поэтому попадание дела в суд в нашей стране – плохая примета. Что называется, пиши пропало. Каток правосудия медленно, но уже безвозвратно мнёт судьбы некогда влиятельных людей по всей стране, и Омск в этой тенденции не исключение.
Конечно, защитники опальных героев грешат на несовершенное законодательство, огрехи которого признаются властью на самых высоких уровнях. Да, спорные нормы тормозят развитие бизнеса, накидывая на него налоговую и долговую петлю. Да, чиновники боятся принимать ответственные решения, выполняя непосредственные обязанности, при столь высокой опасности попасть под пристальное внимание следователей. Да, практика показывает, что даже сверхвлиятельные фигуры местного бомонда, некогда чувствовавшие себя неуязвимыми и соответственно себя позиционировавшие, оказались не застрахованы от статуса подсудимого. Но бывает ли дым без огня? И почему раньше не было такой массовой «посадочной» волны? Это что, действительно 37 год? Эта реплика больно часто звучала со скамей сочувствующих на протяжении всего 2015-го. Да и некоторые уголовные дела действительно были возбуждены по анонимным доносам, как и было принято в те времена.
Однако если обратиться к истории, то легко обнаружить, что настоящий 1937 год базировался на прочной социальной опоре. Имущество и должности осуждённых быстро переходили к новым обладателям, а репрессии носили массовый характер. Сейчас же следователи действуют более осторожно и более точно – им и самим есть что терять... Преследования очень избирательны, а очередей на особенно опальные посты (вроде министра имущественных отношений или директора аналогичного департамента) совершенно не наблюдается. Всё это больше напоминает целенаправленную охоту по заранее подготовленному списку.
По негласным данным, в наш скромный уездный городок ещё при бывшем губернаторе спустилось столичное наставление «Не балуй и будь скромнее» (а также умнее, хитрее и дальновиднее – так и тянет добавить от себя). Любой азартный игрок знает: коли вошёл в раж, затормозить уже крайне трудно. Что, собственно, с нашими местными героями и произошло. (Или, может, они вовремя не поделились с нужными людьми?..) Оставшиеся глухими к увещеваниям московской верхушки, где, как известно, лидером является питерский офицер запаса КГБ, пожинают плоды своего бесстрашия.
2015 год выдался тяжёлым. Но 2016-й может быть намного напряжённей. Мест в колониях ещё много.
Еще нет комментариев Написать комментарий
- Накануне Омск превратился в Сайлент Хилл860021 ноября 2024
- Омская художница поделилась впечатлениями от музеев в столице Японии682021 ноября 2024
- Создатель памятника основателям Омска объяснил, почему его тяготит живопись670021 ноября 2024
- Омский музтеатр представил свою самую многообещающую солистку балета2733314 ноября 2024
- Жена капитана омского «Авангарда» поделилась "страшной" историей про мусорку6976114 ноября 2024
- Сирены от композитора «Ментовских войн» появятся на сцене Омского музтеатра2213013 ноября 2024
- Ракета или нет: омичи обратили взор на макароны оригинальной формы в местных магазинах2568013 ноября 2024