"Мы сделали все, что могли. Теперь вы сделайте лучше"
![]() |
Александр Гришков, Геннадий Фридман, Александр Минжуренко и Анатолий Толочко |
Геннадий Фридман, Анатолий Толочко, Александр Минжуренко и Александр Гришков – некогда молодые ученые, а сегодня известные бизнесмены, политики, научные деятели и влиятельные люди.
Первый набор студентов состоялся в 1974 году – в год открытия Омского государственного университета. А к лету 1976 года (в это время было всего два курса) вуз уже приблизился к полнокровному составу, поэтому требовались новые преподаватели до штатного расписания.
Университет было принято комплектовать в основном сибиряками, что было мудро. C москвичами в Сибири уже был печальный опыт: получали квартиры и уезжали.
Вторая мудрость руководства – на каждый факультет приглашать ученых-представителей одной научной школы. Брали, как говорится, сразу целыми «выводками», чтобы исключить раздор между людьми.
Третья мудрость – брать преподавателей из тех научных центров, которые считались сильнейшими по данной специальности. К примеру, откуда звать математиков? Конечно, из Новосибирска. А откуда приглашать историков? Тут вне конкуренции старейший в России императорский Томский госуниверситет.
Так и сделали! Молодых, перспективных, амбициозных ученых приглашали с обещанием предоставить квартиры и дать возможность работать в университете, где отсутствовали седовласые авторитеты и их давящее доминирование, а значит, была возможность проявить себя.
В июле-августе 1976 года в Омске высадился целый десант новосибирских математиков и томских историков. Их временно поселили на второй этаж учебного корпуса, а квартиры предоставили в ближайшие месяцы.
Получилась такая веселая коммуналка молодых ученых. Быстро все перезнакомились и подружились. Все были из тех, кого называли «подающими надежды», могли часами рассказывать о своих наполеоновских планах.
Это были молодые семьи, почти все с детьми. А поскольку с детскими садами была напряженка, все детишки оставались дома. Но проблема с приглядом за ними решилась просто. Ребятишки быстро подружились и носились по коридору стайками, забегая в любую комнату. Закрывать двери в связи с этим не было смысла, и они все стояли нараспашку.
Дети могли поесть за компанию в любой комнате. Поэтому, когда в сентябре начались занятия, родители смело уходили на лекции, даже никого не прося присмотреть за ребенком: все равно кто-то в это время оставался дома и автоматически становился общей няней. Развеселое было время.
Это была не та коммуналка, где люди живут от безысходности и отчаяния. В этой коммуналке все знали, что скоро они получат квартиры, и потому не тяготились таким замечательным общежитием, часто собираясь по субботам в одной из комнат и устраивая стихийные застолья по поводу и без.
Тогда все эти молодые преподаватели намеревались работать в ОмГУ всю свою жизнь. Но в стране грянули большие перемены. И вихрем этих перемен многих разметало в разные концы и даже ипостаси.
Из четырех университетских друзей, пожалуй, только Анатолий Толочко остался верен тем самым планам молодости. Прибыв в Омск молодым кандидатом наук, он в 1988 году стал заведующим кафедрой, а в 1990 году успешно защитил докторскую диссертацию. В 1992 году он получил ученое звание профессора. На его счету 190 научных статей и публикаций. Он, кажется, даже и кабинет за 40 лет не сменил.
Геннадий Фридман, блестящий математик, стал олигархом местного масштаба. Он первый познакомил омичей с сотовой связью и всегда говорил, что в бизнесе главное – уметь хорошо считать и все просчитывать. Но ему пригодились не только математические способности. Организаторские тоже: еще со студенчества Фридман любил возиться с талантливыми учащимися, набирая в физматшколу при Новосибирском университете способных школьников со всей Сибири, включая Дальний Восток. Эту «заразу» он принес и в Омск. Отбором и подготовкой особо одаренных учеников он начинает заниматься сразу по прибытии в ОмГУ, подключая к этому и Омский обком комсомола, и другие структуры.
Александра Минжуренко из университета «выдули» политические бури: в 1989 году омичи избирают его народным депутатом СССР. С 1990 года он председатель подкомитета Комитета Верховного Совета СССР по образованию. С 1991 года по 2000 год – полномочный представитель Президента России в Омской области. В 1993 году избирается депутатом Государственной Думы РФ Первого созыва, участвует в работе по подготовке Конституции России. Поработав в Думе в качестве председателя подкомитета Комитета по международным делам, А. Минжуренко приобщился к делам МИДа, и ему затем предлагают основать в Омске Представительство МИДа России. А затем – пять лет работы в посольстве России в Армении. Как он считает, на всех поворотах судьбы и на всех местах работы ему очень пригодилось хорошее историческое образование.
Александр Гришков математике не изменил, но «изменил Родине» – вышел на международный уровень. Его блестящие выступления на многих международных математических симпозиумах и научных конференциях не остались незамеченными в научном мире. Ему удалось решить некоторые труднейшие задачи, над которыми бились ученые всего мира в течение десятков лет. Вначале его пригласили на несколько лет поработать преподавателем в Испанию, а потом – в Бразилию в университет Сан-Паулу. Там у него родился ребенок, и по законам этой страны ему тут же дали бразильское гражданство. Теперь он на год едет работать в Мексику. Языковой барьер математики преодолевают легко: у них свой международный «птичий» язык посвященных профессионалов. Они разговаривают цифрами и формулами.
И вот четыре друга собрались вместе спустя сорок лет вспомнить прошлое и отметить юбилейную дату прибытия в славный город Омск. Они по-прежнему не теряют связи с университетом (Гришков, даже проживая в Бразилии, ухитряется оставаться на небольшую часть ставки профессором ОмГУ). А Фридман и Минжуренко, сменив род занятий, тоже не считают себя порвавшими со своими любимыми науками. Время от времени они пишут статьи, выступают на научных конференциях, читают в качестве почасовиков лекции студентам.
Кроме интересных и веселых воспоминаний коллеги поговорили и о нынешнем состоянии высшего образования в России, тем более что им есть с чем сравнивать. Ну, Гришков, понятное дело, гражданин мира – во многих научных центрах побывал, но и Фридман выступал с докладами в вузах других стран, не так давно – в Англии. Минжуренко дважды ездил по приглашению Стэнфордского университета с лекциями, одно лето сам поучился в Гарварде, знакомился с учебным процессом в Сорбонне. Не к юбилею будет сказано, но все четверо вынуждены были признать, что общий уровень подготовки абитуриентов значительно снизился.
Геннадий Фридман, к примеру, сегодня старается помогать молодым ученым и талантливым студентам. На свои средства он учредил в Новосибирском университете стипендию им. Ляпунова. Хотел было нечто аналогичное учредить и в ОмГУ, но ему с большой грустью сказали на его факультете: «А некому давать высокие именные стипендии, никто их не заслуживает, нет таких «звездочек», которые раньше загорались на каждом курсе по несколько штук».
И тем не менее вечер встречи и воспоминаний прошел на оптимистической ноте. «Мы сделали всё, что могли, сделайте вы лучше». Хотя каждый из этих ветеранов считает, что итоги своих биографий им подводить рановато. У них еще большие творческие планы и достаточно энергии для их свершения.
![]() |
Еще нет комментариев Написать комментарий
-
Омский дизайнер предлагает альтернативный look для встречи Нового года129504 декабря 2025 -
Ситуация с квартирой лишила Долину популярного у россиян блюда243502 декабря 2025 -
В Донецке тепло принимают не посторонний Омску театр Вахтангова 393726 ноября 2025 -
Семейный набег на "поднебесную": Собчаки укрепляют российско-китайскую дружбу426025 ноября 2025 -
В баню, в кино, и со штангой: омский ФК «Иртыш» отдыхает и тренируется349024 ноября 2025 -
Омская «Кармен»(12+): обнародованы имена исполнителей главных партий383024 ноября 2025 -
Поднос на лацкане: экс-сотрудник омского музея Врубеля презентует авторские броши577917 ноября 2025












