"Теневая" элита: магия договора
В 2016 году «Бизнес-курс» представляет обновлённый вариант проекта «Элита», традиционно открывающего итоговый журнал. Во-первых, мы решили перестать полагаться на мнение уважаемых экспертов. Во-вторых, который год картина региональной элиты не претерпевала изменений и выглядела застывшей – это неплохо, и мы видим в этом лишь признак стабильности, но дублировать материал 2015-го не хочется. В третьих, на долю сезона-2016 выпало немало значительных событий – выборы в региональный парламент и нижнюю палату Федерального Собрания и, конечно, долгожданное празднование 300-летия Омска – закономерно вынудившие местные финансовые и политические элиты ещё активнее соперничать друг с другом. Мы рассудили, что при таком раскладе неуместно опрашивать наше жюри, относится к элите или антиэлите какая-нибудь бесспорно талантливая балерина. Сама повестка дня требует от нас другого подхода. Постановили мы и не обсуждать в этом проекте положение политического истеблишмента, представленного городскими и областными чиновниками. Сам их статус, подкреплённый выбором народа (ах, помните те недавние времена, когда мы ещё голосовали за кандидатов в мэры?), автоматически относит их к элите общества. Однако, как водится, всё самое интригующее и важное определялось под ковром/за кулисами/в кулуарах – в общем, где угодно, но только не в административных/правительственных коридорах, где звучали отголоски уже принятых решений. И вот как раз о таких играх за кадром и стоит говорить в этом проекте.
Элита публичная
Условно можно разделить всю имеющуюся в регионе элиту (без учёта высокопоставленных чиновников, чьё влияние, честно говоря, опасно недооценивать – взять хотя бы вице-губернатора Станислава Гребенщикова, который обгоняет по этому параметру своего шефа Виктора Назарова) на публичную и «теневую». К первым можно отнести омские олигархические кланы, не только пытающиеся взять власть в местных парламентах (Горсовете и Заксобрании), активно продвигая туда своих людей, но замахиваясь и выше. Они уже демонстрировали нам своё желание поменять губернатора Назарова на Денисенко, а теперь готовятся к решающему сражению за кресло градоначальника. А вот так называемые «теневики», не претендуя на публичность, тем не менее успешно продвигают свои бизнес-интересы, так сказать, на личном авторитете. У них не было и нет проблем во взаимоотношениях с действующими главами региона и мегаполиса.
Но сначала познакомимся с первой. В сентябре 2016 г. вышел «БК-рейтинг. ЛИЦА», в котором мы вместе с экспертами выбрали сотню самых влиятельных людей города. Прошедшие в сентябре выборы в Законодательное Собрание и Государственную Думу РФ, послевкусие 300-летнего юбилея, острая нехватка средств, которую переживали все слои населения без исключения, немного изменили расклад. Самым влиятельным человеком 2016 года мы назвали олигарха Сергея Морева, поставив на второе место его партнёра (теперь, видимо, бывшего) сенатора (тут уже точно бывшего) Андрея Голушко. Чуть ниже после силовиков и крупнейших чиновников шли главы других явных элит – экс-губернатор Леонид Полежаев, ставший Человеком года-2016 по версии «БК», экс-начальник УМВД по Омской области Виктор Камерцель, сажевый магнат Валерий Каплунат, рантье и строитель Валерий Кокорин. Всех их отличает явное стремление провести нужных людей на ключевые посты в органы власти, а также местные парламенты – городской и областной (Кокорин и Голушко так и вовсе участвуют в этом непосредственно).
Стоит признать, что поставленных задач многие добились. Голушко успешно сменил статус члена верхней палаты Федерального Собрания на члена нижней. Его главный бизнес-партнёр, самый богатый депутат области Сергей Калинин также сохранил мандат. Кокорин переизбрался из Горсовета в Заксобрание, оставив первый на попечение своего зятя Сергея Дроздова. А Морев провёл в ЗС своих кандидатов – Вячеслава Васильева, Игоря Попова и Дмитрия Шишкина. Камерцель продавил туда же Дмитрия Павлова (а в Госдуму – Виктора Шрейдера). Каплунат продвинул в региональный парламент Владимира Половинко, в нижнюю палату ФС – Олега Смолина. Кстати, к проявленной активной элите стоит, пожалуй, отнести и связку Юрий Федотов-Владимир Волков. Однако их позиции слабее по сравнению с перечисленными «гигантами».
Впрочем, развернуться соперникам, а битве кланов войти в кровопролитную фазу не дали как раз политические интересы. Учитывая, что все кандидаты предусмотрительно презентовали себя под флагом партии власти, штаб «Единой России» поневоле сдержал внутренние распри – такова установка сверху. Да и в ближайшее время расслабиться не получится: в 2017 году будем выбирать новый созыв Городского совета и имитатора функций мэра – сити-менеджера.
Морев vs Голушко – 1:2
«Бизнес-курс» уже писал о размолвке Сергея Морева и Андрея Голушко. Впервые это стало заметно в риторике подручных им СМИ, где «моревские», не стесняясь в выражениях, колко описывали победу Андрея Ивановича на выборах. Мы предположили, что Голушко профессионально использовал Морева в своих тайных намерениях поменять губернатора Назарова на своего друга, депутата Госдумы Олега Денисенко. А когда эта скандальная провалившаяся история стала известна широкой общественности, Андрей Иванович умудрился выйти сухим из воды. Ну, а Морев, как это бывает, оказался крайним, и ему это, судя по всему, не понравилось. Спустя время и вовсе стало очевидно, что примирение вчерашних партнеров-«заговорщиков» не предвидится. Между тем влияние Голушко укрепилось: он опять демонстрирует свою дружбу с губернатором Назаровым на всех важных публичных и непубличных мероприятиях. И день рождения вместе отмечают, и водку на выставках попивают, и объекты трехсотлетия открывают (Воскресенский собор, Цирк) – всё только вместе. Более того, Андрей Иванович продолжил набирать баллы, «добивая» стройки, которые он курировал к 300-летию. Апофеозом же стало продвижение никому толком не известного Юрия Тетянникова, преемника Александра Артёмова на пост секретаря регионального отделения «Единой России», которого открыто поддерживал Голушко.
Примечательно, что в этой схватке за один из важнейших политических постов вообще никак не участвовал Морев – ни явно, ни кулуарно. В чём дело? Возможно, олигарху сейчас не до политики. Впервые за многие годы в Омской области просел выпуск промышленной продукции, особенно оборонной. Изменилось федеральное законодательство, затянулся процесс заключения госконтрактов, финансирование пришло только во второй половине года и традиционно непоколебимая «оборонка» немного ужалась. Что не могло не сказаться и на финансовых результатах «агрегатчика» Морева. Но это не все. Мы не исключаем, что к Мореву и его «Высоким Технологиям» уже появились вопросы у правоохранительных органов. Речь идет о сотнях миллионов рублей, которые выводились в последние несколько лет на частные предприятия олигарха. При этом омское правительство, владеющее 30 процентами совместного предприятия «Высокие Технологии», получало с миллиардных оборотов смехотворные два миллиона дивидендов.
Список неудач некогда всесильного олигарха Морева можно продолжить. Теперь он не построит жилую высотку или даже апарт-отель на территории уникального архитектурного ансамбля плац-парадов Омской крепости. Власти, хоть и задним числом, втайне от омичей, но признали эту территорию особо охраняемой. Из регионального бюджета «моревские» не получили ничего вообще, а из нищего городского – сущие копейки. Вряд ли Морев, потративший многие миллионы, внедряя в Заксобрание шишкиных, васильевых, может рассчитывать на отдачу в виде субсидий, которые ежегодно исчислялись десятками миллионов рублей. Бдительность бессменного спикера Владимира Варнавского, пропускающая все инициативы членов парламента не то, что через сито – через мясорубку, превращает заседания аппарата в проформу, а его участников – в говорящие головы, не более.
Далее: отвоевав колоссальную часть лотов под размещение наружной рекламы, Морев обрёл скорее проблемы, чем дополнительный источник доходов. Учитывая, с какой скоростью и эффективностью работает омская администрация, наивно было полагать, что перетряхивание всей схемы размещения конструкций пройдёт быстро и безболезненно. Паспорта на эти конструкции до сих пор не выданы, зато арендная плата за место размещения щитов и стендов успешно берётся… Дошло до того, что Мореву, похоже, пришлось пойти на унизительную сделку с представителями другого влиятельного олигархического клана – «камерцелевскими». По данным kartoteka.ru, долю «ДиалогАвиаТрэвел», выигравшей масштабный аукцион по размещению наружной рекламы, осенью как бы продали родственнику Дмитрия Павлова – камерцелевского ставленника из «Омских кабельных сетей». Именно ему передали и часть лотов, обслуживание которых влетает нынче в копеечку. Дело за малым – оформить долю как самостоятельное юридическое лицо и полноценно включиться в рекламный рынок. Неудивительно, но после сделки камерцелевские СМИ мгновенно перестали «кусать» Морева. Таким образом, Голушко на финише года переиграл Морева по всем статьям. Именно он сегодня является безусловным лидером рейтинга влиятельности омичей.
Элита «теневая»
К «теневой» же элите разумно отнести состоятельных бизнесменов в самом классическом понимании этого слова: они избегают публичности, не озабочены увековечиванием своего имени на памятниках и соборах, их волнует конкретный осязаемый результат, получение которого в бизнесе можно просчитать намного проще, чем в непредсказуемой политике, переполненной эмоциями. При этом на их влиятельности это никак не сказывается – поневоле приходится прислушиваться к людям, инвестирующим в регион и создающим тысячи рабочих мест. На капитале тоже, по крайней мере, именно они занимают высшие строчки списка самых богатых омичей года, составляемых «БК».
В этом году из всех рейтингов мы исключили, пожалуй, самого яркого и весомого представителя непроявленной омской элиты – алкогольного магната Андрея Стрельца. Самый успешный топ-менеджер, самый богатый бизнесмен Стрелец неизменно появлялся на наших страницах, сопровождаемый эпитетами в духе «самый-самый». Что как не многомиллионное влияние позволяет покупать земли и здания в лучших частях города, получать выгодные контракты и поддержку проектов со стороны властей? Неудивительно, что, исчерпав ресурсы омского региона, Стрелец решил перебрасывать активы в столицу, впрочем, возрастание аппетитов нормально для предпринимателя. Аналогично поступил и глава завода Попова Иван Поляков, которого из чувства справедливости мы к омской элите больше не относим.
Сейчас самыми видными представителями элиты, можно, пожалуй, счесть семью Фридманов. Покуда самый младший – Марк – только пробует себя в предпринимательстве со своими друзьями, средний – Илья – вовсю завоёвывает автодилерский рынок, глава клана – Геннадий – как раз занимается политикой. Безупречный смокинг на губернаторском балу, вполне себе искренняя улыбка в кругу чиновничьего истеблишмента в холле Концертного зала, места рядом с первыми лицами региона на театральном фестивале – Геннадий Шмерельевич прирождённый дипломат, идеально подбирающий мелочи на каждый свой выход в свет. Он как может помогает власти – то при транспортном коллапсе, когда топливо внезапно закончится у местных ПАТП, то при мусорной катастрофе, когда окажется, что полигоны закрыты, да и некому заниматься утилизацией отходов. Власть не остаётся в долгу: при строительном кризисе, когда заказчиков на рынке не так уж и много, контракт на возведение микрорайона «Рябиновка», куда переселяют людей из аварийного жилья, достанется компании Фридманов. Там же они откроют филиал своего же медицинского центра «Евромед». Да и без светских встреч не обойдётся. Чиновничий истеблишмент почтит своим вниманием открытие ритуального бассейна миквэ-спа в синагоге (Фридман возглавляет омскую еврейскую общину) не меньше, чем приезд какого-нибудь федерального министра. Обоюдовыгодные отношения, что уж говорить.
Набирает свою финансовую, а значит, и политическую мощь, мясной король Темури Латария, ставший лучшим топ-менеджером Омска по версии «БК» в 2016 году. Для него, за руку здоровающегося с губернатором Тюменской области, где активно развивается его «питательный» бизнес, быть «весомым» – неудивительно. Алтайский край тоже не остаётся в долгу, одаривая Темури Отарьевича всевозможными преференциями. Влияние Латарии потихоньку расползается по России, хоть он не посещает никаких общественных советов и бизнес-завтраков и не поддерживает открыто никаких политиков. Остаётся надеяться, что власть нашего региона найдёт способы удержать своего ключевого предпринимателя, не дав ему уйти из Омской области, как это уже почти случилось с Андреем Стрельцом.
Невозможно обойти вниманием и омских ритейлеров Виктора Шкуренко и Дмитрия Шадрина. Если последний хотя бы сам был депутатом ЗС, а ныне занимает пост президента Омского Союза предпринимателей, Шкуренко «светиться» не любит. В интервью «БК» он прямо говорил: «Я молюсь на эффективность». Ему, с его слов, бизнесом проще заниматься, чем политикой. Что ж, при таком раскладе, когда один занимается бизнесом, а другой политикой, симбиоз Шадрин-Шкуренко более чем удачен. И весом для омской элиты в целом.
Еще нет комментариев Написать комментарий
- Накануне Омск превратился в Сайлент Хилл853021 ноября 2024
- Омская художница поделилась впечатлениями от музеев в столице Японии676021 ноября 2024
- Создатель памятника основателям Омска объяснил, почему его тяготит живопись664021 ноября 2024
- Омский музтеатр представил свою самую многообещающую солистку балета2729314 ноября 2024
- Жена капитана омского «Авангарда» поделилась "страшной" историей про мусорку6972114 ноября 2024
- Сирены от композитора «Ментовских войн» появятся на сцене Омского музтеатра2209013 ноября 2024
- Ракета или нет: омичи обратили взор на макароны оригинальной формы в местных магазинах2565013 ноября 2024