По количеству членов регионального правительства, осужденных или находящихся под следствием по коррупционным статьям, Омская область уникальна. Сотрудник МИД РФ, «кремлевский» кандидат на пост мэра Омска, поделился по этому поводу своим мнением.
– Омск и Омская область всегда жили своей общественно-политической и социальной жизнью с общими, присущими для многих субъектов Федерации чертами и характеристиками. Но в последние пять лет на фоне централизованных общефедеральных процессов, направленных на повышение уровня жизни населения и ответственности властей за это, омский регион стал превращаться в уникальный. Особенно это видно со стороны, из федерального центра.
Недавно министр труда и социального развития Омской области Владимир Куприянов напомнил всем омичам, что они должны понимать, что такое политика. В ответ хочется напомнить министру, оставившему после себя и пяти лет непосредственного руководства вопросами всей социальной сферы в городе, около 50 школьных и дошкольных учебных заведений, ютящихся в зданиях до 1960 года постройки и социальную структуру, на обновление которой одномоментно нужно более 4,5 млрд рублей, что политика, конечно, деятельность определенной группы лиц, определяемая интересами этой группы. Но если эта группа представляет региональные органы государственной власти, то она должна отвечать интересам государства, а не сводиться к использованию служебных полномочий для действий, явно выходящих за их пределы, или в целях личной заинтересованности, вопреки интересам службы, которое ведет к нарушению прав и законных интересов всех омичей, общества и государства.
Последние годы правительство Омской области подвержено не столько внезапным болезням, сколько коррупционной коррозии, разрушающей основы государственной власти и управления в регионе. Коррозионные процессы отличаются широким распространением и разнообразием условий и сред, в которых они протекают. Семь членов правительства Омской области, осужденных или находящихся под следствием по коррупционным статьям злоупотребления или превышения должностных полномочий, работали в разных министерствах и курировали разные сферы деятельности. Все они хорошо известны: первый заместитель губернатора Юрий Гамбург, заместитель губернатора Станислав Гребенщиков, министр образования Сергей Алексеев, министр финансов Рита Фомина, министр развития транспортного комплекса Олег Илюшин, министр имущественных отношений Вадим Меренков, первый заместитель министра имущественных отношений Омской области Аркадий Соловьев. Руководитель каждого третьего района Омской области являлся фигурантом уголовного дела. Восемь из них – Николай Саенко, Виктор Сабельфельд, Евгений Арефьев, Василий Дюборев, Николая Хрищенко, Олег Исаев, Сергей Зуйков, Вячеслав Тарасов – были осуждены по тем же коррупционным статьям.
На прошлой неделе сотрудники правоохранительных органов провели оперативно-следственные мероприятия в областном бюджетном учреждении «Омский областной центр игровых видов спорта». Его руководитель, Станислав Сухоруков, задержан по подозрению в злоупотреблении должностными полномочиями и мошенничестве. Центр является бюджетным учреждением, подведомственным областному министерству по делам молодежи, физической культуры и спорта области, возглавляемому Дмитрием Крикорьянцем. Через последнее бюджетные финансы поступают в различные областные структуры, в том числе часть финансов направляется в известный региональный медиактив – ОАО «ГТРК-Омск». Целесообразность, эффективность и прозрачность расходования бюджетных средств данным медиактивом уже не первый год вызывает вопросы у депутатов Законодательного Собрания области и нуждается в проверке контрольно-счетной палаты Омской области и областной прокуратуры. По стечению обстоятельств возглавляет «ГТРК-Омск» один член регионального политического совета – заместитель секретаря омского отделения «Единой России» Александр Малькевич, а курирует со стороны областного правительства – другой член регионального политического совета – заместитель губернатора Владимир Компанейщиков.
Недавно последний фактически обвинил в неэффективном использовании около 100 млн бюджетных средств заслуженного деятеля культуры Российской Федерации, директора Омского государственного музыкального театра Бориса Ротберга, который на протяжении 27 лет успешно руководит им. Репертуар театра далеко известен за его пределами. Что же касается ярких музыкальных постановок, которых много в театре, достаточно сравнить стоимость мировой музыкальной постановки, например, такой как «Призрак оперы», с годовым бюджетом Омского музыкального театра, чтобы понять, что театр последние годы катастрофически недофинансируется правительством Омской области в необходимом объеме. Может ли и имеет ли моральное право заместитель губернатора Владимир Компанейщиков учить кого-либо эффективному использованию средств? Благодаря бывшему заместителю председателя комитета по безопасности и противодействию коррупции ГД ФС РФ Олегу Денисенко известен и тот факт, что Владимир Компанейщиков до сих пор является учредителем одной из коммерческих структур в Ярославской области, а на период назначения на государственную службу был учредителем в четырнадцати таких структурах в разных регионах страны. Такое совместительство, в соответствии с имеющейся на федеральном уровне антикоррупционной и судебной практикой, как правило, несовместимо с государственной службой, так как юридически конфликт интересов есть, даже если существует потенциальная возможность госслужащего получать финансовые средства от участия в коммерческих структурах.
Следственное управление Управления Следственного комитета России по Омской области продолжает проверку возможных коррупционных действий государственных служащих областного министерства здравоохранения при закупке лекарственных препаратов за счет средств областного бюджета в 2015-2016 годах, в то же время министр здравоохранения области Андрей Стороженко назначается заместителем губернатора. Возможно, никто из омичей не против, чтобы, используя ресурс частной клиники ООО «МЦСМ «Евромед», являющейся собственностью иностранных юридических лиц, решались нужды здравоохранения Омской области. Но делаться это должно не за счет средств налогоплательщиков, формирующих бюджет Омской области, которые в первую очередь из бюджета должны идти на развитие государственной системы здравоохранения и повышения качества медицинских услуг в регионе. Механизмы возможного государственно-частного партнерства четко определены в федеральном законе от 13.07.2015 №224 «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации». Вопросы, насколько этим механизмам соответствует продажа «Евромеду» из казны Омской области здания городской больницы №2, законности распределения средств из регионального фонда ОМС, в том числе их возможного вывода за рубеж, в офшоры на Кипре, а также проверки возможной аффилированности государственных служащих с подобного рода офшорными компаниями, безусловно, относятся к компетенции правоохранительных органов.
Конкуренция и борьба за медицинские и иные прибыльные сферы услуг в регионе – нормальное явление для бизнеса. При этом в соответствии с действующим законодательством в сфере государственных закупок преференции должны быть на стороне местного малого и среднего бизнеса, а не иностранных юридических лиц и их неизвестных бенефициаров.
Подобного рода примеры можно продолжать, они хорошо известны. Правоохранительные органы в Омской области ведут активную и успешную работу по выполнению поставленных Президентом России и Правительством Российской Федерации задач по борьбе с коррупцией в органах государственной власти и управления. Но их возможности не безграничны.
Губернатору Омской области Виктору Назарову было оказано большое доверие со стороны Президента России и омичей, поэтому именно он, в первую очередь, должен нести ответственность за деятельность своих подчиненных, контролировать и своевременно пресекать любые попытки нарушения закона в вверенном ему регионе.
Пока же факт остается фактом: по количеству членов регионального правительства, осужденных или находящихся под следствием по коррупционным статьям, Омск является уникальным регионом и находится на одном из первых мест в стране.
А ведь известно, как говорил вице-премьер Правительства Российской Федерации: «Вороватый чиновник – это всегда предатель своей страны. Его надо опасаться больше, чем союза НАТО, талибов и марсиан».