На встрече в рамках программы «Ты – предприниматель» создательница бренда «Просто шапка» рассказала, как вести свое дело из любой точки мира.
– Елена, чем Вы занимались до того, как открыли свое дело?
– Я закончила факультет журналистики ОмГУ. Училась на вечернем отделении, поэтому работать начала с 1 курса. До того, как заняться бизнесом, я работала выпускающим редактором журнала, маркетологом, затем ушла в декрет, а потом появилась первая шапка.
– С чего начинался Ваш бизнес?
– Все началось 5 лет назад. Я тогда была в декретном отпуске, была зима, погода примерно такая же, как сейчас, и моему мужу нужна была шапка. Он говорил: «Мне нужна просто шапка, просто серая шапка и ничего лишнего, чтобы ко всему подходила». Но в магазинах ничего подобного найти мы не могли. Тогда я купила пряжу и связала ему эту шапку. Как раз в то время начала распространяться сеть «Инстаграм», но еще не было модных блогеров, рекламы, как сейчас. Я немного следила за всеми тенденциями, у меня тоже был аккаунт. Я сфотографировалась в этой шапке, выложила фото и буквально в тот же вечер меня спросили, не могу ли я связать такую же. Я, естественно, не собиралась ничем таким заниматься: вязание шапок было просто хобби, и я не планировала, что буду на этом зарабатывать. Но тем не менее, пока ребенок маленький, заниматься чем-то хотелось, и я подумала: «А почему нет?». А поскольку раньше я была маркетологом, занималась рекламой, мне было проще облачить идею в какой-то бренд. И для меня это была такая небольшая игра: думала, что зимой этим позанимаюсь и все. Я сама нарисовала логотип, название пришло буквально в первые секунды, а потом разместила «ВКонтакте» информацию о том, что вяжу шапки на заказ.
– Как из «игры» бизнес стал чем-то серьезным?
– Уже примерно через недели 2-3 я поняла, что одна не справляюсь с заказами. Сначала помогала мама, потом я привлекла подругу. Потом все немного стихло, и я не планировала этим всерьез заниматься, думала, что после декрета выйду опять на работу. Но потом мне написали ребята из проекта Boomstarter, это краудфандинговая платформа, где можно рассказать о своей идее и собрать деньги на ее реализацию. Я очень удивилась, но решила попробовать. В итоге удалось собрать нужную сумму, около 35 тысяч. Мы стали первым проектом в Омске, который собрал всю сумму на этой платформе. И самое интересное, что нас в основном поддерживали люди из других регионов: по большей части Москва и Питер, в Омске как-то не очень во все это верили. После появления заказов из других городов мне пришлось брать помощницу, расширять ассортимент. После того, как я начала делать трикотажные шапки, возникла мысль, что это может быть делом, которым я смогу заниматься дальше и на этом зарабатывать.
– Как искали новых клиентов, делали ли какую-то рекламу?
– В наши дни есть уникальная возможность продавать все через интернет. За все эти годы мы ни рубля не вкладывали в рекламу. Все происходит через «Инстаграм», «ВКонтакте», сайт. Мой муж – профессиональный фотограф, и все мои идеи всегда сопровождались очень хорошими снимками. Мы приглашали друзей, делали фотосессии, снимали студию, выкладывали эти фото. И я считаю, что это большой плюс, потому что хорошая фотография – двигатель любого бизнеса. А сейчас у нас есть маленький секрет: всех знакомых мы уже нафотографировали, теперь делаем снимки наших шапок на разных людях и всегда дарим эти шапки или сертификаты на них. Люди получают хорошие фотографии, выкладывают их у себя в соцсетях, подписывают нас, и таким образом круг наших клиентов расширяется. Все работает по методу сарафанного радио, и так мы выходим на другие города и даже страны.
– Какие возникали сложности в процессе развития?
– Для меня самым сложным был первый этап, когда пришлось снять самую первую мастерскую. Когда ты сидишь дома, все понятно и спокойно, а там неизвестность, нужно ежемесячно платить аренду, всегда знать, что у тебя есть энная сумма денег для этого. Когда нанимаешь сотрудников, на тебя ложится двойная ответственность, ты начинаешь платить им зарплату. Но в этот момент надо через себя переступить. Мне кажется, бизнес как раз начинается в тот момент, когда появляется первый сотрудник. Сейчас у меня в штате 13 человек.
Еще одна сложность для меня во всем, что касается финансовых, налоговых вопросов, потому что это не моя тема совершенно, все эти цифры, наименования для меня просто кошмар. Но у меня есть бухгалтер, которая работает на аутсорсе, и мне с ней повезло, потому что она действительно во всем разбирается. Мне все это пока сложно дается, но потихоньку пытаюсь тоже разобраться.
Я затеяла бизнес как некую игру в бренд, но сейчас понимаю, что эта игра выросла и становится все интереснее, добавляются какие-то составляющие. Чем дальше – тем круче.
– Когда Вы начинали вести бизнес, была ли какая-то финансовая поддержка?
– Помимо Boomstarter, который принес смешную сумму, большая часть из нее ушла на оплату налогов и комиссий, 2 года назад я приняла участие в конкурсе молодых предпринимателей «Ритм» и выиграла 150 тысяч рублей. Для меня это были тогда весомые деньги, я купила на них оборудование, мы арендовали вторую мастерскую в центре. Купили хороший отпариватель, оверлок, вязальную машину – и всем этим до сих пор пользуемся.
Больше на развитие ни у кого денег не брала, мне никто не помогал. У меня совершенно обычные родители. Они, кстати, до последнего скептически к этому относились, говорили: «Ты что, будешь всю жизнь шапками заниматься?». У нас в семье до поры до времени слово «предприниматель» было ругательным, всегда такой образ, что это бизнесмен, который что-то наворовал, ему что-то надавали... Но, что самое интересное, мои родители уже на пенсии, и они оба сейчас работают на меня.
– А кредиты не брали?
– Нет, я такой человек, что вообще никогда в жизни не взяла бы кредит, просто не смогла бы. Пусть я развиваюсь потихоньку, но я знаю, что у меня есть финансовая подушка, на которую я в случае чего могу рассчитывать. Есть какие-то деньги на счету, и я знаю, что всегда смогу рассчитаться с сотрудниками, с налоговой.
– А как Вы вообще научились вязать?
– Еще в детстве. Я родилась в Омской области, до 10 лет жила там, и у нас все вязали. Меня папа научил вязать на спицах. Кстати, мой папа – заслуженный строитель, человек с инженерным складом ума. И он изобрел машину, которая у нас мотает помпоны. Вручную делать это нереально из-за большого объема заказов. А сейчас изготовление помпона у нас занимает считанные минуты.
– Есть такое мнение, что в Омске молодому предпринимателю довольно сложно развиваться, постоянно возникают какие-то преграды. Вы это на себе ощутили?
– Нет, ничего подобного не было. Я наоборот считаю, что в Омске очень легко открывать производство. В Омске дешевая аренда и маленькие зарплаты, поэтому производство легко открывать и контролировать. Я вполне спокойно сейчас могу уехать на месяц, и все будет работать через меня, все вопросы решаются через интернет. На самом деле я не знаю, чем Омск плох. Любой бизнес сейчас – это интернет. Без проблем работают службы доставки, онлайн-платежи. Ты можешь находиться в любой точке мира.
Я часто думала про Москву, но не представляю там логистику. Я в день по Омску на машине проезжаю до 10 точек, и дорога занимает максимум минут 30-40. И я не представляю, как это работает в Москве. Я знаю девушек оттуда, которые ищут производство только в своем районе, потому что передвигаться по городу элементарно сложно.
Мне кажется, сейчас наоборот делается акцент на регионы. Google недавно запускал проект «Вне границ», где рассказывали про молодых бизнесменов. Создатели брали все регионы, было очень много проектов из Сибири, с Урала. В Екатеринбурге бренды активно развиваются, и там нет такого понятия: «А ничего, что я из региона?». Вообще, мне кажется, у омичей есть какой-то комплекс неполноценности, и надо с этим бороться. Мы живем в 2017 году, какая разница, где ты находишься? Все можно делать в любом месте. Условия есть.
– Что бы Вы посоветовали начинающим предпринимателям?
– Надо всегда пробовать. Все что угодно. Ведь если ты ничего не хочешь делать, то ничего и не произойдет. Не страшно, если что-то не получится, необязательно вкладывать какие-то большие деньги, не нужно копить. Начинать можно с чего угодно.