Переход на безналичный расчёт, борьба с картельными сговорами и готовность к диалогу: директор департамента транспорта рассказал, какой политики будет придерживаться в работе с частными перевозчиками.
О переговорах
– У нас есть желание и возможность войти в диалог с частными перевозчиками. С частниками нужно разговаривать, с частниками нужно работать. Мы будем проговаривать те нюансы, которые помогут нам конструктивно взаимодействовать. Частные перевозчики должны понимать, что в моём лице они видят не какое-то противостояние, а коллегу, готового к конструктивному диалогу.
О нежелании отдавать основную часть маршрутов частникам
– На сегодняшний день в Омске и так довольно большая доля перевозок приходится на частных перевозчиков – порядка 60%. Но муниципальный транспорт должен существовать и развиваться. Потому что муниципальный транспорт должен являться неким гарантом со стороны городской администрации, что мы перевезём пассажиров при любых условиях, в любое время, и выполним это качественно и безопасно.
Наличие муниципального транспорта – это возможность в рамках здоровой конкуренции регулировать тариф. Потому что есть города, где частники, получив 100-процентную долю в транспортной отрасли, входят в картельный сговор и начинают диктовать свои условия городской администрации. Например: «Сделайте тариф 50 рублей и не меньше».
Муниципальный транспорт обеспечит перевозку жителей по всему городу. Если это будет немуниципальный транспорт, я, как организатор перевозок, сделаю всё, чтобы в отдалённых районах работали перевозчики, независимо от формы собственности. Как правило, жителей отдалённых районов и обслуживает муниципальный транспорт. Потому что у предпринимателей во главе угла стоит прибыль. Если этот маршрут нерентабельный, то они зачастую, даже выигрывая этот маршрут по конкурсу, перестают там работать.
О переходе на безналичную оплату проезда
– В работе с частными перевозчиками для меня самое главное – прозрачность их деятельности. Если перевозчики, с которыми сейчас идут судебные процессы, готовы работать на наших условиях, то есть смысл дать им возможность работать. Но это должен быть прозрачный бизнес. Максимальное, к чему мы должны прийти, – безналичная оплата проезда.
На сегодняшний день у нас даже в муниципальных предприятиях за наличный расчёт проезжают порядка 60% пассажиров. Для сравнения: в Москве этот показатель – 2%. Соответственно, мы можем понимать, где бизнес более прозрачен.
Если перевозчики готовы ставить навигационное оборудование, которое будет передавать данные в нашу муниципальную систему, если они готовы брать терминалы оплаты и проводить по ним всю оплату, то, я думаю, мы вполне с ними договоримся.
О пяти правилах для частных перевозчиков
– Мы готовы перейти к такой модели функционирования, когда в приоритете будет пять основополагающих принципов.
В первую очередь, автомобиль должен быть в собственности этого перевозчика. Ни для кого не секрет, что сейчас есть в городе люди, которые называют себя перевозчиками, а по факту являются перекупщиками.
Второе – трудовой договор с водителем.
Третье – терминал оплаты, по которому перевозчик принимает наличный и безналичный расчёт за проезд. Под безналичным расчётом мы понимаем проезд льготников и транспортные карты.
Четвёртый принцип – это наличие навигационного оборудования. Мы видим, что перевозчик выполняет действительно те перевозки, которые он заявил, а не взял пять карт, а потом не ездит никуда.
Ну, и пятый принцип (он у всех соблюдён) – наличие лицензии.
При наличии этих пяти принципов мы готовы любого перевозчика включить в правовое поле и работать с ним.