Против кассовой техники нового образца подписывали петиции и выходили с транспарантами. Каким оказался первый месяц её применения на практике? (СПЕЦПРОЕКТ)
«Онлайн-кассы нужны только их производителям», «Онлайн-кассы разорят малый бизнес» – с такими транспарантами 22 мая 2018 года вышли на митинг предприниматели Читы. Столица Забайкалья стала единственным городом России, где протест против обязательного использования онлайн-касс выплеснулся на улицу. Значит ли это, что предпринимателей из Омской области устраивает нововведение? Что такое вообще онлайн-кассы и почему их сравнивают с печально известной системой «Платон»? Как бороться с наиболее распространёнными проблемами, возникающими из-за их использования – раз уж установки этих касс не избежать? В этих вопросах пытается разобраться «БК55».
Кто придумал, скажи, эти кассы?
На первый взгляд, онлайн-кассы – дань духу времени. Главное их отличие от обычных кассовых аппаратов – подключение к интернету. Пробив клиенту чек, владелец устройства тем самым передаёт данные о сделке во Всемирную паутину. Но когда предприятиям велели обязательно использовать эту технику, мелкий бизнес сразу почувствовал неладное.
Вы когда-нибудь хотели узнать имя депутата, который внёс в Госдуму законопроект об обязательном применении онлайн-касс? Так вот, это был не депутат. Своим правом предложить новый закон воспользовалось правительство РФ во главе с Дмитрием Медведевым. Конечно, инициатива прошла все чтения. Летом 2016 года президент Владимир Путин подписал закон, который обязывает пользоваться подключёнными к интернету кассовыми аппаратами и «в прямом эфире» отправлять электронные версии чеков в налоговую службу. Переходить на онлайн-кассы предполагалось поэтапно: сначала – крупный и средний бизнес, следом – малый.
Внимательно разобравшись в новом законе, предприниматели сразу углядели аналогию с системой «Платон». Сведения о сделке поступают не напрямую в налоговую службу, а через посредника – коммерческую фирму, называемую оператором фискальных данных. Информацию в налоговую передают именно операторы. Точно так же «Платон» обслуживает компания «РТ-Инвест Транспортные Системы» семейства Ротенбергов.
Услуги операторов фискальных данных – платные. Платит не налоговая служба, а бизнес. За свой счёт предприниматели должны приобретать и онлайн-кассы с фискальным накопителем – устройством, шифрующим информацию о сделках. Привыкшие к учёту расходов предприниматели сразу прикинули, в какую сумму им обойдутся покупка и обслуживание нового аппарата. Чаще всего в интернете называется цифра порядка 45 тысяч рублей. Для мелкого бизнеса, привыкшего считать копейки, сумма выглядит внушительной.
Народ против
В отличие от массовых забастовок и митингов против «Платона», до уличных протестов дело дошло только в Чите. Но и в остальных регионах малый бизнес не пожелал смиренно принять новшество.
В 2017 году на популярных платформах появилось несколько петиций с требованием освободить небольшие предприятия от установки онлайн-касс. Больше всего подписей – без малого 7000 штук – набрала петиция на Change.org с эмоциональным заголовком «Последний гвоздь в крышку гроба для малого бизнеса». Также на Change.org ровно 1200 граждан проголосовали за инициативу «Отмена онлайн-касс, полная или частичная». Почти 5600 предпринимателей из разных регионов подписались под призывом «Отменить поправки в ФЗ-54 о введении новых кассовых аппаратов» на платформе «Петиция президенту». На портале «Российская общественная инициатива» обращение «Отложить до 2026 года вступление в силу закона об обязательном использовании новых онлайн-кассовых аппаратов» собрало около 2300 голосов.
Комментируя эти петиции, эксперты в многочисленных публикациях поясняли: честному бизнесу бояться нечего. Онлайн-кассы – полный аналог обычных касс. Но передача данных в интернет поможет сделать все операции прозрачными. Для тех, кто добросовестно платит налоги, ничего не изменится. Протестуют лишь те предприниматели, что «прибедняются», уходя от своего гражданского долга. Приносят онлайн-кассы и пользу: поскольку все сделки регистрируются, удобно анализировать объём продаж и прогнозировать спрос. В качестве экспертов выступали, как правило, специалисты налоговой службы, финансовые консультанты и представители фирм, выпускающих онлайн-кассы.
Омский бизнес – об онлайн-кассах
Мы решили выяснить, что думают о нововведении омские предприниматели. Чтобы получить от омичей наиболее откровенные ответы, мы провели анонимный опрос в социальной сети «ВКонтакте». Разослали 70 владельцам малого бизнеса в Омске анкеты, в которых попросили ответить на несколько вопросов об онлайн-кассах. Ответили на анонимную анкету «БК55» порядка 20 предпринимателей, при этом подписали комментарий своим именем только двое из них. Результаты исследования показательны.
Установили онлайн-кассу 50% наших респондентов. Две трети владельцев онлайн-касс заявили, что расходы на приобретение этой техники заметно отразились на положении дел.
Руководитель кафе «Бешамель» Максим Заболоцкий описывает свой опыт так:
– Расходы, конечно, ударили по кошельку – 30 тысяч рублей. Эти деньги можно было бы вложить в бизнес – обновить что-то. Подключение и настройка дались тяжело. В первые пять дней мы случайно закрыли смену, а это оказалась смена фискального накопителя. Пришлось покупать фискальный накопитель заново, а это 7000 рублей. Прошивку какую-то делали в сервисе – ещё взяли 2000 рублей. Плюс заплатили оператору «СБИС» за договор. Программист «1С» два дня настраивал систему, чтобы всё работало. Так как программа у нас переделанная сильно под наши нужды, новую нереально было покупать. Он взял 10 тысяч рублей. Итого данное «ноу-хау» мне обошлось в 55 тысяч рублей. Это просто жесть! И это только на одну точку с одной кассой!
Индивидуальный предприниматель Мария Ягелло, владелица сети магазинов Kokon & MadHatter, похвасталась, что сумела сэкономить на покупке онлайн-касс – потому что хорошо осведомлена о своих правах:
– Государство компенсирует затраты – 18 тысяч рублей с каждого кассового аппарата (можно кассу и за 18 тысяч купить). Так оно мне компенсировало 36 тысяч. Благодаря этому кассовые аппараты лично мне достались примерно за 20 тысяч – у меня их два. В моём случае эта сумма будет вычтена с оплаты ЕНВД – единого налога на вменённый доход.
Добавим, что по закону налоговый вычет за приобретение онлайн-касс могут получить индивидуальные предприниматели двух категорий – применяющие ЕНВД и патентную систему налогообложения.
Подключить онлайн-кассы и научиться с ними обращаться было легко лишь половине пользователей. Лишь 67% согласились, что работать с онлайн-кассой так же просто, как и с обычной. Отметим, что основной сегмент пользователей соцсети «ВКонтакте» – люди молодого и среднего возраста, которые с техникой на «ты». Но среди собственников малого бизнеса немало и технически неподкованных граждан. Особое место среди них занимают сельские жители предпенсионного возраста. Как известно, на селе трудно найти работу, а в старшем возрасте – тем более. Вот и получается, что единственным источником средств к существованию в подобных ситуациях становится собственный маленький магазинчик.
Потери
Все до единого респонденты согласились с утверждением, что из-за онлайн-кассы замедляется обслуживание клиентов. Максим Заболоцкий отмечает:
– Работа с онлайн-кассой такая же, только намного дольше происходит пробитие чека. А это время, которое никто из гостей не хочет терять.
Точно так же 100% респондентов подписались под тезисом, что из-за сбоев онлайн-кассы предприниматель может понести финансовые потери.
Лишь один-единственный из опрошенных был согласен с тем, что если строго соблюдать закон, то никаких проблем использование онлайн-кассы повлечь не должно.
И, наконец, главное: 75% респондентов считают, что онлайн-кассы могут разорить малый бизнес, поскольку придётся нести слишком весомые затраты на их регулярное обслуживание.
Предпринимательница Елена (имя изменено) подчёркивает, что одна только покупка этой техники способна причинить убытки:
– Больше всего онлайн-кассы ударят по мелкому семейному бизнесу, ежемесячная прибыль от которого нередко равна средней омской зарплате. Мелкий предприниматель должен отдать месячную зарплату на установку кассы, которая никакой пользы ему не принесёт. На налогообложение это не влияет, а для аналитики и прогноза продаж те, кому это нужно, уже используют специальные программы.
Бизнесмен Сергей (имя изменено) уверен: возлагать это бремя на бизнес несправедливо.
– Лично моё мнение, что если ОНИ хотят знать статистику, то пусть каждого бесплатно обеспечивают аппаратами, ведь вроде ИМ это надо. Но никак не за счёт того, кому эти кассы навязывают! Слишком много с нас хотят получить денег... И так всё печально, а удавка постепенно сужается на наших шеях... ПЕЧАЛЬНО!!!
Респондентка Олеся (имя изменено) не почувствовала, что приобретение онлайн-кассы как-то отразилось на её бизнесе. Но омичка предполагает: всё ещё впереди.
– Вопрос, который меня беспокоит, связан с тем, какая конечная цель у государства. Приведёт ли это к повышению налогов? Мне кажется, что именно так и будет.
Стыдно маленьких обижать
Когда 25 июля врио губернатора Александр Бурков провёл встречу с бизнес-сообществом Омской области, участники пытались робко поднимать тему онлайн-касс. Член координационного совета Омского областного союза предпринимателей Дмитрий Усенко заявил:
– На малого и среднего предпринимателя с мая обрушились три неподъёмные задачи. Первая – неразбериха с постановлением №108-п. Во-вторых, безумно тяжёлая нагрузка – это онлайн-кассы в соответствии с ФЗ №54. И третье – это рост налогов. ЕНВД, по сути, при онлайн-кассах прекращает свою деятельность. Потому что всё равно мы отчитываемся перед налоговой за каждую операцию, а это очень тяжело.
А основатель сети «Шаурмастер» Юрий Шиян выразился более темпераментно:
– Такое нововведение, как онлайн-кассы – это палки в колёса бизнесу! Очень многие закроются!
Но останавливаться на этой теме участники встречи не стали. Зачем обсуждать то, на что на региональном уровне повлиять нельзя, когда и других проблем хватает?
Предприниматели не отрицают: платить налоги – это их гражданский долг, и они готовы этот долг выполнять. Но лишь в том случае, когда он будет им по силам, а не введёт в разорение. Особенно это актуально для маленьких предприятий, часто балансирующих на грани окупаемости. Отсюда и опасения бизнеса: не используют ли полученные с помощью онлайн-касс данные о суммах и видах сделок таким образом, чтобы впоследствии увеличить налоговую нагрузку на прибыльные направления? Ведь повысило же государство акцизы на топливо, вот-вот поднимут НДС, идут разговоры и о введении утилизационного сбора на велосипеды...
Часто задаваемые вопросы
Дискутировать о пользе или вреде онлайн-касс можно долго. Убедительные аргументы «за» и «против» найдутся у обеих сторон. Но реальность такова, что пользоваться подключённой к интернету кассовой техникой необходимо уже сейчас. На часто задаваемые вопросы, связанные с онлайн-кассами, читателям «БК55» ответил руководитель УФНС по Омской области Владимир Репин.
Следующий этап оснащения российского бизнеса онлайн-кассами – 1 июля 2019 года. Кого он коснётся?
– Перейти на новый порядок применения контрольно-кассовой техники (ККТ) в рамках третьего этапа реформы должны:
● индивидуальные предприниматели без наёмных работников, применяющие единый налог на вменённый доход и патентную систему налогообложения в сфере торговли и общепита;
● организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению;
● индивидуальные предприниматели без наёмных работников, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов.
Что будет с теми предпринимателями, которые до 1 июля 2018 года должны были поставить онлайн-кассу, но не успели?
– При осуществлении расчётов за реализованные товары (работы, услуги) без применения ККТ предусмотрена ответственность по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ. Сумма административного штрафа составит от 1/4 до 1/2 размера суммы расчёта, осуществлённого без применения ККТ, но не менее 10 тысяч рублей. При этом под неприменением ККТ следует понимать не только фактическое неиспользование ККТ, но и использование ККТ, не зарегистрированной в налоговых органах, а также использование ККТ, не включённой в Государственный реестр. Однако для обеспечения комфортных условий перехода на онлайн-кассы массовые проверки бизнеса на территории региона в настоящее время не осуществляются.
Отметим, что 22 июля в Москве за неприменение онлайн-кассы был арестован главный бухгалтер интернет-магазина «Плеер.ру». В магазин с проверкой явились ФНС и ФСБ. Но это совсем другая история. Как и все предприятия, что платят налоги по общей системе налогообложения, «Плеер.ру» должен был начать пользоваться онлайн-кассой ещё с 1 июля 2017 года.
Что делать, если на онлайн-кассу совсем нет денег? Можно ли её купить в кредит?
– В случае финансовой невозможности приобретения ККТ её можно взять в кредит, рассрочку или аренду. Кроме того, для индивидуальных предпринимателей законодательством предусмотрена возможность при приобретении онлайн-касс получить налоговый вычет.
Оштрафуют ли предпринимателей, которые, осваиваясь с новым оборудованием, внесли данные с ошибками?
– Возможны ситуации, когда пользователи, применяя ККТ, допустили ошибку. Для исправления таких ошибок формируют возвратные чеки. Чеки коррекции в этом случае не используют. В возвратном чеке необходимо повторить ошибочную информацию из первоначального чека, а затем, при необходимости, сформировать чек с верной информацией. Возвратные чеки формируются в следующих случаях:
● самостоятельно обнаружили ошибку в чеке в присутствии покупателя (клиента);
● покупатель (клиент) обнаружил в чеке ошибку и обратился для её устранения;
● чек пробит случайно (например, по одной и той же операции чек пробит дважды).
Предприниматели жалуются, что в отличие от обычной кассы слишком долго пробивается чек. Клиенты дружно возмущаются. Можно ли как-то решить эту проблему?
– Если данная проблема и имеет место быть, хотя по этой теме обращения в налоговые органы региона отсутствуют, это может быть связано с особенностями программного обеспечения, с характеристиками самого кассового аппарата, качеством интернет-соединения и другими причинами технического и технологического характера.
Как быть, если из-за аварии у провайдера или на подстанции в помещении отключили интернет или электричество, а клиент требует, чтобы его обслужили?
– В случае отсутствия интернет-соединения, осуществление расчётов с применением ККТ возможно в связи с её работой в автономном режиме: все данные сохраняются в фискальном накопителе ККТ в течение 30 календарных дней. Как только соединение с интернетом будет восстановлено, накопленные фискальные данные автоматически будут переданы оператору фискальных данных. Другое дело, если ККТ сломалась или нет электричества. Тогда продажи придётся приостановить. В законе №54-ФЗ запасной сценарий на такой случай не предусмотрен. Поэтому выходом в такой ситуации (в том числе во избежание административной ответственности за неприменение ККТ) является прекращение осуществления расчётов (приёма или выплаты денежных средств).
Фото: bfrir.ru, business16.ru, chitapage.ru, new-retail.ru, rg.ru, rti.md, studiobit.ru.