Вынесены приговоры и с реальным лишением свободы.
Накануне омское отделение организации «ОПОРА РОССИИ» провело конференцию для предпринимателей на тему дробления бизнеса. Выступивший прокурор отдела прокуратуры Омской области Николай Сарин рассказал о случаях возбуждения уголовных дел за неуплату налогов в Омской области.
Он отметил, что подобные преступления совершаются с умыслом, например, при фальсификации и предоставлении в налоговый орган заведомо ложных сведений, искажающих налоговую отчетность. Согласно изменениям в законах материалы для возбуждения дел сейчас направляют не только налоговики, но и органы дознания.
При проведении проверки силовики назначают экспертизу, устанавливающую сумму ущерба.
«Так вот основание и размер этой суммы будут являться в результате либо возбуждением уголовного дела, либо вынесением постановления об отказе в возбуждении. Соответственно, законность процессуального решения оценивает вышестоящий надзорный орган, в случае Следственного комитета — это прокуратура Омской области. По итогам 2018 года у нас приняты 32 решения о возбуждении уголовных дел. Отмечу незначительный рост по сравнению с 2017 годом. Законодательство предусматривает определенную процедуру по прекращению данных уголовных дел с учетом их специфики», – сообщил Сарин.
Прокурор отметил, что в ситуации, когда подследственный впервые совершил преступление, он освобождается от ответственности, если уплатит налоги, а также пени и штрафы.
В УК есть норма 199.2 — о сокрытии денег от уплаты налогов, в этом случае прекращение уголовного дела возможно только при возмещении сокрытых денег в тройном размере.
После возбуждения уголовного дела проводится экспертиза, устанавливается сумма ущерба, причиненного государству, прокурор в порядке 144-й статьи предъявляет исковое заявление. Устанавливается наличие имущества, активов организации-налогоплательщика, в случае, если сумма недостаточна для возмещения причиненного ущерба, то иск предъявляется либо к руководителю, либо к фактическому руководителю (это когда на предприятии номинальный директор).
«В 2018 году надзирающие прокуроры предъявили таких исков на сумму 7 миллиардов рублей. Существенный рост отмечен по сравнению с 2017 годом, поскольку постановление Конституционного Суда 199-п говорит о том, что нужно предъявлять иски именно к организациям. Также установлено основание для освобождения от уголовной ответственности по данным преступлениям — это общая категория для всех, истечение сроков давности. Но здесь уже зависит от санкций статьи, степени тяжести», – отметил Сарин.
Как добавил прокурор, в 2018 году суды выносили приговоры о реальном лишении свободы, они вступили в законную силу. Впрочем, число таких случаев он не назвал.
«Хотелось бы отметить, что в областной прокуратуре находится на контроле вопрос о возмещении ущерба по налоговым преступлениям, в том числе — деятельность следственного органа, это третий отдел по расследованию важных дел», – сказал представитель прокуратуры.
Областной бизнес-омбудсмен Юрий Герасименко спросил его, какова доля в 32 делах случаев возбуждения по информации органов дознания и какова — по информации налоговиков.
«Конкретной статистикой я тут не обладаю, но в среднем это 60 % от налоговых органов и 40 % от органов дознания. Потому что все эти материалы проходят через меня, но я говорю примерную цифру», – ответил Сарин.