Новости. Омск

Светлана Мухина: «Я осознанно выбрала эту узкую дорогу»

Впервые за много лет в одну из самых крупных творческих организаций региона – Омское отделение Союза художников – приняли даму-керамистку. Светлана Мухина, педагог детской художественной школы № 3, рассказала «БК» о керамике, опыте и лидерстве мужчин.

– Светлана Сергеевна, вы признались, что рисовали с детства. А керамика когда в вашей жизни появилась?
– Тоже с детства. Видимо, какая-то предрасположенность в человеке есть. Любила щупать, жать, трогать. Я кинестетик. Ребенком гуляла по Иртышу и собирала кусочки темной ­глины. Не ­знала, что это, как это, потрогала – лепится. Насобирала – принесла домой. Скатала такую «валюшку», из которой слепила барыню. Типа дымковской. Вот увидела ее на картинках, такую и сделала. Раскрасила гуашью, естественно, без обжига. Она у меня на подоконнике стояла и начала рассыпаться от влаги. Но до сих пор, по-моему, у мамы на балконе стоит. А в 10 лет я пошла в художественную школу и попала к замечательному преподавателю Зинаиде Александровне Стариковой. Она не давала декоративно-прикладное искусство. Но у нее была коллега Петелина Любовь Сергеевна. Вот она-то как раз и вела декоративно-прикладное искусство, в частности керамику. Зинаида Александровна пришла и говорит: «Если хотите, то у вас есть возможность походить к этому преподавателю». Занятия проходили в подвальном помещении – там сыростью пахло и тараканы были. Располагалась мастерская моего первого преподавателя керамики на набережной между старым и новым зданием Омской художественной школы № 1. Мне нравились запахи краски, глины.

– Не парфюм, как всем девочкам, а нравились именно такие запахи?
– Я парфюм не люблю, если честно. Очень сложно мне с ним. А запах краски, глины хорошо воспринимаю. Петелина нам показывала, как месят глину в бачке. Маленькая-маленькая у нее печурка имелась. Тогда не было доступных материалов. Все было на вес золота. Любовь Сергеевна меня научила, и мы с ней слепили нормальную барыню. Красивую, первую в моей жизни. Я лепила изделие, и мне, как любому ребенку, ­хотелось забрать его домой. Педагог на это говорила: «Вот слепишь три, тогда одно заберешь себе».

– Такой своеобразный урок коммерции получали.
– Остальные дарились кому-то. Обычно она мотивировала так: вот приезжал какой-то художник из Америки, и ему подарили. При этом денег за обучение мой первый педагог по керамике не брала. Я-то сейчас понимаю, как это было сложно. Но она ничего не жалела для нас. Потом я поступила в институт. Но как раз, когда я училась, не было керамической мастерской.

– На знаменитом омском худграфе вы тогда в пед­институте учились?
– Да, на преподавателя изобразительного искусства, не ДПИ. Криса Владимир Борисович возглавил это направление на худграфе. До сих пор оно у них действует. Я, конечно, очень жалела, что не керамику заканчивала. Но, с другой стороны, для керамиста очень важно получить навыки изобразительного искусства. И вот, когда, получив диплом, я попала на работу в школу искусств 15-ю на Входной, там я увидела маленькую печку. И все. И обрадовалась. Наконец-то. Покупали глазурь в Москве. И сами на себе тащили. Если кто-то ехал из знакомых – тоже на себе тащили. А сейчас такие времена настали, что легко заказать материалы, и транспортная компания через 5 дней тебе уже домой это привезет.

– Есть все условия для успешной деятельности керамиста?
– Из Германии мастера материалы привозят, из Канады – не проблема. Сейчас очень возможности расширились, а до этого, когда не было интернета, когда не было больших знакомств, не было опыта, мы познавали искусство керамики как могли. Где книжки прочитали, где журналы старые по ДПИ нашли. Мы до всего доходили долгими шагами и своим опытом. Получается, 15 лет я училась сама всему.

– Полтора десятка лет до того, как стали членом Союза художников?
– Да. И теперь я чувствую, что багаж у меня достаточно большой, чтобы я могла передавать опыт. Хотя мир керамики, он безграничный, там столько путей развития, что просто можно всю жизнь заниматься и всегда будешь думать, что все до конца не познал. Сегодня приятно сознавать, что можно ездить на симпозиумы, посещать другие города, страны с целью познать что-то новое. На фоне накопленного опыта происходит и период внутреннего взросления. В чем это выражается? Раньше для меня было неважно, из чего состоят глазури, какой там химический состав, для меня важно было понять, как это слепить, чтобы получился необходимый образ. Как это будет творчески, визуально выглядеть. Теперь мне важно, как это технически создается. Сегодня я обязательно смотрю, из чего состоит глазурь и как ее правильно сочетать. Да и занимаюсь я теперь только керамикой. У меня класс по ­федеральной программе. Я осознанно выбрала эту узкую дорогу. Получается, что для того, чтобы познать себя в каком-то виде искусства, надо отдать этому много времени и сил.

– Вы сказали, что на данный момент легко заказать любые материалы для занятий керамикой. У некоторых может сложиться неверное впечатление, что это вообще очень простой вид творчества.
– Сейчас вообще такая тенденция, что девушки-женщины, сидя дома, хотят проявить свой творческий потенциал в чем-то. И вот они, наглядевшись в интернете, думают, что глина – это доступно: купила, слепила себе посуду. Тут что важно, что в керамике человек, делая что-то своими руками, вкладывает свою энергетику, душу. Это очень приятно, и люди это осознают. Это еще в древние времена было, когда женщины сами лепили себе утварь, сами расписывали, а потом пользовались.

– Намекаете на то, что керамическое производство – это все-таки изначально женское дело?
– Мужчины больше могут. У них больше возможностей и сил. И всегда гончарами были мужчины. У них это лучше получается. Даже когда был конкурс гончаров в ­Томске, там были отдельные номинации для мужчин и для женщин. И для женщин всегда даются чуть слабее задачи. Женщинам трудно вытянуть какие-то вещи чисто физически: у них руки не такие сильные, не такие длинные, не такие мощные пальцы, и удержать этот комок глины на гончарном круге им очень сложно. Они даже сами говорят: «О, конечно, ты же мужчина, поэтому у тебя получается, а мы-то не можем, поэтому нам дайте меньше формат». Женщина, она же всегда украшает, делает уют, а мужчина лаконично решает форму. Как по жизни это идет, так и в гончарном деле ничего не поменялось. Поэтому дамы, если вы думаете, что керамика – это легко, то послушайте меня: оборудование нужно, получается лучше изделие, если ты сам глину приготовишь, а это тяжело физически. Много технических нюансов, за которыми надо следить и на которые уходит много времени.

– Важно ли, с каким посылом и настроением ­мастер работает с глиной?
– Это как молитва. Глина имеет свойство запоминать все. Это уже давно доказано. Я всегда говорю своим ученикам, что если ты творишь с плохим настроением, если ты говоришь плохие слова во время процесса лепки, то обязательно с изделием что-то случится. Либо оно треснет, либо его при всех благоприятных условиях в печи разорвет. Причем непонятно, почему. Ученики попадаются разные. Есть те, кто без удовольствия что-то делает, ругается. Итог всегда один – изделие будет потеряно. Глину надо чувствовать, а на это уходят годы, чтобы понять эти все нюансы. Это кажется, что взял и окрасил – чисто механически. Вроде как за два месяца я научусь, и все будет шикарно. Но если человек ­мечтает стать профессионалом в этой отрасли, то он должен постичь художественное образование. Должен научиться творчески мыслить. А к этому приводит опыт. Вы не представляете, сколько работ я испортила, прежде чем сделала хорошее изделие. Своих взрослых учеников на мастер-классе, который веду, я учу шесть месяцев. Этого достаточно, чтобы постичь азы, но не хватает для того, чтобы ими можно было делиться самостоятельно. А я уже знаю, что некоторые из них стремятся учить. Необходим хотя бы пятилетний опыт в этой сфере, чтобы перенять мастерство у более опытных специалистов.

– В 2020-м Омск примет Дельфийские игры. Сможет ли наш город организовать керамическую площадку в рамках этих престижных творческих состязаний?
– Мы надеемся на это, потому что очень любим свое дело. Омская детская художественная школа № 3, где я работаю, ­сегодня может считаться центром керамики в нашем городе. Мы болеем за это искусство. Сейчас подтягиваем к нашему костяку профессионалов, в том числе и из других регионов. У нас небольшая, но сплоченная команда. И мы уже доказывали, что можем реализовывать большие проекты. В прошлом году у нас прошел второй Омский фестиваль керамики, который получил прекрасные отзывы. Участвовавшие в нем удивлялись, как мы вчетвером смогли его поднять. Но у нас было много помощников, поэтому мы справились.

Текст: Василий Романов

P. S. Все материалы проекта «ЖЕНЩИНЫ ГОДА» читайте в журнале «Бизнес-курс» № 03 (750) от 27.02.2019.

Заказать номер с доставкой в офис можно спецкурьером по тел.: 399-081, 399-082 (стоимость журнала вместе с доставкой всего 50 рублей), можно также оформить подписку на доставку журнала в офис.

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:
  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru