Напомню, речь идет о скандальном и секретном договоре между РФ и Китаем от 2010 года о поставках в эту страну 300 млн. тонн нефти до 2030 года. Скандальным этот договор является по одной причине – никто из простых россиян до сих пор не знает, по какой цене «черное золото» поставляется в Поднебесную. Официальные лица, видимо, считая всех россиян за дебилов, заявили, что ее стоимость определяется по «специальной формуле». Никто, однако, эту формулу никогда не видел.
Тогда же, в 2010 году, «Роснефть» договорилась о строительстве НПЗ в Тяньцзине. Его мощность оценивается в 13 млн. т, из которых 9 млн. т – российское сырье; инвестиции в проект – $5 млрд. Роснефть будет владеть 49% акций этого нефтезавода. И этому предприятию нужны дополнительные объемы поставок нефти. Предполагалось, что их поставят по новому нефтепроводу ВСТО до порта Козьмино. Однако сделать это невозможно, ВСТО и так загружен почти полностью, дополнительно «Транснефть» готова прокачать лишь 2 млн. т, для поставки остальных 7 млн. т нужно перестраивать новейший нефтепровод.
В этой связи Роснефть предложила правительству РФ проработать вопрос поставок нефти через Казахстан. По этим планам 7 млн. т нефти должны будут уйти в Китай по нефтепроводу Атасу – Алашанькоу. По словам источника «Коммерсанта», близкого к российско-казахской межправительственной комиссии, Москва и Астана ведут переговоры о том, что «Роснефть» будет поставлять 7 млн. т нефти на казахский НПЗ в Павлодаре по нефтепроводу Омск – Павлодар, а «Казмунайгаз» по своп-механизму отправит столько же нефти в Китай по Атасу – Алашанькоу.
Но этот путь лишает Россию приличных сумм за транзит нефти. По расчетам «Транснефти», ее прямые потери составят почти 6 млрд. рублей. И наоборот, их на ровном месте получит Казахстан. Об этой опасности прямо заявил президент «Транснефти» Николай Токарев. А учитывая тот факт, что Китай вновь готов предоставить «Роснефти» кредит под будущие поставки, можно ожидать, что и эта нефть уйдет в Поднебесную по цене намного ниже мировой. Да еще и через Казахстан, что связано с потерями транзитных доходов.
Игорь Федоров