«Многие якобы инсайдеры снова оказались в луже».
БК55 собрал мнения федеральных политиков и политологов о новом составе правительства России и прогнозы о его работе. Голоса явно разделились: кто-то оценивает с пессимизмом, кто-то — с оптимизмом, кто-то ждёт положительных изменений, кто-то считает, что не изменится ничего…
Константин Костин, политтехнолог, председатель правления Фонда развития гражданского общества:
— Смена правительства — а обновление достаточно серьёзное — это всегда некий новый подход, определённый сигнал и для отраслей, которыми руководят министры, и для рынка, для представителей делового сообщества, поэтому, конечно, изменения в работе будут.
Вопрос в том, какие именно. И где они будут наиболее серьёзные. Для этого надо просто посмотреть, какие блоки подверглись наибольшим изменениям. Все уже говорят, что наибольшие — в социальном блоке. И, соответственно, первым вице-премьером стал куратор нацпроектов Андрей Рэмович Белоусов, который к тому же имеет репутацию человека, всегда выступающего за поддержку реального сектора экономики, доступность кредитов, масштабное использование государственных инвестиций.
Поэтому, конечно, мы увидим достаточно серьёзную работу по оживлению ситуации с выполнением нацпроектов. И в первую очередь — в социальной сфере. Собственно, это то, о чём в большей части президент говорил в своём послании. Понимание того, что нужно повышать реальные доходы населения, и тогда будет рост экономики, было всегда, здесь вопрос в способах и методах. Да, меры прямой соцподдержки, о которых сказал президент, в любом случае повысят благосостояние и уровень доходов десятков миллионов человек. И это, конечно, скажется на экономике. Но крайне важно и запустить новый инвестиционный цикл. Об этом сегодня говорил и Мишустин. И понятно, что только за счёт одних государственных ресурсов, инвестиций решить задачу ускоренного развития экономики невозможно. И что бы я ещё отметил: в социальном блоке это и медицина, и образование, и культура, и ещё поддержка рождаемости. Демография — в широком смысле. И, конечно, это опосредованно скажется на росте экономики, но всё-таки, мне думается, другие нацпроекты имеют не меньшее значение. Например — задача по выравниванию социальной и экономической ситуации в регионах. И здесь крайне важно, что Минэкономразвития впервые возглавил человек, у которого есть опыт работы губернатором. Он хорошо понимает, как те или иные решения и программы государства работают «на земле». Мне кажется, это крайне важно, подчеркну.
Виталий Милонов, депутат Госдумы от «Единой России»:
— Естественно, эти новые люди пришли не с улицы, в целом во власти работали очень давно, но я очень рассчитываю, что в целом этот состав, и особенно новые кадры, будут пытаться максимально проявить себя и реализовать свою определённую энергию. Ведь существует большая разница между тем, какие решения правительства и постановления его главы принимаются, и тем, как они исполняются. Иногда это исполнение находится на недопустимо низком уровне. Поэтому необходимо всю ответственность в этом направлении возложить на вице-премьеров и главное — министров, которые бы не были просто хорошими теоретиками. Потому что в предыдущем составе не было плохих людей, но там не уделяли должного внимания реализации и практике.
Главное — что поставленные задачи, которые формируются президентом, и являются требованиями объективными, такие как нацпроекты, должны выполняться. Проблема не в том, что нацпроекты плохие (они неплохие), а в том, что задачи на сегодня формулируются правильно, но не выполняются. Поэтому пришли те, кто будет с большей ответственностью к этому подходить. Не привычно сетовать на объективные сложности, а находить новые формы и способы реализации задач. Время непростое, безусловно, я согласен, но и должности неординарные, и подход должен быть неординарным. На должность министра не подходит просто хороший человек. Это должен быть гениальный человек. И с пониманием, как практически работать министром.
Лично я не сильно переживал, кто там конкретно какие посты займёт. Потому что состав — это по большому счёту наполнение команды с уже понятными задачами. Правительство — это уже исполнители тех задач, которые в том числе президент обрисовал в своё послании. И по фамилиям — ну, наверное, я не сильно переживал. Хотя очень многие люди, якобы владеющие инсайдерской информацией, в очередной раз оказались в луже, это я отметил. Со своими 100%-ными прогнозами и так далее. Мне приятно, что Телеграм-аналитики остаются в роли гадающих на кофейной гуще.
Николай Бондаренко, депутат Саратовской областной думы от КПРФ, видеоблогер КПРФ:
— Абсолютно ничего не изменится, абсолютно не важно, кто будет сидеть на министерских креслах, потому что политика, которую министерства осуществляют, спускается им из более высоких кресел в первую очередь президентом, его администрацией и МВФ (как это было с пенсионной реформой и повышением цен на топливо).
Поэтому нынешние изменения ни к чему не приведут, ровно так же, как ни к чему не приведёт и назначение нового премьер-министра. Который уж слово в слово повторяет всё то, что озвучивал предыдущий премьер-министр — заявления и курс.
То есть, не так и важно, кто стал новыми министрами — я особо и не вникал, что это за люди.
Дмитрий Гусев, политолог:
— Что касается состава — это продолжение президентской кадровой политики обновления управленческих кадров. Четыре назначенных министра прошли управленческую школу РАНХиГС, то есть «Школу губернаторов». Кто-то из них проходит эту школу. Тот же Мишустин был куратором программы «Лидеры России». То есть, это кадровая политика Путина, связанная, во-первых, с обновлением кадров, во-вторых — привлечением на эти должности профессионалов.
Ну, и смотрите, Мишустину удалось взять в своё правительство двух своих замов, если не ошибаюсь.
Основная задача этого правительства — конечно, реализация нацпроектов. Оно будет сосредоточено именно на этом.
Павел Данилин, историк, юрист, политолог, журналист, литературовед:
— По составу это очень значительное изменение, по сути наполовину. Это действительно курс на обновление кадров, отмечу среди пришедших тех, кто проучился в «Школе губернаторов», в которой, кстати, сам Мишустин и преподавал. И теперь эти кадры и получат ценный новый опыт и шанс реализовать полученные знания и предыдущий опыт.
Существенно изменился социальный блок, при этом отмечу, что, по сути, не изменились силовой и внешнеполитический блоки — на местах остались Шойгу и Лавров, например. То есть понятно, что новые исполнители — это хорошо, но нет цели обновления ради обновления, и насчет тех опытных министров и глав других ведомств, которые, как рабочие лошади, давно и напряжённо тянут работу на себе, не просто номинально руководят — было решение их не менять.
Прежде всего задача этого правительства — нацпроекты, их реализации как результатов работы от него и будет ждать президент.
Павел Салин, директор Центра политологических исследований Финансового университета:
— Характеризовать можно так: новое правительство — в целом старый курс. Несмотря на довольно значительное обновление по составу, подавляющее большинство этих людей имеет бэкграунд, связанный с прошлым правительством. Грубо говоря, повышение главы департамента культуры до министра, замглавы Минфина ушёл на Минтруд, по-моему, и все подобные вещи. Люди, которые работали с Мишустиным, получили должности. То есть, как и Мишустин был на острие реализации курса прежнего правительства, так и они были на острие. Только, условно говоря, если он был на втором уровне, то они на третьем-четвёртом. И сейчас его повысили до первого уровня, а их — условно скажем, до второго.
Поэтому существенных изменений в курсе правительства в силу персональных перестановок ожидать не стоит. Но в любом случае будет корректировка, хотя она была бы и без изменения персонального состава кабмина. Просто решили подгадать. Деятельность правительства будет гораздо более кристаллизированной, то есть, на изъятие доходов у населения и бизнеса, чем раньше. Хотя казалось бы, куда уж больше… Потому что государству нужны ресурсы и для выполнения социальных обещаний, которые анонсировал президент в послании. Деньги будут брать не из ФНБ, эти 400-500 миллиардов. И деньги нужны на поддержание экономики и общественного строя, который становится всё более и более мобилизационным. А осаждённая крепость всегда «ест» гораздо больше денег, чем мирный город.
К вопросу о том, неужели власть не понимает, что странно изымать деньги у населения на социальные обещания этому же населению и недовольство будет только увеличиваться — нет, она не понимает. Вы уже не первый и не третий, кто у меня об этом спрашивает. Категории, в которых власть мыслит — почитайте статью Патрушева в «Российской газете» 11 ноября прошлого года. Вот там приоритеты группы силовиков, которая сейчас формулирует цели. У них есть Россия, противостояние с США, и всё должно быть подчинено этой цели. Их абсолютно не волнует ничто другое. Они такие. А технократы, которые сидят на выполнении всего этого, они на то и технократы, чтобы иметь своё мнение, может быть, но при себе. А если начнут выступать — лишатся своих должностей.
Автор идеи ФНБ — Кудрин, но, если заметили, он в последние годы, когда уже не был министром, выступает за его расходование в том числе на социальную политику. А идея не тратить деньги ФНБ на случай обострения противостояния с Западом и для реализации инфраструктурных проектов — условных коллективных силовиков, которые сосредоточены в Совбезе. И именно они определяют с 2014 года приоритеты и экономической политики. Они всегда определяли приоритеты в безопасности и дипломатии, но экономику сейчас определяют тоже они. А технократы в правительстве берут под козырёк. И им ставят задачи по максимуму изъять. А уж как изъять — через цифровизацию, как Мишустин, или ещё как-то — здесь, что называется, свобода творчества технократа.
Аббас Галямов, политолог:
— Ничего принципиально не поменяется. Дело в том, что главным тормозом для отечественной экономики являются правоохранительная и судебная системы, а они правительству не подчиняются, это «епархия» президента.
Так что, кто эти новые кадры — тоже не так важно. От них не так много зависит. К тому же, они все классические чиновники, среди них нет людей из бизнеса, понимающих его логику.