Элеваторное хозяйство Омской области в преддверии нового урожая продолжает лихорадить: события вокруг наследства обанкроченного холдинга «Настюша», как мы и предсказывали, развиваются по негативному и скандальному сценарию.
Месяц назад bk55 писал о критической ситуации, сложившейся на Калачинском элеваторе — важнейшем зерноперерабатывающем предприятии юго-востока Омской области, обслуживавшим аграриев пяти сельских районов.
С начала нынешнего года деятельность элеватора по приемке зерна фактически парализована, а компания «Омское продовольствие», неизвестно на каком юридическом основании «рулящая» предприятием, оказалась единственной, у кого есть договор на отгрузку зерна ж/д транспортом. Вся железнодорожная инфраструктура элеватора передана конкурсным управляющим Никеевым в аренду «странному» московскому ООО. В результате сельхозпроизводители, привозящие свое зерно на элеватор, оказываются в финансовой ловушке: или вывози зерно втридорога автотранспортом, или продавай его по низкой цене «Омскому продовольствию».
Судьбу «Калачинского элеватора» кредиторы планировали решить в июле: 100-процентная доля предприятия должна была быть выставлена на торги. Однако вчера стало известно, что 5 июня на состоявшемся в Москве собрании комитета кредиторов было принято решение отменить торги. Таким образом, «искусственная кома», в которой пребывает элеватор, управляемый Никеевым и «Омским продовольствием», продлевается на неопределенный срок.
По нашим сведениям, точно такая же история разворачивается и в другом бывшем активе «Настюши» — АО «Любинское ХПП».
В апреле нынешнего года в отношении этого крупного хлебоприемного предприятия в арбитражный суд подан иск о признании его банкротом. Причем истцом выступает еще один элеватор, в котором плотно засело «Омское продовольствие», — Исилькульский. Согласно исковому заявлению, «Любинское ХПП» задолжало «Исилькульскому элеватору» более 1,5 миллионов рублей. Год назад суд уже постановил взыскать с «Любинского ХПП» в пользу этого же истца ту же сумму, но долг так и не был уплачен. Судебное заседание по делу назначено на 27 июля.
Финансово-экономическое положение «Любинского ХПП» и помимо этого долга весьма плачевно: если в сезон 2018-19 года ХПП принял на хранение почти 19 тысяч тонн зерна, то с 2019-го по настоящее время — всего около 10 тысяч тонн. Убыток предприятия за прошлый год, согласно отчету оценщика, — 6 миллионов рублей, общая задолженность составляет 6,6 миллионов.
Примечательно, что в качестве «режиссеров» и «операторов» этого кризиса мы видим все тех же персонажей, что и в истории «Калачинского элеватора». Летом 2018 года по указанию конкурсного управляющего «Настюши» Никеева закуп зерна на АО «Любинское ХПП» и его железнодорожную отгрузку осуществляет ООО «Омское продовольствие». Далее схема «эффективного управления» строится по стандартным лекалам: как и в Калачинске, арендатором ж/д путей стало ООО «Аркада», а «Любинское ХПП» было вообще исключено из электронного реестра грузоотправителей.
Затем «Омскому продовольствию» была установлена наивыгоднейшая цена за ж/д отгрузку зерна с ХПП — всего 233 рубля при себестоимости отгрузки 338 рублей, и деньги с ХПП потекли в столицу нашей родины Москву. Фермерам деваться было некуда: вывезти зерно с ХПП автотранспортом стоит 400 рублей, и аграрии вынуждены продавать свое зерно «Омскому продовольствию» по той цене, какую скажет покупатель.
Итак, еще одно ведущее хлебоприемное предприятие Омской области в преддверии нового урожая оказалось не просто обескровленным финансово, лишенным возможности зарабатывать средства, но, возможно, попадет еще и в процедуру банкротства. Согласно отчету оценщика, активы Любинского ХПП оцениваются сегодня в 18 миллионов рублей. Однако видно, как вся ситуация искусственно обостряется, чтобы эта сумма снизилась на порядок. А само предприятие в результате банкротства ушло бы за бесценок.
Между тем ХПП в Любинском — важнейшая узловая точка отгрузки зерна и продуктов зернопереработки на ветке Транссиба, идущей на север, в направлении Называевска. Куда осенью повезут зерно аграрии Любинского и близлежащих районов, какой катастрофой может обернуться наступающий паралич элеваторной отрасли региона — все это «интересантов» ситуации интересует меньше всего.
Пикантный момент ситуации заключается еще и в том, что буквально в середине мая губернатор Омской области Александр Бурков обсуждал с главой федерального Минсельхоза Дмитрием Патрушевым проблему нелегального вывоза зерна из региона в соседний Казахстан. Из-за процветающей приграничной зерновой «барахолки» бюджет области ежегодно теряет сотни миллионов рублей налогов. В качестве мер по решению этой проблемы предлагалось усиление пограничного контроля автотранспорта, расширение полномочий Россельхознадзора и т. д. Но может быть, областным властям для начала стоит обратить внимание на причину этой проблемы, а именно на усугубляющийся кризис в элеваторном хозяйстве региона, из-за которого сельхозпроизводители зачастую просто не могут реализовать свое зерно цивилизованным образом?
Как говорится, «удачной вам уборочной страды, дорогие труженики села Омской области».
Михаил Александров