Как сообщают «Известия», парламент Никарагуа разрешил строительство через территорию страны судоходного канала, который соединит Тихий и Атлантический океаны. Подряд на выполнение работ по этому самому крупному в истории Латинской Америки инфраструктурному проекту достался Китаю. При этом КНР получит новый водный путь в пользование на сто лет и, заручившись вековым присутствием в регионе, сможет хозяйничать в традиционной зоне влияния США.
Тендер на строительство канала выиграла гонконгская фирма HK Nicaragua Canal Development Investment Co, входящая в НKND Group. Об этом сообщается в пресс-релизе компании. Этому не помешал тот факт, что Манагуа и Пекин не поддерживают дипломатических отношений из-за того, что Никарагуа признает независимость Тайваня. Точные детали проекта пока не определены, известно лишь, что его цена составит $40 млрд., что сравнимо со стоимостью олимпиады в Сочи.
Предполагается, что Китай пророет водный путь длиной свыше 200 км за одиннадцать лет, а также построит вдоль него международный аэропорт, железную дорогу, порты, нефтепровод. В течение первых десяти лет китайцы обязались выплачивать Никарагуа по $10 млн. в год, затем — проценты от дохода. А через 100 лет — после окончания концессии — Китай передаст Манагуа канал со всей инфраструктурой.
Планы об открытии новых транспортных маршрутов в Центральной Америке возникают не впервые. В начале 20 века предполагали построить канал в Никарагуа, соединяющий естественные озера страны, но потом США решили остановиться на Панаме, пишет The Financial Times. Бывший президент Никарагуа Энрике Боланьос в 2006 году пытался вернуться к никарагуанскому проекту, когда загрузка Панамского канала достигала предельной мощности.
Планы строительства межокеанского канала в Никарагуа, в частности, поддержала Россия. О заинтересованности и готовности к участию в этом проекте заявил в 2008 году президент РФ Дмитрий Медведев после переговоров с никарагуанским коллегой Даниэлем Ортегой. Разговоры об альтернативном канале в Никарагуа ведутся давно, но препятствием на пути к их реализации является высокая стоимость инженерных работ и экологические риски, например, проблема смешивания морской воды и пресной речной и озерной воды на пути прокладки канала, подчеркивает обозреватель The Financial Times.
Однако именно Китай в итоге сумел убедить всех и предложил наиболее выгодные условия. Помимо инвестиций и строительных работ Пекин займется подготовкой местных инженерных и ремонтных кадров, перенесет производство целого ряда деталей на территорию Никарагуа, что обеспечит развитие местной промышленности. Понятно, что Китай, разумеется, руководствуется не благотворительными соображениями, а геополитическими.
— Обеспечив себе столетнее присутствие в Никарагуа, да и вообще активизировав политику в Латинской Америке — сфере интересов США — с приходом к власти Си Цзиньпина, Пекин занимает стратегически важную позицию в пику американцам, — цитируют «Известия» заведующего отделением востоковедения Высшей школы экономики Алексея Маслова.
По его словам, Вашингтон привык действовать в регионе путем влияния на местные политические элиты, смены режимов, что не может не вызывать раздражения. Пекин же предпочел завоевывать Латинскую Америку инвестициями. Кроме того, проект может благотворно сказаться и на ситуации внутри самого Китая. Маслов отмечает, что КНР располагает огромным количеством свободных денег, и если они останутся внутри страны, то могут вызвать инфляцию. А выводя средства в проекты за рубежом, Пекин убивает сразу двух зайцев — стабилизирует свою экономику и зарабатывает имидж высокоразвитой державы.
Игорь Федоров