Новости. Омск

1. Олег Фрейдин: «Про облик Омска, в котором я живу»

Я больше 40 лет живу в Омске. Мне многое нравится в городе. Многое не нравится. И как профессионал, и как горожанин отношусь к городу неравнодушно. По мере сил и способностей стараюсь изменить городское пространство к лучшему. Что-то получается, что-то нет.

Некоторое время назад задумал серию публикаций под общим названием «ОБЛИК ГОРОДА». Цель — обратить внимание городских сообществ, властей, бизнеса и жителей Омска на вещи, ставшие привычными, вещи, которые мы не замечаем, но которые, на мой взгляд, сильно влияют на восприятие городского пространства.

Влияют негативно.

Дело, мне кажется, в том, что мы (здесь я имею в виду всех, к кому обращаю публикацию) как-то неправильно относимся к настоящему времени — мы его воспринимаем как промежуток между прошлым, которое мы ценим как воспоминание, и будущим, которое мы ценим, как возможное лучшее и прекрасное. Отношение же к настоящему у нас, как правило, как несущественному и будничному, которое просто нужно пережить ради будущего.

И поэтому мы допускаем, что можно жить в неблагоустроенной городской среде, в среде аудио-визуального и материального мусора, дышать пылью и загрязнённым воздухом, купаться в грязной воде. Ведь это скоро пройдёт и настанет прекрасное будущее.

Не пройдёт, если мы все ничего не будем для этого делать в силу своей профессии и гражданской позиции.

В рамках публикации хочу затронуть несколько, на мой взгляд, актуальных тем, касающихся сегодняшнего городского пространства.

Предлагая вашему вниманию первую статью, которую назвал:

«WELCOM! ВОРОТА В ГОРОД»

Омск — один из старейших сибирских городов, обладающий своей историей и культурным наследием, расположенный в уникальном ландшафте слияния двух рек. Совершенно естественно, мы бесконечно много говорим о привлекательности города для россиян и не только, о развитии внутреннего туризма, о преимуществах Омска перед другими сибирскими городами.

А теперь давайте посмотрим, как и чем мы встречаем гостей, желающих познакомиться с нашим городом. Что видит человек, приезжающий на поезде или автомобиле, прилетающий самолётом? Пройдём по основным точкам, где Омск контактирует с внешним миром. Постараюсь посмотреть взглядом человека, впервые попавшего в город. Ведь мы, омичи, много лет видим это перед собой, привыкли к этому и практически не замечаем.

1. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ

привокзальная 1

привокзальная 2

Последние минуты перед приходом поезда (едем, например, из Новосибирска). Вещи собраны, смотрим в окно — первое знакомство с городом (проезжаем Чередовые)— грунтовые дороги, неказистые деревенские домики, автомобили, металлические гаражи, мусорки…. Перед самым вокзалом — городская застройка с гаражами на первом плане.

Вот и вокзал. Выходим. Выходы на площадь, в т. ч. к остановкам общественного транспорта, закрыты красивой решеткой — понимаем, видимо меры безопасности, ведь находимся на режимном объекте.

Здание вокзала — непонятного архитектурного стиля — вроде историческое, но в тоже время верхняя часть с металлическими конструкциями явно не из прошлого времени — ну ладно, далеко не все гости города глубоко разбираются в истории архитектуры. Перрон гораздо ниже пола вагона (а хотелось бы в одном уровне). На перроне — киоски, покрашенные под изумрудный цвет главного здания, мелкая бетонная плитка.

Широкие распашные дубовые двери, крыльцо со ступенями и пандусом (с багажом очень неудобно). Внутри — небольшой зал в мраморе, с рисунчатым гранитным полом, с огромной люстрой наверху. На выходе в город — такие же двери и высокое крыльцо. Тротуар перед вокзалом в бетонной плитке, высокий бордюр, дальше асфальтированная парковка, забитая машинами (вечером совершенно тёмная), и за ней памятник Ленину на фоне ёлок. Площадь обрамляют разновысокие небольшие здания. Справа выделяется длинная стена серо-стеклянных киосков на остановке.

Вот собственно краткое описание. Что из этого набора можно понять о городе, в который приехал, какое впечатление вынести?

Моё субъективное мнение — город застрял где-то в 70-80 годах прошлого века. Разница между сравнительно благоустроенной частью территории РЖД и муниципальной землёй слишком очевидна и говорит не в пользу города. О комфорте пассажиров здесь явно никто особо не задумывался. Впрочем, об имидже города тоже.

2. АЭРОПОРТ

аэропорт 1

аэропорт 2

Нужно быть справедливым — в последние несколько лет здание аэропорта внутри и снаружи, и площадь перед ним были реконструированы и приведены к виду, если не «воздушных ворот» современного сибирского миллионника, то, по крайней мере, аэропорта среднего российского города.

Конечно, застройка площади с единственным неказистым зданием гостиницы для лётного состава могла бы быть репрезентативнее, но, скорее всего, отсутствие современной застройки объясняется многолетними мечтами и страстями о Фёдоровке и выносе аэропорта из центра города.

Площадь довольно пустынная, немного оживающая во время нескольких утренних московских рейсов, говорит нам о небольшом пассажиропотоке, и соответственно, о некоей провинциальности, но это, как говорится, другая история.

Берём такси и едем в город. Кроме бесконечного двойного забора с правой стороны и лётного поля слева до жилых зданий и старого городского аэропорта практически ничего. Дорога вполне приличная, хотя и не похожа на городскую магистраль. И даже в наличии узкие тротуары, газоны и опоры освещения (спасибо недавнему посещению главного лица).

3. АВТОМОБИЛЬНЫЕ ВЪЕЗДЫ В ГОРОД

Население России в последние десятилетия обзаводится личным автомобилем довольно бурными темпами, и следствием этого стала активизация междугороднего автомобильного сообщения. Поездки на своём автомобиле в соседние города, да и по стране в целом, стали обычным делом. Грузоперевозки автомобильным транспортом стали конкурировать с традиционными железнодорожными.

Подъезжаем к Омску на автомобиле. Федеральные трассы оставляют хорошее впечатление. Они регулярно ремонтируются, оснащаются. Появляются отдельные примеры достойного уровня обслуживания.

Табличка «Омск» (например, въезд с трассы Новосибирск-Челябинск в районе «Метро» и ул. Машиностроителей — здесь в принципе можно привести пример любого въезда и Черлакский тракт, и Сыропятский, и Русско-Полянский и другие — картина везде, в принципе, типичная).

10 лет Октября

10 лет Октября

2-я солнечная

2-я солнечная

ул. Воровского

ул. Мельничная

русско-полянский тракт

ул. Герцена

 

Сразу, по вибрации автомобиля, замечаем изменение в худшую сторону качества дорожного покрытия — въехали в город. Дальше, как правило, по обеим сторонам дороги непонятная разномастная неблагоустроенная застройка — многочисленные СТО, шиномонтаж, металлические гаражи, небольшие магазины киосочной архитектуры, шашлычные, мини-рынки, складские площадки и т. п. Всё это оснащено кричащими вывесками и рекламой. Редкие зелёные заросли. Пыль летом и грязь зимой. Неорганизованные парковки грузового и легкового автотранспорта.

Светлые пятна в виде брендовых заправок.

ул. Волгоградская

Кое-где новое строительство таких же неопределённого стиля «сараев». Причём, это касается как пригородных территорий (Омский район), так и городских. Похоже, здесь нет властей ни тех, ни других — хаос беспредельный.

Красноярский тракт

Красноярский тракт

Не претендую на знание всех автомобильных въездов в город (если есть хорошие примеры — пожалуйста, поправьте меня), но те, которые знаю, производят глубоко удручающее впечатление.

ул. Воровского

Черлакский тракт

Черлакский тракт

Что можно подумать о таком городе?

Что людям, живущим в нём абсолютно безразлично мнение о них и городе. Но ведь в собственной квартире мы, как правило, убираемся к приходу гостей. Но в то же время терпим грязный подъезд, замусоренный и заросший двор, непроходимость городских улиц. Но тогда давайте, по крайней мере, перестанем мечтать о небывалом росте туризма и активном росте инвестиций.

ЭПИЛОГ

В последние годы много делается для благоустройства города (хорошо или не очень — другое дело, но тем не менее). Это и общественные пространства, и дворы, и парки, и отдельные улицы (наконец-то).

Но не менее важными для облика города, для его имиджа являются узловые точки на границах городской черты, являющиеся «воротами» города.

Если Омск хочет быть привлекательным для приезжающих в город, если мы (омичи) хотим с желанием и гордостью возвращаться в родной город, нужно срочно обратить внимание на эти участки и привести их в достойный современного города вид.

Понятно, что одномоментно, всю территорию города не изменишь в лучшую сторону — это планомерная многоплановая и длительная работа. Но привести в относительный порядок упомянутые узловые места, мне кажется, является одной из первоочередных (наряду с центральными общественными пространствами) задач.

Въезд в город — это не только картинка, влияющая на имидж, составляющая первое впечатление от города, и эту проблему не решить асфальтированием покрытия, установкой светофоров и благоустройством прилегающей территории. Въезд в город (независимо от вида транспорта) — это сложный градостроительный узел, решающий транспортные, логистические, функциональные и пространственные задачи, требующий глубокого исследования миграционных и транзитных потоков, концептуальных и проектных вариантов.

И требующий соответствующие административные и юридические решения региональных и муниципальных властей. По минимуму — внимания к этой актуальной проблеме, в т. ч. от депутатского корпуса разного уровня.

И если серьёзно заняться этими вопросами, то, может быть, через несколько лет мы без иронии и сарказма всем желающим сможем сказать «Welcom» или «Добро пожаловать» в город Омск.

ОЛЕГ ФРЕЙДИН,

архитектор

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:
  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Уважаемые читатели! Обращаем внимание, комментарии к данному материалу проходят через обязательную премодерацию.

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

22
0
Юрий24.09.2021 00:53:25
Можно добавить, что вокзал не приспособлен к маломобильным пассажирам, да и вообще к пассажирам с вещами. Надо подняться по ступенькам на высокое крыльцо, потом спуститься и подняться по переходам. Есть лифт у пригородного вокзала, но со стороны площади входа в лифт нет. А сколько было проектов привокзальной площади, а в результате появилась всего лишь новая парковка!
7
15
Лихачев Александр Владимирович25.09.2021 01:18:34
Спасибо автору - очень интересные размышления. Только относительно вокзала не согласен. Вокзал при Полежаеве сделали хорошо, переход под стекло убрали. И что один цвет киосков и т.д. - тоже правильно. Если сравнивать наш вокзал с другими, а я постоянно езжу по нескольку раз в год - наш один из лучших.
С чем согласен полностью - такой темной Привокзальной площади нет ни в Свердловске, ни в Хабаровске, ни в Краснодаре. ни в Волгограде - только разве во Владимире.
12
1
Тетерник25.09.2021 16:26:24
В статье ни слова о парках и зелёных пространствах, ничего не сказано о восстановлении парковых зон с беговыми и велодорожками для жителей города, ничего о благоустройстве социальных объектов, у нас ни колёса обозрения нормального нет, один асфальт и пыль. Съездите в другие регионы посмотрите, где метротрам, где фуникулёр через реку, где новый терминал аэропорта
23
0
Житель Омска25.09.2021 18:30:36
Нет у города своего лица, единого комплексного подхода к развитию и застройки города. Никто не управляет процессом застройки города. Строят кто в лес кто по дрова, как лоскутное одеяло.
9
1
Новый людь27.09.2021 00:11:02
Назовите плюсы Омска?
6
2
Арсений27.09.2021 08:40:05
Житель Омска, Вы не правы. Лицо у Омска есть, его еще в 1854 году Ф.М. Достоевский в письме своему брату Михаилу очень образно и точно описал.
11
0
12427.09.2021 09:04:52
Да, привокзальная площадь неорганизованная и темная. Попробуйте вечером найти свое темненькое такси! А про наружный пандус приличных слов нет. Можно поднять сумку только на одном колесе. Что, нельзя было сделать по уму элементарную вещь. Или только пыль в глаза пускать мрамором и бронзой? До недавнего времени в кассовом! зале не было скамеек, ничего.
3
8
12427.09.2021 09:06:22
ПРо воздушные ворота в город не совсем понятно, почему автора так мучают заборы вдоль трассы. Ну заборы и заборы, не небоскребы же.
6
11
Денис27.09.2021 12:43:01
Интересный взгляд на тему, безусловно хотелось бы, чтобы от стеллы в Омск до Любинского проспекта у гостя города был "вау"-впечатление, но покажите мне пример для подражания (?). Где оно иначе? В Тюмени, в Новосибе? В Столице-то аэропорты производят неоднозначное впечатление, да и автомобильные въезды с любой стороны не блещут "парадностью" Кремля, а вы замахнулись на то, чтобы с Черлакского тракта въезд в город был "розами усыпан"???)))
5
2
Icкро30.09.2021 16:35:34
В городе нет хозяина и исполнителей (чиновников), давно нет! Имею ввиду грамотных, ответственных, влиятельных с чувством прекрасного (вкуса) во всем!
1
0
???03.10.2021 13:20:31
Новый людь, дешевый труд аборигенов
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru