Новости. Омск

2. Олег Фрейдин: «Герб и символ или Почему Омск стал не городом-садом, а городом-забором?»

Известный омский архитектор излагает свой взгляд на «Облик города», где существует некий разрыв между профессиональной деятельностью градостроителей и архитекторов и повседневной жизнью города.

Мне кажется, существует некий разрыв между профессиональной деятельностью градостроителей и архитекторов и повседневной жизнью города. Картина будущего, описанная в градостроительной и проектной документации, зачастую не совпадает с принимаемыми каждый день административными и управленческими решениями.

Проще говоря, город живёт и развивается по своим, не всегда знакомым профессионалам, законам. Основных выводов из этой истории, на мой взгляд, два:

Первый — недостаточная компетентность людей, занимающихся будущей картиной города в сфере связи с городским сообществом и недооценка ими сложности и многоплановости городских проблем. Вторая — низкая компетентность специалистов и чиновников, принимающих административные решения в этой области. В результате — принимаемые решения и их реализация не решают насущных городских проблем.

Например: все видят и на себе чувствуют, что Омск очень пыльный город.

Чтобы кардинально решить эту проблему нужно не только сажать больше деревьев. Необходимо, по возможности, исключить открытые участки земли в городе (глинистый грунт мгновенно превращается в пыль). А для этого нужно выполнить комплексное благоустройство улиц и дорог, предварительно приняв городской стандарт благоустройства (подобные уже действуют во многих городах России). В проектном поперечном сечении улицы отсутствует площадь открытого грунта — там все поверхности или с твёрдым покрытием, или озеленены. Но чтобы провести комплексное благоустройство территории необходимо выполнить огромную работу по развитию сети ливневой канализации.

Слышали ли омичи о такой программе в последние годы?

Поэтому благоустройство отдельных городских территорий по программе комфортной городской среды без реконструкции и развития инфраструктуры, даже при локальных успехах, не решает проблему комфортной среды кардинально.

Наверное, специалисты городских служб прекрасно знают эту проблему, но ввиду каких-то причин не выносят её на первый план.

Проблема пыли в городе корреспондируется с темой моей следующей публикации, которую я назвал:

ГЕРБ И СИМВОЛ. Почем Омск стал не городом-садом, а городом-забором?

На историческом гербе Омска, принятом 16.04.2014 г. изображена «В серебряном поле червлёная мурованная стена с малыми треугольными бастионами», т. е. крепостная стена.

В 1785 году это изображение было актуальным — омские казаки охраняли южную границу России от набегов многочисленных степных племён. Сегодня, в 21 веке, когда страна и мир становятся всё более открытыми, наличие такого герба может вызывать вопросы, но я не об этом. Крепостная стена, ограждение, забор, преграда. Сегодня эти сооружения действительно стали материальным, осязаемым символом Омска. Разнокалиберные заборы и ограды в городе, а особенно их количество ещё ждут своих Салтыкова-Щедрина, Ильфа и Петрова. Не рискуя с ними конкурировать, всё же затрону эту тему.

Типология заборов в Омске многогранная. Это заборы промышленных предприятий и режимных зон. Заборы складских и коммунальных зон. Заборы строительных площадок. Заборы строительных площадок, на которых строительство не ведётся многие десятилетия, а на многих и не начиналось.

Заборы вокруг жилых и административных зданий. К бесконечным заборам примыкают многокилометровые ограждения «уникального дизайна» от штакетников и кладбищенских оградок до «решётки Летнего сада» — вдоль дорог, вдоль газонов, вокруг школ и детских садов, вокруг автопарковок, вокруг парков и просто вокруг — ограждения, ограждающие всё и вся.

ул. Булатова

ул. Декабристов

ул. Лермонтова

Такое впечатление, что в городе идут многочисленные междоусобные войны всех со всеми. Между стенами заборов бродят потерянные горожане, спрашивая у встречных «а как теперь пройти к ближайшему магазину или к поликлинике». Городская застройка теряется в массе бетонных лент, а некоторые граффити на заборах уже стали культурным достоянием. Омск стал не городом-садом, а городом-забором.

Давайте попробуем внимательнее посмотреть на эту проблему.

Ограждения пром.предприятий, режимных зон, коммунальных и складских зон. Понятно, что в этой сфере действуют ведомственные нормативы по безопасности. Но вопрос, должно ли ограждение быть сплошным, или оно может быть прозрачным, если предприятие или сооружение находятся в городской черте остаётся. Непреодолимость препятствия не обязательно связана с тем, сплошное ограждение или прозрачное. И потом сейчас есть масса технических средств, обеспечивающих нежелательное проникновение на объект.

проспект Маркса

Что касается площадок промпредприятий — их территории зафиксированные ещё в советское время, сейчас используются по разному — возможно, часть давно уже передана в аренду организациям, не требующим сплошного ограждения — с этим нужно разбираться.

Я лично видел примеры, когда супер-режимные территории имели сетчатое ограждение, не перекрывающее пространство. И что плохого, если за визуально лёгким ограждением (лучше типовым) мы увидим благоустроенную территорию предприятия или склада пиломатериалов?

Особое раздражение вызывают бетонные заборы незавершенных строек. Они стоят много лет, некоторые уже больше 30-и. По пути на работу (по времени это минут 5-7 на машине по улице Маршала Жукова — Фрунзе) я насчитал шесть площадок т. н. незавершенного строительства. Никакого движения на этих площадках нет и, похоже, не предвидится. Эти участки когда-то были переданы застройщикам в аренду под строительство. Насколько я знаю, эти договора действуют 3 года. Почему по истечении этого срока земля не вернулась в оборот? , платится ли аренда за эту землю? , каким образом застройщик, возможно, смог оформить объект незавершенного строительства и землю в собственность? — все эти вопросы пока остаются без ответа.

СКК им. Блинова

СКК им. Блинова

улица Жукова

Хотя городская администрация и предпринимает определённые попытки решить эти застаревшие проблемы — ощутимого результата нет. За бетонными стенами уже выросли деревья, территории представляют реальную угрозу безопасности людей, но решения нет.

Я думаю, что на уровне Городского совета должны быть приняты местные законодательные акты, которые позволяли бы администрации города возвращать городскую землю жителям, в случае неиспользования арендованной территории по назначению в течении срока аренды, ведя параллельно судебные разбирательства с арендаторами земли.

По ограждениям действующих строек действует давний ГОСТ на сплошное ограждение. Не настаивая на применении прозрачных ограждений строительных площадок (хотя ничего плохого не вижу в том, что за сетчатым ограждением мы увидим, в каких условиях проходит строительный процесс, соблюдается на площадке порядок или нет), тем не менее, и сплошное ограждение может работать на привлекательность строящегося объекта. Видел подобные примеры в других городах, когда ограждение используется как хорошо оформленная рекламная и информационная плоскость.

В последние годы увеличилось количество ограждённых территорий жилых зданий. В некотором смысле это повышает комфорт и безопасность жителей. Насколько такие ограждения законны мне трудно сказать. По крайней мере, я не припомню соответствующих нормативов, регламентирующих подобные ограждения. С другой стороны, подобные решения делают городскую территорию непроницаемой, затрудняют доступность различных объектов для рядовых жителей.

Считаю, что в этом вопросе может быть найден разумный компромисс. Если жилое здание имеет форму замкнутого или полузамкнутого квартала или чётко обозначенное, не транзитное дворовое пространство, то возможно его частичное ограждение. Но если ограждается некая территория вокруг дома, (или автопарковки), затрудняющая пешеходный транзит, то это, на мой взгляд, неправильно. Такое ограждение надо демонтировать, а комфорт и безопасность жителей обеспечивать техническими и благоустроительными методами. Для этого, возможно, необходимо на уровне Горсовета внести изменения в правила благоустройства.

По требованиям безопасности территории образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и т. д. должны ограждаться (в других странах также). Здесь, у меня претензии к типу ограждений. Многие из них (например, сваренные из металлических прутьев) представляют реальную опасность и для детей и для взрослых. Я бы предложил в данном случае использовать типовое ограждение из вертикальных проволочных прутьев. Оно довольно экономично, не требует бетонных фундаментов, имеет эстетичный вид (практически незаметно), безопасно и непреодолимо. Возможно любой высоты, комплектуется калитками и воротами. Производится, в т. ч. отечественными производителями.

Отдельная история — ограждения дорог. В последние несколько лет город буквально опоясался десятками километров металлических ограждений. Требованиями правил безопасности регламентируется ограждение дорог в зонах перекрёстков с пешеходными переходами. Причём в правилах однозначно не сказано, что ограждения должны быть металлическими. Это может быть и «живая изгородь», определённой высоты, не закрывающая для водителей пешехода. Но даже с металлическими ограждениями возникает много вопросов. Почему ограждения выставляются не только в зоне переходов, но и по всей длине дороги?

Почему ограждения ставятся при отсутствии элементарного благоустройства перекрёстка (нет ни тротуара, ни бордюра, а ограждение стоит прямо в земле)? Почему в прошлом году были выставлены ограждения, а в этом году при ремонте дорог и благоустройстве улиц они частично демонтируются или просто мешают проведению работ? Все эти и другие вопросы говорят об отсутствии координации между городскими службами, занимающимися подобными вопросами.

И, последнее. Многочисленные оградки вокруг газонов или просто каких-то участков городской и частной территории. Здесь трудно что-то сказать. Скажу только, что весь этот металлолом нужно убирать. Уже давно и в мире, и в России «разрешено ходить по газонам». Правда, это должен быть газон, а не заросшая сорняком земля.

Проблема заборов в городе, на мой взгляд, очень актуальна. В течении нескольких лет мы можем очистить городское пространство от совершенно, на мой взгляд, лишнего мусора (да и заработать для городского бюджета на металлоломе) и увидеть более благоустроенный Омск.

И тогда, может быть, крепостная стена на гербе города будет носить только исторический, а не символический смысл.

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:

1. Олег Фрейдин: «Про облик Омска, в котором я живу»

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:
  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Уважаемые читатели! Обращаем внимание, комментарии к данному материалу проходят через обязательную премодерацию.

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

7
73
Иннокентий Сергеевич28.09.2021 08:52:09
Я вот всё не пойму, чего все говорят про какой то город-сад? У нас город достаточно зелёный, ну надо конечно и дальше высаживать больше деревьев и цветов, это понятно. А что гладиолусы росли по центру проезжей части проспекта Карла Маркса в 60 - 70 годы 20 века, так какое автомобильное движение было тогда и сейчас?! Вспомнили бы ещё когда на лошадях по Омску ездили
48
2
Софья28.09.2021 09:02:26
Поддерживаю на все100 процентов!
7
2
Арсений28.09.2021 09:04:30
Душой и сердцем я горю -
Забору славу я пою,
Который стойкостью своей
Являет нам пример,
Который крепок и силен,
Который верен, словно слон,
Надежен, словно милиционер.
Снимите шляпу с головы:
Перед забором все равны,
А если дверь найдете в нем -
Заприте на запор!
И днем, и ночью - в час любой,
Храня священный ваш покой,
Стоит Его Величество Забор.
Забор спасет от разных бед,
Он - на любой вопрос ответ,
Он вечно делит все на две
Различных стороны.
И если мы протянем в ряд
Заборы, что вокруг стоят,
Они легко достанут до Луны.
Забор всегда непобедим,
Сердца трепещут перед ним,
Он - наша слава и позор
Векам наперекор.
И если хочешь на земле
Оставить память о себе,
Тогда построй еще один забор.
51
3
.28.09.2021 10:09:54
На фото заборы, которые огораживают строительные площадки. Их нельзя не огораживать! А вот почему эти площадки стоят десятилетиями это уже другой вопрос.
Стена на гербе превратилась из "пограничной" в "железобетонную" стену отделяющую чинух Омска от простых людей! так, что герб и сегодня отражает реалии жизни!
54
1
Иван28.09.2021 10:11:35
Автор прав! По старым добрым правилам вдоль дорог должна быть зелёная санитарная полоса, защита от пыли, а не кладбищенские ограждения! О, Забор! Загляните на ул. Волочаевскую, попытайтесь пройти к водоканалу. Ну что вы там увидели? Забор и ещё раз забор! Огнеборцы даже не смогли заставить убрать забор с проезжей части. Остаётся мысль: "Ну и горите вы до пепла..." Однако потом надо будет пепел вывозить, а заборы мешают.
74
0
За гангнамстайл!28.09.2021 11:14:24
Вот уж действительно, город заборов и пыли! Умиляет, как вдоль дорог делают благоустройство-бордюр, а за ним возвышается холмик могильный, с которого земля при первом же дожде начинает стекать на дорогу. Газон должен быть ниже бордюр, тогда на дороге грязи с пылью меньше! Чему учат наших дорожников и озеленителей? Дурацкие металлические заборчики вдоль дорог от кого понаставили, красоты ноль, безопасности почти ноль, мыть-красить каждый год надо, при уборке снега мешают и ломаются, но деньжат напилили (весь город в могильных этих оградках)
40
3
Евгений Груздов28.09.2021 11:18:46
Я геральдист, который отстаивал этот самый герб со стеной. И я совершенно согласен с уважаемым Олегом Михайловичем. Очень хочется, чтобы смысл герба был историческим, а не актуальным градостроительным. Надеюсь все понимают, это правильная статья не о геральдике, а о наших проблемах.
49
1
очень интересующийся28.09.2021 11:20:03
наш ландшафт - это заборы и пустыри с бурьяном
47
0
Герасим28.09.2021 12:14:08
согласен с автором, не используемые участки земли нужно изымать обратно в бюджет
34
9
Вера28.09.2021 12:17:33
В Омске очень много недостроя.много пустых мест.так зачем строить на берегу Иртыша?в изумрудном начинают строительство.вместо обещанной набережной.деревья само собой вырубят а подумали куда люди будут ставить машины потом?!строят впритык.
73
4
128.09.2021 12:38:46
Про заборы - "в десятку"! Умничка! Теперь кто-бы добавил про стоянки во дворах - ЭТО КОНКРЕТНО "КОМФОРТНАЯ СРЕДА". Рубят деревья во дворах - чтобы были стоянки, закатывают всё в асфальт, потом поставят "КОНСЕРВНУЮ БАНКУ" со старым двигателем и часами её разогревают. "Город-с_АД" одним словом.
54
2
12428.09.2021 13:02:53
Верно. Вот на Красина 4 - старый советский 0-этажный дом. Так эти аристократы огородили себе немалый двор, с решеткой и домофоном. И все. Доступность крепости сократилась. Теперь надо или пилить зигзагами до набережной, или до Таубе, а на Красина стройка идет не первый год. Кому плохо оттого что прохожий пройдет по тени и сократит себе путь? Детская площадка не уникальна, там нечему ломаться, трафик умеренный. рядом Заксобрание, полиция начеку. Так от кого прячемся, аристократы х-новы?
23
4
ежкин кот28.09.2021 13:05:56
Евгений Груздов, ну и зря отстаивали. Современный герб это не только про прошлое, но и про настоящее и будущее. Кто там будет разгадывать исторические атрибуты как шараду? Стена - плохая ассоциация для Омска. Не зашитная, а тюремная. То ли дело раньший герб. И прошлое и настоящее в одном.
42
3
Местный житель28.09.2021 13:24:48
Божечки, ну хоть один вменяемый архитектор в Омске есть.
Слова про разрыв реальности и суперпланов -наконец то были произнесены.
Ну а про грунт - 100% верно. Еще бы добавить можно про парковки на газонах и вообще где можно приткнуть машину. Просто других парковок тупо нет и администрация этим даже не думает заниматься.
Спасибо, уважаемый Олег Фрейдлин.
35
0
Юрий28.09.2021 15:01:35
Поддерживаю автора. Необходима программа поэтапного асфальтирования грунтовых дорог Омска. И каждый год по нескольку грунтовок должны одеваться в асфальт. Нужно принять закон о недопустимости парковки не только на газоне, но и на любой неприспособленной территории.
8
15
Анна28.09.2021 16:03:46
Автор, ваша ирония выдаёт человека, плохо изучившего вопрос. Красота заборов - вещь спорная, но как по другому сделать так, чтобы машины не ставили на тротуар и газоны? Сознание у людей не работает, они не понимают, что это их дети дышат той пылью, который папа таскает со всех окрестных бывших клумб
4
29
ivan28.09.2021 20:13:04
Интересно узнать когда Омск был городом-садом, в каком году или веке, автор заметки может ответить? Что касается заборов их значительно больше было в советские годы когда велось строительство домов, общественных зданий и прочего. Некоторые заборы стояли годами, как например при строительстве СКК "Иртыш", ТЦ "Омский", типографии "Омской правды" на Красном пути, кинотеатра на 10 лет Октября, базы Омскметростроя в Чкаловском. Кто сомневается могут посмотреть фотки того периода времени.
32
1
Это что-то29.09.2021 10:33:50
На счет пыли в точку!!!! Все приезжие говорят, что после прогулки по Омску и нос и лицо и одежда в пыли.
33
0
129.09.2021 11:24:23
Прежний герб был лучше. Там районы были и две реки. Нынешний - один забор - ВЫРОЖДЕНИЕ, зафиксированное в гербе. Геральдика? Так нельзя ставить ТЕЛЕГУ ВПЕРЕДИ ЛОШАДИ, а вообще К "ГЕРАЛЬДИКЕ" столько вопросов, что "мама не горюй". "КАК КОРАБЛЬ ВЫ НАЗОВЁТЁ - так он дальше поплывёт..."
21
3
ежкин кот29.09.2021 11:45:11
ivan, типография Омской правды была напротив Омской правды, на пр. Маркса. В деревянном Омске было много деревянных заборов, но это были небольшие придомовые огороды. Город сад был именно тогда, когда лиловые облака сирени свешивались через заборы. Нынешние феодальные дворы воруют улицы, проезды и переулки. Плюс бабко-дизайн в виде крашеных шин и пыльных уродов-игрушек на колах, чего в советское время не было.
6
23
Гость29.09.2021 12:20:44
При совдепии больше было заборов. Одни за заборами сидели, другие их охраняли.
24
1
Когда?29.09.2021 12:51:30
А еще заборы перегораживают сквозной проход по ряду улиц.
Прокурорский дом строили с аркой, чтобы можно было пройти по прямой от Казачка до Куйбышева - загородили. С Куйбышева можно было пройти под аркой Химико-технологического техникума (ныне филиал института) - загородили бетонным забором. Перспектива многих улиц перегорожена заборами или точечными застройками.
14
1
Наталья29.09.2021 13:00:25
Очень правильный разбор омского пространства! Подписываюсь под каждым словом! Но следующий шаг - какой? Что сделать и как воплотить в реальность высказанные архитектуром верные мысли? Представляю сколько нужно сносить заборов и какого масштаба получится гора мусора - омский заборный Эверест!!! А если эти заборные поверхности из вертикали переместить в горизонтали, используя для организации парковок, на местах стихийных стоянок в грязи? Единственно в чём не согласна с автором, что металлические ограждения газонов разобрать : в Омске сразу на этих газонах припаркуют машины!! 100%. Это уже было!!
10
1
омичка29.09.2021 14:46:46
Причина одна - власти не крравляют городским пространстаом. Они его просто имеют.
8
2
Тупой омич29.09.2021 15:49:17
Ужасы омского Мордора
10
4
...29.09.2021 15:53:02
Сегодня в Урядном тупике ямщик Холуйский, будучи в подпитии задавил трех кур гр. Серомытской....
Вот уровень нашего провинциального города.
8
0
Че29.09.2021 18:55:09
За каждый спил и выкорчевку дерева из бюджета отмывают больше, чем зарабатывает учитель за год. Возле бригады уродующей тополя обязательно стоит машина бригадира за 10 млн. Не нравится уезжайте или встраивайтесь в систему раздербана бюджета.
10
3
33330.09.2021 09:31:49
Очень толковая статья. Спасибо!
11
1
Анатолий30.09.2021 11:15:44
Про заборы между многоквартирными домами и вдоль улиц "могильные" оградки - сказано в точку.
1
6
омич30.09.2021 16:12:29
Анатолий, всё зависит от воспитания. Кто как воспитан, так думает и говорит.
13
0
Анатолий01.10.2021 17:45:57
омич, ЭТО ТОЧНО, особенно тех, кто это нагородил где надо и не надо. Большие деньги люди поднимают , где-то и пешеходов нет, а заборы вдоль дороги стоят покосившиеся и ржавые. Позор.
2
2
Тупой омич02.10.2021 15:06:15
Город-пень
9
0
Андрей Владимирович Е.03.10.2021 10:41:10
Да, за последние 18 лет количество заборов вокруг домов и рядом с ними стало зашкаливать. Пройти зачастую 100-300 метров до необходимого места просто невозможно... И скорее Омск уже даже не город-забор, а город-кладбище надежд омичей на доступную и удобную городскую среду! Все придорожные оградки так похожи на кладбищенские...кто их такие придумал и утвердил? Даже в советское прошлое ограждения были намного эстетичней.
Ещё хотелось бы отметить в этой связи нашу межмагистральные (дворовые) проезды, которые не только заборами огораживаются, но и всякой дрянью (бетонными блоками, булыжниками и т.п.) Чтобы проехать с Маяковского на Масленникова в районе 5-й линии или ул. Степной, нужно сделать значительный круг со всеми вытекающими.
1
3
Margadon05.10.2021 20:50:12
Потому что Омск — город-огород.
1
2
Inborev06.10.2021 08:30:09
Олег, благодарю что подняли этот кровоточащий вопрос!!! Сил нет терпеть это убожество и дискомфорт.
Вы пробудили надежду на улучшение ситуации
1
1
.06.10.2021 22:40:18
ivan, про "город-сад" когда-то придумали омские чиновники чтобы оправдать вырубку деревьев при строительстве микрорайонов на Левобережье, Московке, в Куйбышевском районе и центральной части Омска. А "город-сад" омск никогда не был, всегда в городе была грязь, разбитые дороги, в ночное время полумрак и бандитизм в Порт-Артуре, Сахалине, на линиях, ремесленных, Куломзино
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru