А 10 лет назад потребителями (медицинских услуг) признаны и пациенты
Федеральному закону «О защите прав потребителей» уже 30 лет.
Он принят 7 февраля 1992 года и сегодня, по статистике запросов в поисковиках, является самым популярным среди российских законов.
— Именно этот закон позволил десяткам миллионов наших граждан добиться возмещения ущерба, причиненного некачественными товарами и услугами их имуществу, иногда еще и здоровью и почти всегда — достоинству. Благодаря ему потребители не только восстанавливают справедливость и заставляют предпринимателей работать лучше, но и осваивают правовую грамотность и проникаются правовым сознанием. Для многих этот закон стал первым, пусть и прочитанным по необходимости, законом в их жизни, — прокомментировал для МК «законный» юбилей председатель Союза потребителей России Петр Шелищ.
До этого в советском законодательстве в принципе отсутствовали понятия «права потребителей» и даже «потребитель», объяснил Шелищ.
Почти все производители, продавцы и исполнители услуг были в гос.собственности и без конкуренции выпускали, продавали и исполняли то, что им предписывали планы собственника и по ГОСТам.
Потребителям оставалось лишь радоваться, когда они «достали» что-то дефицитное, не слишком придираясь к качеству.
Председатель Союза потребителей России привел пример действовавшей до принятия закона несправедливой правовой нормы. Правила торговли разрешали покупателю дефектного технического товара потребовать от продавца его замены или возврата денег только после 5 (пяти!) безуспешных гарантийных ремонтов. А ведь некачественные товары встречались миллионам покупателей…
Добавим, что с 2011 года потребителями считаются и пациенты больниц, поликлиник, медцентров.
В появившемся 10 лет назад Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» прописано, что пациенты являются потребителями медицинских услуг — на них распространяется закон «О защите прав потребителей». Благодаря этому выигрывать дела о некачественной медпомощи стало значительно проще.
Мария Мельникова