В суде IT-специалист по защите информации рассказал, что сейчас распространены компьютерные вирусы, которые не дают клиенту зайти на легальную страницу нужного ему сайта, и автоматически переводят его на поддельную.
Житель Омска Александр Вавилов (имя и фамилия изменены) лишился 99 тысяч 999 рублей в одно мгновение. С его депозита через интернет мошенники перевели нужную сумму. Мужчина имел валютный накопительный вклад в Сбербанке, а также зарплатную карту. Услугу «Сбербанк онлайн» он подключил исключительно для того, чтобы отслеживать поступления на карту, и не знал, что через интернет можно распоряжаться не только зарплатным счетом, но и средствами, хранящимися на вкладе.
В сентябре прошлого года пострадавший клиент через поисковую систему в сети вышел на страницу, внешне похожую на страницу системы «Сбербанк онлайн». Ввел логин и постоянный пароль, после чего страница зависла, а ему на сотовый телефон стали поступать сообщения. Вскоре позвонил человек, представившийся сотрудником банка, и пояснил, что в системе возникли неполадки, для устранения которых нужно немедленно ввести разовый код доступа, полученный от Сбербанка. Засомневавшись, Александр Вавилов отключил компьютер, но смс и звонки продолжали поступать.
«Клиент еще раз зашел в интернет, через поисковую систему снова нашел страницу, как ему казалось, своего банка и увидел телефон службы технической поддержки. Позвонив по этому номеру, он услышал уже знакомый голос, снова попросивший его ввести разовый код, — сообщили в пресс-службе Омского областного суда. — На этот раз мужчина подчинился, после чего его оставили в покое».
Впоследствии выяснилось, что номер телефона, по которому он звонил, отличается от настоящего номера банка всего лишь на одну цифру. А страница в интернете, на которой он вводил свои пароли, является фишинговой. Неизвестные злоумышленники перевели кругленькую сумму с его валютного вклада вначале на его карту, а оттуда на счет другого лица. Мужчина лишился без малого 100 тысяч кровных рублей. После этого Вавилов заблокировал карту в ближайшем отделении банка, и похитить остальные деньги преступникам не удалось.
В банке от услышанного только развели руками, мол ничем помочь не можем и деньги вренуть на счет уже не получится, так как операция прошла в соответствии со всеми правилами. Омичу пришлось идти в суд. Он потребовал, чтобы Сбербанк вернул ему всю исчезнувшую сумму, а также выплатил компенсацию морального вреда. По его мнению, банк не должен был перечислять деньги с его вклада, поскольку письменного распоряжения об этом он не давал, сберегательную книжку и паспорт не предъявлял. Его представитель также ссылался на то, что клиент не имел намерения подключать свой валютный вклад к системе «Сбербанк онлайн», такого заявления в банк не подавал.
«Однако, как было установлено в Кировском районном суде, согласно п. 1.2 Условий предоставления услуги «Сбербанк онлайн», при регистрации клиента в системе дистанционного доступа банк обеспечивает ему возможность проводить операции по всем его счетам, открытым в банке, — прокомментировали в Омском областном суде. — Согласно другому пункту условий, в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы, к которым в том числе относятся противоправные действия третьих лиц, банк освобождается от ответственности за ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств. Кроме того, по условиям использования банковских карт ОАО «Сбербанк России», держатель соглашается с получением услуг через интернет, осознавая все связанные с этим риски. Клиент сам обеспечивает доступ к сети, защиту своего компьютера от несанкционированного доступа и вредоносного программного обеспечения».
Как пояснил допрошенный в суде IT-специалист по защите информации, в настоящее время распространены компьютерные вирусы, которые не дают интернет-пользователю зайти на легальную страницу нужного ему сайта, а автоматически переводят его на фишинговую, то есть поддельную.
В результате суд пришел к выводу: поскольку клиент самостоятельно осуществил все необходимые действия для подключения «Сбербанк онлайн», он должен был при входе в личный кабинет ознакомиться со всеми условиями и руководством пользователя и далее неукоснительно их соблюдать. Также на сайте размещено предупреждение о том, что сотрудники банка никогда не звонят на мобильные телефоны клиентов, чтобы запросить пароль. В данном случае Александр Вавилов это предупреждение проигнорировал, проявив неосмотрительность, поэтому и оснований для возврата банком утраченной суммы нет. Кировский районный суд в удовлетворении исковых требований отказал. А Омский областной суд апелляционную жалобу, поданную представителями истца, оставил без удовлетворения, решение без изменения».
Мария Гавриленко