Новости. Омск

Красота сквозь время. Как менялся портрет женщины на протяжении веков

К празднику 8 марта, которому в этом году исполняется 101 год, БК55 при поддержке сотрудников музея Врубеля Юлии Лопаткиной и Юлии Кох расскажет о том, какой была женщина в разные эпохи и как ее видели русские художники (СПЕЦПРОЕКТ). 

 Женщина во все времена была для художников философским объектом. На нее возлагалась миссия олицетворять красоту.

Ее образ, проходя через эпохи изменялся, но один типаж женщины оставался в поле зрения художников все время — женщина-мать и заступница. 

Даже если мы вспомним первобытных Венер, где красоты в современном понимании, нет. Они прекрасны уже потому, что олицетворяют то, что всегда привлекало в женщине.

фото: zen.yandex.ru

До сего дня, как утверждают эксперты, остаются неизменными стандарты красоты для женщины крестьянского сословия  — здоровая, выносливая, кровь с молоком, сильные ноги, широкие бедра, высокий рост. То есть все, что делает женщину рожающей, воспитывающей и работящей.

Этот типаж был основным до XVIII века, когда пошло активное взаимодействие с европейской, особенно французской, модой.

Это прекрасно прослеживается и в портретах XVIII — начала XIX века, которые нам показали в музее Врубеля. И в которых художники не ставили перед собой задачу отразить индивидуальность женщины, главное — показать ее социальный статус. Сразу видно кто перед нами. Аристократки изображались в богатых костюмах и в соответствии с идеалами красоты того времени — белокожесть, нежный румянец, величественность позы.

Как мы это видим на портрете Екатерины II Иоганна-Батиста Лампи Старшего.

Художников больше волновал скромный мечтательный образ их современниц, в котором была своя загадочность и утонченность.

Образ роковой женщины был совершенно не в ходу, дамы олицетворяли собой нравственность, добропорядочность, семейственность.

К. Я. Рейхель. «Портрет А. Н. Козляниновой»

Девушка в красной шали одета по последней моде того времени —  в тонкое муслиновое платье с завышенной талией, без излишеств. Такие платья появились после наполеоновских походов. Вместе с ними носились шали, чтобы девушка в легком одеянии не простыла.

Неизвестный художник. «Портрет неизвестной»

Девушки пытались достичь европейского идеала неземной красоты и чистоты.

Жульен «Портрет женской головы в профиль»

И это было совсем не просто. Нужно было следовать всем заветам иностранной моде — дамы активно пользовались белилами так,  что муж не всегда мог узнать свою жену накрашенной.

Женщине надлежало быть худой, даже иметь болезненный вид. Талия должна была быть не шире 52 см, но, как правило, стремились к 47-49 см. Утягивались так, что падали в обмороки и даже ломали ребра. Особенно ценилась красота верхней зоны — шеи и декольте.

В глаза же закапывалась настойка белладонны, чтобы расширить зрачки.

Неизвестный художник. «Портрет императрицы Марии Федоровны»

Достигали идеала, как могли и художники… На портретах того времени мы не найдем недостатков — ни желтизны кожи, ни горбоносости.

В 60-е годы XIX века  появляется образ горожанки, умной, образованной.

На «Портрете неизвестной с книгой» девушка изображена в скромной одежде (белый воротничок, манжеты, мало украшений).

В то время появляются курсистки, женщины начинают учиться. Хотя и домашнее образование у представительниц слабого пола 19 века было на очень высоком уровне.

У крестьянского сословия в те времена был совсем другой стандарт красоты. Это цветущая, простая женщина, олицетворяющая природную силу. Их всегда изображали вместе с атрибутами крестьянской жизни.

Присутствовали национальные узоры и красный цвет.

Верещагин В.П. «Кружевница»

Если у аристократок в почете была худоба и болезненность, то здесь должна была быть сила, здоровье. Ценились «бревнообразные» ноги, которые крепко стояли на земле. В деревнях женщины даже перематывали свои ноги, чтобы придать им нужный эффект.

Худосочную женщину вообще могли заподозрить в ведьмовстве, поэтому диеты были противопоказаны.

Сведомский П. А. Изображение крестьянки

На рубеже XIX–XX веков некоторые художники все еще держались за романтический образ, за эти воздушные платьица, которые уже никто в то время не носил. Например, Борисов-Мусатов. Все его дамы это волшебные феи.

Это образы снов об ушедшей эпохе.

Другие же последовали за совершенно иным идеалом женщины.  

На картине Машкова «Три сестры» мы видим карикатурное изображение прежних идеалов (излишний румянец, бледность, постановочность позы).

Машков И.И. «Три сестры на диване»

Художники стали активно рисовать женщин искусства: актрис, циркачек, танцовщиц, певиц, балерин. Женщин творческих и более свободных.

М. Ларионов. «Цирковая танцовщица»

Манит типаж роковой женщины — жгучей брюнетки, как на картине Серова 1895 года. Она изображалась в простых одеждах, часто с распущенными волосами. В ней улавливается что-то мистическое.

Такой типаж будет популярен до 30-х годов XX века.

В.Серов «Портрет неизвестной». 

Чувствуется дух предстоящего переворота, женщина все чаще воспринимается не как внеземная фея, а как простая интеллигентная, близко стоящая к мужскому миру.

Ходасевич В.М «Портрет сестер Петровых»

Возросла популярность крестьянской жизни и следовательно — женщины-крестьянки. Художники стали выезжать в деревни и рисовать простых, но очень красивых женщин.

Маковский В. «Девочка с гусями» 

Нужно сказать, что «бьюти-индустрия» была хорошо развита и в деревне. Девушки пользовались белилами, сурьмили брови, подкрашивали щеки.

У каждой был сундучок с праздничными нарядами, хоть их и надевали редко, только по большим церковным праздникам.

Бондаревский Н.К. «Яблочный спас в Малороссии» 

Женщина в начале XX века отходит от западного идеала и приобретает черты народного колорита.

Маковский. Этюд «Боярыня Морозова»

Маковский. Этюд «Утро стрелецкой казни»

Советский период.

В 20-е годы XX века, именуемыми НЭПом характеризуется отказом от буржуазных пережитков и эмансипацией женщины. Главные признаки состоятельной модницы 1920‑х: короткая стрижка с завитыми локонами, шляпка-клош, одежда прямого кроя, не подчёркивающая женственность очертаний, длинные перчатки.

Этот образ перерастает в 30-х годах XX века в женщину-труженицу, товарища,  строительницу светлого будущего. Женственности в ней откровенно маловато. Никто ее в ней и не искал, требовалось другое.

Яркое олицетворение роли женщины рассвета советской эпохи служит картина Орлова. Женщина в спортивной одежде, с четкой талией, сильными ногами, руками, широкими бедрами.

Олицетворяет простую красоту и внутреннюю силу.

Это не женщины-матери, они не зациклены на хозяйстве, они устремлены к более высоким целям, они строят великое будущее.

Печенников Г.И. 

Женщина изображалась активным гражданином, который принимает участие в жизни государства. Был акцент на национальность, показывающий уравнение всех перед законом.

Шегаль Г. «Вождь, учитель и друг»

Анти-идеальным типом женщины в официальном искусстве рассвета советской эпохи являлся образ стиляги. Они изображались с насмешкой.

А военная эпоха подарила нам еще и образ женщины-героя.

Сергей Григорьев. Зоя Космодемьянская

В конце 70-х годах XX века перестали изображать женщину как идеальный образ строительницы коммунизма. Крушение идеалов сопровождается уходом в частную жизнь, а женские образы обретают индивидуальность и психологизм.

В конце советской эпохи женский образ стал частью хаоса, отражающего растерянность перед неизвестным будущим. 

В современном искусстве женщина предстает с самых разных позиций. И говорить о том, какая она, видимо, забота культурологов следующих поколений.

Ведь, как известно, большое видится на расстоянии.

Елизавета Яшина 

Евгения Шадрина-Шестакова

Елена Боброва

Красота — это вещь неоднозначная.

Какой стандарт или, наоборот, нестандарт остается нам через века в искусстве — это загадка. Часто мы спрашиваем, что в этой женщине красивого, почему люди из поколения в поколение восхищаются ей. Что красивого в той же Мона Лизе с выбритыми бровями? Красота нечто неуловимое, витающее в воздухе. Мираж, который пытаются ухватить художники.

И фигура женщины ярче всего показывает нам эту загадочность.

А чего хотели сами женины? И как они видели свою роль в обществе?

В патриархальном обществе никто о женщине и её правах не задумывался. В России до Революции дамы не имели даже паспорта. Ни права голоса, ни права наследования, ничего…

При таком раскладе женщинам оставалось довольствоваться ролью матери, жены и музы, до поры до времени…

Общество постепенно вошло в эпоху Нового времени, в котором основой экономики стали фабрики.

Работали там и женщины. Работодатели, пользуясь отсутствием прав у женской половины коллектива, повышали продолжительность рабочего дня и уменьшали оплату труда по сравнению с мужчинами. Негодование в обществе росло, и в один прекрасный момент 8 марта 1857 года в Нью-Йорке на демонстрацию с требованием увеличить зарплату и улучшить условия труда вышло несколько тысяч женщин — работниц тексильных фабрик.

Митинг записали в историю, как «Марш пустых кастрюль».

Женщин было уже не остановить! Как по цепочке, то там, то здесь по всей Европе вспыхивали митинги. Женщины требовали равные с мужчинами условия труда и право голоса. Правительство постепенно шло на уступки. Клара Цеткин, активистка, стоящая у истоков феминизма, однажды сказала: «Дню борьбы за права женщин быть!».

Её поддержали соратницы, а датой праздника выбрали 8 марта в память о марше текстильщиц.

Заседание в день 8 Марта 1925 г. в Омске в помещении комклуба. Фотография из фондов Омского государственного историко-краеведческого музея.

В России была похожая ситуация.

В начале XX века женщины уже активно выступали на митингах. Поворотной не только для женщин, но и для всей России стала дата 23 февраля 1917 года (по новому стилю, 8 марта). Именно в этот день голодные, уставшие работницы из Петрограда вышли на демонстрацию, чуть позже к ним примкнули рабочие и солдаты, и случилась Февральская революция, покончившая с самодержавием в России.

В 1921 году Александра Колонтай, русская основоположница феминизма, предложила сделать 8 марта «женским днём» в память о женщинах, «запустивших» переворот.

Россия — впервые в мире уровняла в правах мужчин и женщин.

Президиум торжественного заседания в день 8 Марта 1925 г. в Омском
гостеатре. Фотография из фондов Омского государственного историко-краеведческого музея

Но мало утвердить равноправие. Надо научить граждан новому мышлению, вытеснить из сознания пережитки прошлого. Советская женщина должна понимать, что может работать наравне с мужчиной на любой работе. И всё же женщины в типично мужских сферах были в новинку, поэтому партия поощряла передовичек. Именно в честь них в день 8 марта проводились демонстрации. Праздник носил революционный подтекст.

Но время шло, граждане страны Советов уже привыкли к равноправию, надобность в демонстрациях отпала. 8 марта стал обычным женским днём. Хотя в Европе он до сих пор сохраняет формат борьбы за равноправие. У европеек его недостаточно, они всё ещё продолжают бороться.

28 ноября 1978 ЮНЕСКО предложила отмечать 8 марта, официально сделав его Международным днём. Отмечают его практически во всех странах мира, кроме Бразилии, Чехии и США (попытка его внедрить не увенчалась успехом, американцы были против, что интересно, право голоса женщина получила только в 70-е годы).

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:
  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

4
0
tktyf09.03.2022 19:55:26
Картины "Боярыня Морозова" и "Утро стрелецкой казни" написал Василий Суриков!! Сергей Маковский был художественным критиком и организатором художественных выставок
1
0
омичка21.04.2022 15:53:43
tktyf, и всё равно, на фоне всевозможной желтой чепухи - это бальзам на душу!
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru