В конце 2017-го года Омск лишили единственного выставочного пространства под проект парка истории, который должен был рассказывать о прошлом нашей страны. На его реализацию «Газпром» тогда выделил, как сообщала омская пресса, 74 миллиона рублей.
Однако, полноценным музейным комплексом омскому парку, судя по всему, стать не удалось. Его директор г-жа Безродная не очень занимается рекламой существующей экспозиции, хотя в учреждении даже есть собственная пресс-служба. Возможно, для активизации привлечения внимания публики там сейчас разместят серию тиражной графики из коллекции музея Ильи Глазунова.
Свои полотна 87-летний мэтр, которого называли придворным художником, уж больно его любили одно время московские власти, в глухую провинцию под названием Омск, конечно, не повез. Бюджета Омского минкульта на это могло не хватить. В историческом парке представят серию иллюстраций «Картины по русской истории», созданную в начале ХХ века.
«Но она имеет художественную и историческую ценность. Репродукционная графика воспроизводит полотна известных мастеров», — пояснила БК55 директор музея Врубеля, искусствовед Фарида Буреева.
В историческом парке «Россия — Моя история» представят, как презентуют экспонаты организаторы, чрезвычайно редкую и ценную на сегодняшний день серию «Картины по русской истории» из фондов Московской государственной картинной галереи Народного художника СССР Ильи Глазунова. С 24 марта по 5 мая омичи смогут увидеть репродукции произведений, созданных в период с 1908 по 1913 годы Валентином Серовым, Аполлинарием Васнецовым, Сергеем Ивановым, Борисом Кустодиевым и другими известными мастерами.
Глазунов собрал полную серию хромолитографий «Картины по русской истории», состоящую из 51 листа. Вторая подобная коллекция этого печатного издания сохранилась лишь в Государственном Историческом музее. Рисунки и живописные полотна, с которых были воспроизведены хромолитографии, исполнены художниками в различных техниках — темпера, акварель, масляные краски и гуашь.
Особенную ценность серии придает то, что оригиналы некоторых работ навсегда утрачены и сохранились лишь литографии печатного издания. Только малая часть оригинальных произведений находится в Третьяковской галерее и Русском музее, в Нижнем Новгороде, Перми, Одессе, Минске и Симферополе.
Периодическое издание «Картины по русской истории» было выпущено по инициативе известного московского издателя Иосифа Кнебеля. Замысел серии как наглядного учебного пособия по русской истории возник у него в середине 1900-х годов. Для изготовления репродукций была выбрана особая техника — хромолитография.
Серия имела небольшой тираж в 3500 экземпляров и задумывалась как наглядное учебное пособие. Несмотря на высокое художественное мастерство важной была содержательная часть изображения. Школьная серия должна была гармонично соединять в себе учебно-познавательный материал и давать убедительный художественный образ, благодаря чему композиции насыщены множеством увлекательных подробностей, касающихся моды, быта, архитектуры.
Одной из самых известных работ серии можно назвать «Вахтпарад при императоре Павле I». Оригинальный рисунок Бенуа для хромолитографии хранится в Государственном Русском музее. На нем вы увидите, как на площади перед Михайловским замком, с которого еще не сняты строительные леса, Павел I принимает парад. Тема выбрана не случайно. Парад — своего рода символ эпохи правления императора, внесшего весомый вклад в развитие военного дела.
В экспозиции представлены несколько оригинальных хромолитографий и учебников начала ХХ века, по которым изучали историю гимназисты и студенты. Здесь же можно найти похвальные листы, аттестаты и даже журнал для записывания уроков, датированный 1905 годом.
Все эти экспонаты хранятся в фондах «Омского музея просвещения».
Фото из открытых интернет-источников