Система уголовного правосудия в России известна отнюдь не своей снисходительностью. Алексей Навальный, оппозиционный лидер, был недавно приговорен к пяти годам в тюрьме. Двум отбывающим срок матерям из панк-группы Pussy Riot было отказано в досрочном освобождении. А над погибшим Сергеем Магнитским, уважаемым юристом, устроили суд и посмертно признали виновным в мошенничестве. Однако на каждый случай существует и контрпример. Возьмем дело Евгении Васильевой - пример того, насколько разумными и гуманными могут быть российские суды.
Красотка-блондинка, которая когда-то была директором организации, подчиненной российскому Министерству обороны, Васильева обвиняется в хищении более 360 миллионов рублей. После того как мошенничество было раскрыто в ноябре, полиция обыскала дом Васильевой и нашла три миллиона наличными, 120 золотых колец и более десятка антикварных картин. Там же обнаружили и Анатолия Сердюкова, российского (женатого) министра обороны.
Полгода спустя Сердюкова уволили, а Васильева находится под домашним арестом. Не то чтобы она страдала. Недавно в интернете появилась фотография, на которой она делает покупки – когда-то регулярное для нее занятие – в бутике Chanel на самой фешенебельной московской улочке.
Российские прокуроры ответили соответствующим образом и потребовали, чтобы Васильевой позволяли покидать дом на два часа в день, а не на три. Судья отказался, однако через семь месяцев после того, как были выдвинуты первые обвинения, он все же заморозил банковские счета Васильевой.
Коррупция и измена, вместе или по отдельности, не являются новинкой в России. Кремленологи предполагают, что дело Сердюкова и Васильевой стало уголовным не из-за предполагаемого хищения или романа, а из-за происхождения оскорбленной жены Сердюкова (ее отец – это бывший премьер-министр Виктор Зубков, могущественный союзник Путина).
Исследования показывают, что россияне на самом деле достаточно терпимы в вопросе измены. Согласно книге 2008 года Lust in Translation, автором которой является журналист Памела Друкерман, около 40% опрошенных россиян считаtт, что внебрачные связи «вовсе не являются» или «не всегда» являются чем-то плохим.
Это проиллюстрировано недавней российской реакцией на скандал вокруг двух «павших» политиков: Энтони Уайнера и Доминика Стросс-Канна. В то время как женатого Уайнера, стремившегося стать мэром Нью-Йорка, в США приняли прохладно после того, как стало известно, что он отправлял текстовые сообщения сексуального содержания женщинам, у него появился неожиданный союзник в лице НТВ, российского телеканала, которым владеет государственная компания «Газпром». В 5-минутном сюжете в прайм-тайм НТВ, по-видимому, сместило вину с Уайнера на эпоху интернета, которая превратила личные дела известных персон в достояние общественности. «Кажется, интернет положил конец частной жизни, включая интимную», – заявил телеканал.
Еще больше милосердия было продемонстрировано в случае Стросс-Канна, бывшего исполнительного директора Международного валютного фонда. Всего за несколько дней до заявления французских прокуроров о том, что они выставят против него обвинения в сводничестве, бывший кандидат в президенты Франции получил и хорошие новости. Его включили в состав советов директоров двух российских госкомпаний: Российского фонда прямых инвестиций и банка, которым владеет «Роснефть».
На протяжении трех десятилетий проект под названием «Пересмотр мировых ценностей», проводимый в нескольких университетах, отслеживал отношения жителей почти 100 стран к различным социальным вопросам. В России результаты были необычными, говорит Роберто Фоа, исследователь из Гарварда, занимающийся этим проектом.
В то время как россияне либеральны в таких вопросах, как проституция и развод, они, с другой стороны, консервативны по иным направлениям, самое явное из которых – гомосексуализм. Согласно исследованию, Россия – единственная западная страна, где проституция считается более «оправданной», чем гомосексуализм.
Согласно этому исследованию, россияне медленно становятся немного более терпимыми по отношению к гомосексуалистам. Однако с точки зрения законодательства движение идет в обратном направлении. В июне президент Владимир Путин подписал законопроект, разрешающий российским властям задерживать и штрафовать лиц, которые якобы занимаются так называемой «пропагандой гомосексуализма».
И хотя пока мало кто был задержан или оштрафован, критики закона предупреждают, что это лишь дело времени. Можно лишь надеяться, что к обвиняемым отнесутся хотя бы с долей той гуманности, которая была продемонстрирована в деле Васильевой.
Кортни Уивер