19 августа в России наступил первый день новой эры. 19 мая 2013 года вступил в силу федеральный конституционный закон, запрещающий чиновникам иметь счета и финансовые активы за рубежом. Документ касается федеральных и муниципальных служащих, парламентариев, топ-менеджеров госкорпораций и Центрального Банка, а также членов их семей (супругов и несовершеннолетних детей).
Согласно этому закону, все они не могут открывать и иметь счета, хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть или пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Президент Путин, подписавший закон, давал чиновникам три месяца на то, чтобы избавиться от таких счетов и активов. Был и другой путь – добровольный уход. Три отведенных законом месяца истекли 19 августа.
Как вспоминает «ИТАР-ТАСС», идею документа сформулировал Владимир Путин во время «прямой линии» с президентом в апреле этого года. «Госслужащим необходимо четко определиться, что для них важнее: или деньги на счетах за границей, или служить народу», - сказал тогда президент. Чиновникам он предложил переводить свои активы в российские банки, что позитивно скажется на состоянии экономики: «Пусть денежки сюда тащат и повышают экономическое состояние страны».
Недвижимость Путин чиновникам и депутатам «разрешил», чем вызвал закономерные вопросы у соображающей части российского общества. Многие прямо спрашивали: как вообще, владея недвижимостью за рубежом, можно не иметь там счетов – ведь нужно оплачивать ее содержание, услуги и т.п.
Стоит отметить, что схожий, но более понятный процесс был запущен много раньше и получил название «пехтинг», от фамилии одного из первых «жертв» кампании по очистке рядов власти от «скверны», депутата Госдумы Владимира Пехтина, который ушел в отставку из-за обнародованной информации о наличии у него незадекларированной квартиры под Майами.
Также несколько членов Совета Федерации сложили свои мандаты из-за занятий бизнесом. Им предпочли заниматься Андрей Гурьев, Андрей Молчанов, Николай Ольшанский, Дмитрий Ананьев, Сергей Бажанов. Со счетами свой уход связал только Борис Шпигель. Жертвой «пехтинга» пал сенатор Малкин. Были и те, кто предпочел сохранить мандат: Сулейман Керимов передал права на свои активы в некий благотворительный фонд. Также поступили Андрей Клишас и Виктор Пичугов.
В Госдуме по поводу уходов вот уже несколько месяцев стоит тишина. Как сообщает «ИТАР-ТАСС», согласно постановлению этой палаты парламента, законодатели должны были предоставить соответствующие данные до 1 июля, и такую информацию направили 39 человек. На вопрос корреспондента, сколько из них приняли решение сложить с себя полномочия, председатель думского комитета по регламенту, депутат от Омской области, Сергей Попов ответил: «На сегодняшний день у нас нет такой информации». Собственно, особо ничего депутатам и не грозит: если их уличат в наличии счетов, то их просто лишат мандата, только принудительно.
Добровольные уходы были и на региональном уровне. Самый известный такой случай – уход Романа Абрамовича. В Омской области же отставок-уходов за последнее время было столько, что журналисты устали их считать, а уж тем более искать причины. Так, может, все просто, и Триппель, и Михеев, и Ткачук не смогли расстаться с зарубежными активами?
Игорь Федоров