Проект нового закона о госсобственности обсудили в рамках дискуссии представители науки и общественности.
18 ноября в региональном Заксобрании прошёл семинар-конференция на тему «О проекте закона Омской области «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Омской области», который организовал комитет областного парламента по собственности.
В обсуждении приняли участие депутаты Заксобрания — члены комитета по собственности, народные избранники городского парламента, члены Научно-экспертного совета при комитете, представители Контрольно-счетной палаты Омской области, Минимущества, регионального Минюста, Росреестра, высших учебных заведений, а также члены общественной организации «Ассоциация юристов России».
В роли модератора мероприятия выступил председатель комитета Заксобрания по собственности Игорь Зуга.
Год назад комитет по собственности нового созыва поставил целью разобраться в вопросах эффективности управления госсобственностью. После комплексного анализа федерального и областного законодательства и взаимодействия с министерствами было выявлено немало проблем, в том числе, в толковании органами исполнительной власти как субъектами управления собственностью объема их полномочий, в определении объема и идентификации объектов собственности, которые должны учитываться в областных реестрах, выяснилось, что в системе управления собственностью отсутствует основной уполномоченный орган в сфере управления собственностью и его полномочия четко не определены. Было выявлено, к примеру, что по линии Минкульта в реестрах не учитываются культурные ценности, Минприроды учитывает только особо охраняемые территории, но не ведет учет природных объектов — участков недр, водных объектов и прочих.
В ходе формирования отчетов о госпрограммах их исполнители (министерства) ведут самостоятельную оценку самих себя по эффективности их реализации. При этом у них даже нет таких полномочий в рамках законодательства.
«Внешний контур правоприменения сегодня больше напоминает законодательную паутину, нежели отлаженную работоспособную систему правоотношений. Какую оценку сегодня получают органы исполнительной власти, министры и все мы в вопросах эффективного распоряжения собственностью? За примерами далеко ходить не надо. Омская область с 26 места в 2010 году опустилась на 35 место в рейтинге социально-экономического развития регионов. Основой экономического развития субъекта является собственность. Сегодня нам нужен резкий разворот в системе управления госсобственностью субъекта. И он может осуществиться только в одном — принципиально новом подходе к законодательному регулированию отношений в сфере собственности» — сказал Игорь Зуга.
Результатом работы комитета за год стал новый законопроект «Об управлении и распоряжении государственной собственностью региона», который и был вынесен на общественное обсуждение для внесения конкретных предложений и поправок.
«Центральным ядром проекта закона стала жесткая классификация субъектов управления собственностью и четкое разграничение компетенции исполнительных органов государственной власти, уполномоченных в сфере управления и распоряжения собственностью, а именно государственным казенным имуществом Омской области, средствами областного бюджета, природными ресурсами, находящимися в государственной собственности Омской области, объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации, иными культурными ценностями», — говорится в пояснительной записке к документу.
При этом вводится основной уполномоченный орган по управлению госимуществом Омской области, который будет осуществлять координацию и интеграцию других ведомств и институтов исполнительной власти в этой сфере.
Разрабатывался законопроект с учетом лучших практик законодательств субъектов РФ по управлению госсобственностью: Свердловской, Саратовской, отчасти Московской областей, Пермского края и Санкт-Петербурга.
Дискуссия прошла достаточно оживленно. Участники выражали свои мнения по поводу представленного законопроекта, озвучивали свои предложения и дополнения, были и моменты критики. Звучали даже несколько эмоциональные оценки. В общем, градус обсуждения свидетельствовал о высоком интересе к поднятой теме.
Основным автором — разработчиком проекта закона стал член Научно-экспертного совета при комитете областного парламента по собственности, профессор кафедры теории и истории государства и права ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, доктор юридических наук, Заслуженный юрист России, почетный гражданин Омской области Александр Бутаков. Профессор является одним из немногих известных российских ученых, имеющих научные труды и монографии по обсуждаемой теме, а также весомый опыт в законотворчестве. Он автор более 400 региональных законопроектов.
«Я считаю, что главное качество этого закона состоит в том, чтобы каждый орган исполнительной власти, каждый чиновник понимал свой манёвр, в рамках которого он действует с точки зрения закона легитимно. Это позволяет ему принимать решения, быть инициативным. Ведь собственность без инициативы как лошадь без седла. Поэтому я убежден, что первое важнейшее положение — четкое распределение полномочий, — поделился мнением Бутаков. — У нас до сегодняшнего дня десятки объектов, которые направлены на приватизацию, не приватизируются. Всё это разрушается. Эти объекты не входят в систему повышения финансовой базы, и никто за это не отвечает! Поэтому, я считаю, что есть собственность — должна быть ответственность».
Участники мероприятия в спорах и обсуждении пришли к выводу, что система учета госсобственности должна не только обеспечивать исполнение федерального законодательства, но организовать использование всех ресурсов во благо развития региона.
«Мы понимаем, что в таком основополагающем нормативном правовом акте должно быть учтено мнение профессиональной общественности. Я обещаю, мы систематизируем все пожелания, комментарии и позиции при подготовке проекта закона к рассмотрению в Законодательном Собрании», — заключил Игорь Зуга.