Работа по акционированию МУПов продолжается.
По результатам работы по акционированию в рамках соответствующего федерального закона в Омске остались уже семь МУПов. В конце 2019 года их в нашем городе насчитывалось 15, — сообщил заммэра Омска, директор департамента имущественных отношений Дмитрий Махиня.
«Мы идем к радикальному уменьшению их количества. В итоге в статусе муниципальных предприятий у нас останутся только предприятия в сфере культуры — в Омске это парк культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ — и в сфере городского электротранспорта», — пояснил Дмитрий Махиня.
Остальные МУПы преобразовываются либо в бюджетные учреждения, либо в акционерные общества, — добавил Махиня в ходе заседания комитета по экономическим вопросам Омского горсовета.
Что же касается городских бань, они станут бюджетными учреждениями. Ведь эти предприятия сегодня финансово не могут выжить сами, без вливаний. Ведь бани работают по тарифам ниже экономически обоснованных.
«Наверное, это преждевременно анонсировать. Но сейчас рассматривается вариант продления срока существования этих предприятий в форме МУПа. Теперь срок — до 25 года, возможно, что и по 30-й. Если это решение будет принято, будем и мы свои планы менять», — добавил представитель мэрии.
Депутат Павел Корольков поинтересовался: Как сказывается оценка эффективности предприятий на их дальнейшей судьбе?
«Вот ставятся баллы… А потом что-то меняется в отношении этих предприятий?», — спросил член комитета.
По словам Махини, муниципальные предприятия оцениваются по трем критериям.
Первый — социальная эффективность. Насколько это предприятие необходимо городу, насколько востребовано и насколько его услуги уникальны.
Второй — бюджетная эффективность. Дает ли предприятие отчисления в бюджет, или наоборот — требует субсидию.
Третий — экономическая эффективность. Этот показатель говорит о том, может ли предприятие выживать самостоятельно, нет ли признаков банкротства.
«Эту методику мы проводим в целях оптимизации портфеля муниципальных предприятий. Работая с предприятиями, показывающими неэффективность, мы их либо присоединяем к эффективным, либо ликвидируем».
Если в конце 19 года портфель МУП составлял 15 предприятий, то на сегодня их семь.
«Ряд мероприятий жизненно необходимы для Омска, но тех же транспортных предприятиях на конец 2019 года было четыре. А сейчас — одно, ПП№ 8. Выполняет функции всех остальных.
Накладные расходы оптимизируются, и предприятие выходит на безубыточность.
В отношении бань — было два юрлица (16 предприятий). Сейчас они «схлопнулись» в одно. Соответственно, уменьшилась бухгалтерия, канцелярия и прочее.
Вот для этого нужно оценить, необходимо ли вообще существование такого предприятия, и эффективно ли его существование», — продолжил Дмитрий Махиня.
Павел Корольков задал следующий вопрос:
«Вот предприятия становятся АО, но мы понимаем — это те же городские предприятия. Ведь администрация города имеет 100-процентный пакет акций. Каким образом депутаты тогда будут получать информацию об эффективности работы этих АО?».
На этот вопрос ответил другой заместитель мэра, Владимир Куприянов. Он пояснил: в Омске есть уже существующее АО «ОмскЭлектро». И на заседаниях комитета по вопросам ЖКХ депутаты, по мере необходимости, но не реже одного раза в полгода, вносят в повестку дня вопрос о деятельности «ОмскЭлектро».
«Руководитель предприятия приходит, отвечает на вопросы депутатов, предоставляет соответствующий доклад. Такой же доклад может заслушать и комитет по вопросам экономического развития.
В ближайшей перспективе и по гостинице «Иртыш» будет работать такой же подход. Мы закончили процедуру акционирования. Предприятие вот уже несколько недель существует как акционерное общество. Есть совет директоров, контролирующий орган.
Но обязанность депутатов — быть в курсе всех дел. Поэтому, после определенного периода существования как АО руководитель приходит в горсовет и отчитывается», — сообщил Куприянов.
Председательствующий Алексей Провозин подтвердил: у комитета есть все возможности отслеживать работу новых акционерных обществ, находящихся в полной собственности города.
Но главу профильного комитета интересовал и другой вопрос. Он касался судьбы муниципального парка им. 30-летия ВЛКСМ.
«У нас развивается прекрасный новый парк «Зеленый остров». Инвестиции идут, мы горды, мы веселы, довольны.
Но, в то же время, это — конкуренция с нашим муниципальным парком им. 30-летия ВЛКСМ. У которого некий отток наблюдается. Что вы, как собственник формальный, думаете по этому поводу? Как усиливать муниципальный парк?», — спросил Провозин.
Дмитрий Махиня подчеркнул философский характер этого вопроса.
«Дело в том, что департамент имущественных отношений является сейчас и учредителем парка «Зеленый остров», и арендодателем и стороной по договору парка «Вокруг света». И хотя «Вокруг света» сейчас составляет конкуренцию нашему муниципальному парку им. 30-летия ВЛКСМ, другой парк нам напрямую платит арендную плату. И очень высокую.
Будем искать компромисс», — пообещал Дмитрий Махиня.
Глава депимущества рассказал: уже рассматриваются проекты, которые горадминистрация хочет реализовать в парках 300-летия Омска и Советском.
«Проекты разные, в основном — без привлечения частных инвестиций. Это также покупка, возможно, новых каруселей, создание зон отдыха. Например, в парке им. 30-летия ВЛКСМ есть уникальное озеро. Его необходимо облагородить — и там можно развивать водные виды спорта.
В Советском парке, например, лестница требует вложений».
Учитывая, что парки территориально разбросаны по городу, для жителей определенного района свой парк является местом притяжения.
«Будем их развивать совместно», — заключил Дмитрий Махиня.
В итоге присутствующие на заседании комитета депутаты постановили принять всю озвученную информацию к сведению. А также следить за тем, как будет развиваться дальнейшая работа по реорганизации омских МУПов.