Для того чтобы нас не обвинили в некомпетентности, мы пригласили в поездку по югу Омской области бывшего государственного инспектора по качеству зерна Виктора Каписа, агронома по образованию, посвятившего всю свою жизнь сельскому хозяйству.
К приезду начальства
Редакционная «Нива» ранним пасмурным утром 9 сентября тронулась в путь. «Прогноз» обещал кратковременный дождь, а полный привод «Нивы» – гарантию того, что мы сможем доехать не только до районного центра, но и до деревень, где живут те, кто должен по зернышку собрать обещанный трехмиллионный урожай Омской области. Оптимисты говорили перед поездкой, что дороги в области перед проведением уборочной всегда ремонтировали, и жечь бензин на полном приводе не имеет смысла. Но, как выяснилось впоследствии, они сильно ошибались.
Дождь лил все три часа, пока наш автомобиль, преодолевая кочки и выбоины омского автобана, не въехал в рабочий поселок Русская Поляна.
Ухоженные газоны, цветники, чистота стали неожиданным контрастом омских улиц и дворов с мусорными контейнерами.
Впечатление несколько было испорчено состоянием дорожного покрытия центральной улицы поселка. Но общий подъем и осознание того, что руководители района думают не только о хлебе насущном, меня лично не покидало, и я забыл о том, что совсем недавно в Русской Поляне был сам губернатор Омской области.
Добротные здания администрации и управления сельского хозяйства, иномарки у входа, как-то все по-нашему, по-городскому. Игорь Григорьевич Андреев, начальник сельхозуправления, любезно согласился побеседовать с нами. Правда, перед этим позвонил главе администрации и доложил о том, что приехали журналисты «Бизнес-курса».
Как и положено чиновнику такого уровня, Игорь Григорьевич говорил о высоком урожае, о фирме «Титан», арендующей часть земель у крестьян района, которая, чтобы убрать большой хлеб, привезла три современных комбайна, о лучших фермерах, одним из которых он назвал Анатолия Жорова. Вот к нему в хозяйство мы и решили съездить.
Хозяйство 21 века Наш внедорожник оказался на асфальтированной еще при советской власти дороге. Проехав пару километров, остановили встречную «Ниву». Указав нам путь на Новосанжаровку, водитель предупредил, что дорога «убитая». Через несколько километров мы поняли, что это значит. Автомобиль с трудом преодолевал глубокие рытвины, заполненные водой. Посредине пути дорогу пересекла железнодорожная насыпь, шпалы и рельсы были давно демонтированы. Это был железнодорожный путь, по которому вагонами вывозили хлеб на элеватор.
Наконец вдали показались складские сооружения. Решив, что это и есть фермерское хозяйство, подъезжаем к входу. За шлагбаумом охранник в новой спецодежде на наш вопрос ответил, что это склады ООО «Оша», и всем своим видом показал, что дальнейший разговор с ним невозможен.
Более гостеприимными оказались местные жители. Они-то нам и рассказали, что при приватизации по Чубайсу они передали земельные паи своему управляющему, тот их кому-то продал, а сам исчез. В результате часть земли перешла «Оше», часть сконцентрировалась у фермеров. «Оша» местным жителям не доверяет, привозит на вахту горожан.
В деревне Новосанжаровка много брошенных полуразрушенных домов, даже вполне добротные кирпичные двухэтажные восьмиквартирные дома стоят без окон, без дверей.
Средняя школа, неухоженный двор с переполненным туалетом типа «сортир», угольная котельная, в которой велись сварочные работы. Готовят к зиме. Уголь еще не завезли, да и представить невозможно, что по разбитой вдрызг дороге это можно сделать.
На удивление школа оказалась уютной. Чисто, свежая краска, доброжелательный, отзывчивый персонал. Уроки в одну смену. 130 учащихся, в прошлом году было 150. Рассказать о житье-бытье в Новосанжаровке охотно согласилась Татьяна Николаевна. Оказалось, что в школе есть столовая, теплый туалет и даже душ для детей. В соседней деревне Жуковка школу закрыли, и теперь 12 ребятишек ежедневно автобусом возят к ним.
В Новосанжаровке кроме административных других рабочих мест нет, поэтому родители стараются детей поле окончания школы пристроить в городе или, кто получил материнский капитал, за эти деньги купить домишко в близлежащих к Павлоградке деревнях, там можно найти какую-нибудь работу. Узнав дорогу к фермеру Жорову мы продолжили путь по деревенской улице. Непролазная грязь, пустынная улица, лишь белые силуэты гусей на отдельных подворьях. Коров почти нет, нечем кормить, за пастбища надо платить аренду. Печное отопление, природного газа нет, топят дровами и углем. Дрова заготавливают, вырубая лесозащитные полосы, уголь везут из Русской Поляны или из Омска. Кто где сможет купить. Централизованной доставки нет.
Наконец показалось хозяйство Жорова – несколько складских сооружений, площадка для хранения зерна, в ряд выстроилось несколько еще советского образца автомобилей. Бывшая кузня, переделанная в автомастерскую. В небольшом помещении на стенде – двигатель от комбайна, наверное, в ремонте, старая наковальня, множество ржавых железяк, больше напоминающих металлолом, чем запчасти, кругом грязь, мазут.
Все это добро охраняет пес на цепи, которому бросили прямо в грязь часть ноги какого-то животного, и он, зубами разрывая шкуру, пытается добраться до съедобного мяса.
Фермера на месте не оказалось, его партнер, не представившись, рассказал о том, что кроме этой базы есть еще цех по переработке зерновых культур в крупы с линией фасовки, в котором работает несколько человек.
Неужели это 21 век? Такого не может быть, такого не было даже в 60-е, разве что после войны, но тогда был подъем, а здесь упадок, пессимизм. Выездной штаб губернатора обошел эти вопросы стороной.
Иван Сысоев
Полную версию материала читайте в журнале «Бизнес-курс» от 25.09.2013.