Гендиректор Омского Центра экспертизы в области здравоохранения разработал новейшую систему оказания медпомощи в городах и селах.
Гендиректор Омского Центра экспертизы в области здравоохранения Дмитрий Потопальский в 2023 году добился финансирования региональной программы ОМС из бюджета Омской области, сообщив врио губернатора Виталию Хоценко, что местные чиновники упорно этого не делали.
А это почти 8 миллиардов рублей на бесплатную медпомощь омичам и жителям области!
Теперь же Дмитрий Васильевич замахнулся на то, чтобы сделать «дар» всем регионам — кто захочет принять.
Полгода он готовил свой проект оказания медпомощи с применением новых технологий и — готов предоставить его чиновникам и менеджерам, которые заинтересованы в том, чтобы лечить сограждан «по последнему слову техники», совершенно бесплатно.
— Медицинский проект «Телемед» появился как продукт моего анализа и исследований практического здравоохранения, новых технологий и знания лидеров рынка медицины, которые уже начали применять их отдельные элементы. Он не является уникальным, но это системный шаг вперед, в будущее профессионального цифрового здравоохранения, которое нужно формировать уже сегодня. Отдельные элементы, задействованные в проекте, уже применяются в практическом здравоохранении, в том числе в России. Я же собрал эти элементы современной инженерии в единое целое, работающее на трансфере новых технологий, сделал его адаптивным для региональных систем здравоохранения и направил в помощь самым нуждающимся — сельским жителям, проживающих в удаленной и труднодоступной местности.
По словам Потопальского, реализация этого проекта непроста, но результат порадует всех участников системы — пациентов и врачей, чиновников и общественников…
Причем запустить его можно и на базе частных клиник — тогда он может «переплюнуть» омский медцентр «Евромед», а может, даже и более серьезную сеть клиник и медицинских центров «МЕДСИ».
Итак, с разрешения Дмитрия Потопальского БК55 публикует этот проект. Но для начала назовем проблемы, которые следует решить:
«Проблем и вопросов в региональных системах здравоохранения за последнее время накопилось с избытком. Некоторые из них обсуждались в Докладе о реализации государственной политики в сфере охраны здоровья за 2022 год, который 29.06.2023 года был представлен Минздравом России на расширенном заседании Комитета Госдумы по охране здоровья.
А именно:
1. Базовая программа государственных гарантий, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджета ОМС, не обеспечена достаточным финансированием. Действующий механизм уплаты страховых взносов на ОМС неработающего населения имеет ряд серьезных недостатков, которые приводят к недофинансированию системы ОМС и излишней нагрузке на бюджеты регионов.
2. Мероприятия региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения, в том числе в части создаваемой и модернизируемой инфраструктуры медорганизаций, не обеспечивают в полном объеме потребность в строительстве, реконструкции и капремонте медучреждений.
3. При планировании объемов ВМП недостаточно учитывается фактическая потребность медорганизаций. Кроме того, отмечается значительная разница между регионами по исполнению объемов ВМП, в том числе по профилям медпомощи.
4. Региональные минздравы осуществляют формальный подход при планировании расходов при проведении медицинской реабилитации граждан. Не выполнен показатель по доле отделений медреабилитации, оснащенных современным оборудованием, предусмотренный ФП «Оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация» (план — 32%, факт — 12,5%).
5. В детском здравоохранении — неукомплектованность педиатрической службы, недостаток врачей узкой специализации, а также необходимость повышения квалификации педиатров.
6. Жители регионов пока не обеспечены равными правами на получение качественного медикаментозного лечения. Регионы сокращают перечни групп населения, при амбулаторном лечении которых медикаменты отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
7. Недостатки реализации цифрового контура здравоохранения пока не позволяют решить проблемы информатизации отрасли. В ЕГИСЗ передается только 33 вида электронных документов или 41% от предусмотренного количества. При этом данные ЕГИСЗ не используются для формирования отчетности, что приводит к расхождениям многочисленных статданных и первичной информации медорганизаций».
— Эти проблемы показывают, что медицинские чиновники не в состоянии обеспечить качественное управление системой, в том числе из-за ее сложности, отсутствия внешней экспертизы и боязни потери контроля над ней так, как они это понимают. Поэтому региональные системы здравоохранения зарегулированы, а бюджетные медорганизации управляются натиском местных минздравов, заставляющих их «брать под козырек», работают по ничем не обеспеченным директивам, а не по закону, — поясняет Потопальский.
Цитируем дальше:
«Себестоимость медицинских услуг и рассчитанные на ее основе тарифы ОМС — такой же абсурд, как и средняя температура по больнице. Потому, что не бывает двух одинаковых больных, одинаковых рисков осложнений, но есть неизбежные врачебные ошибки, особенности пациентов, их реакция на лечение и приверженность самому лечению.
Кроме того, нельзя забывать о неизлечимом характере большого числа заболеваний, лечение которых нужно вести в течение всей жизни пациента. Два года подряд наблюдается падение уровня обеспеченности врачебными кадрами во всех федеральных округах. Только за последний 2022 год численность медработников в государственных медицинских организациях России сократилась почти на 50 тысяч.
Сегодня в стране реализуется федеральная программа по модернизации первичного звена, в поликлиниках и их филиалах проводятся ремонты различных категорий и уровней, особенно в детстве.
К сожалению, это не повлияло на доступность и качество медицинской помощи в системе первичного звена. Дефицит медицинских кадров возрастает с каждым годом, а оставшиеся нуждаются в повышении квалификации.
Ввиду того, что базовая программа госгарантий не обеспечена достаточным финансированием, у бюджетных медорганизаций начала «не по-детски» расти кредиторская задолженность, в том числе в Омской области. А это уже серьезно.
Улучшить здравоохранение только за счет средств ОМС, тем более в рамках ее базовой программы, невозможно. Но именно так сейчас финансируются все бюджетные медицинские организации и поэтому они обречены на выживание, но не на развитие. Платные услуги, предлагаемые в бюджетных клиниках, не могут серьезно конкурировать с частными, оснащение которых стало с годами намного лучше и по количеству, и по качеству».
Ну и, наконец, что предлагается сделать для улучшения ситуации с медпомощью россиянам:
«Необходимо кардинально реорганизовать систему здравоохранения и сделать ее пациентоориентированной. Чем больше будет «точек» принятия решений в системе здравоохранения, тем быстрее и качественней она сможет развиваться. А для этого нужно хотя бы начать преобразовывать бюджетные медицинские организации в автономные. Это добавит им экономической свободы, рационализирует их управление и повысит их внебюджетное финансирование.
Автономность позволит клиникам развивать себя различными рыночными инструментами и механизмами, в том числе организовывать государственно-частные партнерства.
Предлагаю региональным системам здравоохранения один из вариантов решения проблем сельского здравоохранения — модель работы телемедицинской поликлиники — Центра амбулаторной медицины, основанного на трансфере новых технологий, который возможно встроить в любую региональную систему здравоохранения Сибирского федерального округа, а к финансированию и развитию привлечь частного партнера.
И вот, наконец, основа проекта:
«Модель работы телемедицинской поликлиники
Цель: в ФАПах, амбулаториях, участковых больницах и ЦРБ станет возможным ежедневное проведение экстренных, плановых и повторных телемедицинских консультаций в формате «пациент-врач» по более 20-ти врачебным специальностям; а в ЦРБ для пациента будет доступна диагностика: частично функциональная, экспертная ультразвуковая и лабораторная.
Предложенный медицинский проект обеспечит доступность и качество первичной медико-санитарной помощи для пациентов в сельской и труднодоступной местности, с использованием новых цифровых технологий и искусственного интеллекта (ИИ).
Реализация этого медицинского проекта является одним из этапов модернизации учреждений здравоохранения и цифровизации здравоохранения, которая сократит расходы и повысит качество оказываемой медицинской помощи как минимум на 30 процентов, минимизирует ошибки, связанные с человеческим фактором, повысит точность маршрутизации пациентов, сократит очереди и время пребывания в стационаре, уменьшит число очных консультаций и избавит от необоснованных консультаций и лабораторных исследований, а также многое другое. Медицинский проект с рабочим названием «Телемед» представляет собой электронный безбумажный Центр амбулаторной медицины с лицензированными медицинскими и телемедицинскими кабинетами, расположенный в региональном центре (например в Новосибирске, Омске или Томске) и филиалами в сельских населенных пунктах на базе действующих центральных районных больницах (ЦРБ), связанные между собой телемедицинским сервисом и информационными технологиями с оказанием лабораторных, диагностических и телемедицинских услуг, в том числе с оказанием первичной специализированной помощи.
Работа «Телемеда» будет построена на обновляемых электронных сервисах и технологиях искусственного интеллекта (ИИ): телемедицинских консультациях и дистанционного мониторинга здоровья пациента, электронных медицинских документах и сервисах поддержки принятия врачебных решений, автоматизации рутинных процессов и программах скрининга раннего выявления различных заболеваний.
Лабораторные услуги могут развиваться по аутсорсинговой или франчайзинговой модели, в том числе при участии крупных частных лабораторных центров — Инвитро, Гемотест или Хеликс.
В «Телемеде» будет оказываться плановая медицинская помощь по более 20-ти врачебным направлениям для взрослого населения в амбулаторных условиях, включая частично функциональную, экспертную ультразвуковую и лабораторную диагностику. В дальнейшем в «Телемеде» возможна организация плановой медицинской помощи для детского населения.
Организационно-правовая форма «Телемеда»: Автономное учреждение здравоохранения, что предполагает развитие проекта в рамках государственно-частного партнерства.
«Телемед» становится подведомственным учреждением регионального Минздрава, либо имеет смешанную собственность — государственного и частного учредителя.
В структуру «Телемеда» входят:
— Центр амбулаторной медицины общей площадью более 1500 м², расположенный в региональном центре, в котором будут работать лицензированные медицинские кабинеты для очного приема пациентов, в том числе кабинеты ультразвуковой и функциональной диагностики, процедурный кабинет с расширенным функционалом, а также телемедицинские кабинеты с врачами-специалистами для проведения онлайн-консультаций в формате «пациент-врач» и «врач-врач»;
— обособленные структурные подразделения (филиалы) — медицинские кабинеты общей площадью до 50 м² с 3-4-х кабинетной структурой: кабинет УЗИ, врача-терапевта (семейного врача), процедурный и телемедицинский кабинеты, расположенные в районных населенных пунктах на базе действующих ЦРБ.
Первично предлагается создать филиалы на базе самых удаленных ЦРБ. Кабинет врача-терапевта (семейного врача) дополнительно к стандарту оснащения будет комплектоваться различными носимыми медицинскими изделиями и другими «умными» электронными устройствами для дистанционного мониторинга здоровья, интегрированными с медицинской информационной системой, в том числе компьютерный электрокардиограф, суточный монитор артериального давления, регистратор ЭКГ холтеровский, компьютерный спирограф и так далее…
При необходимости, кабинет врача-терапевта (семейного врача) и телемедицинский кабинет могут быть совмещены.
Пациентам из сельских районов медицинские услуги в «Телемеде» будут доступны по ОМС. Для юридических лиц и ИП будут предложены программы ДМС. Для пациентов из регионального центра медицинские услуги в «Телемеде» будут доступны по ДМС и платным услугам.
Пациенту 18+ в «Телемеде» по программам ОМС, ДМС и платным услугам будет предложено:
• очные и телемедицинские консультации в формате «пациент-врач» в режиме реального времени и отложенные консультации (в т. ч. экстренные, плановые и повторные);
• наблюдение при хронических заболеваниях, коррекция лечения;
• послеоперационное наблюдение;
• сопровождение беременности в дородовом и послеродовом периодах;
• дистанционный контроль лечебных и реабилитационных мероприятий;
• использование различных носимых медицинских изделий и других «умных» электронных устройств для дистанционного мониторинга здоровья;
• первичная специализированная медицинская помощь;
• проверка совместимости лекарственных препаратов и контроль их принятия;
• оповещение о необходимости консультаций с врачом и приглашение для прохождения плановой диспансеризации (чек-ап);
• проведение лабораторных и диагностических исследований;
• проведение предварительных/периодических и профилактических медосмотров;
• использование личного кабинета на сайте «Телемеда» с постоянным доступом к своей медицинской документации, интегрированного с личным кабинетом пациента на «Госуслугах» (электронная медицинская карта, электронный листок нетрудоспособности и др.), в т. ч. с использованием мобильного приложения с дополнительным доступом к медицинской нормативной и справочной информации и другое.
Медицинскому работнику в «Телемеде» будет предложено:
• смешанная (повременно-сдельная) система оплаты труда и мотивации;
• освоение дополнительных образовательных программ по выбранным специализациям на клинических кафедрах медицинского университета, в том числе программы НМО;
• врачебный консилиум и второе мнение;
• экстренные консультации в формате «врач-врач»;
• обучающие семинары, тематические сессии и системная работа врачебной комиссии по внутреннему контролю качества, в т. ч. с применением телемедицины;
• годовое премирование за высокий рейтинг удовлетворенности пациентов врачом.
100% рабочих мест в «Телемеде» будет автоматизированы; административный и медицинский персонал будут иметь электронные цифровые подписи; вся управленческая, бухгалтерская и медицинская документация и отчетность будет оформляться в электронном виде.
В «Телемеде» может быть использована локальная медицинская информационная система, быстрое освоение и рутинное использование которой позволит оптимизировать затраты и повысить качество услуг, а также создаст конкурентные преимущества «Телемеду» на рынке медицинских услуг, в т. ч. платных.
В самом Центре амбулаторной медицины будет организована работа врачей-специалистов по следующим врачебным специальностям:
— акушерство и гинекология;
— гастроэнтерология;
— гериатрия;
— дерматовенерология;
— инфекционные болезни;
— кардиология;
— неврология;
— нейрохирургия;
— общая врачебная практика (семейная медицина);
— онкология;
— оториноларингология;
— офтальмология;
— пульмонология;
— ревматология;
— сердечно-сосудистая хирургия;
— терапия;
— травматология и ортопедия;
— урология;
— эндокринология.
Кроме того, там же будет организована работа специализированных кабинетов для проведения диагностических исследований по ультразвуковой и функциональной диагностике, а также работа процедурного кабинета для проведения лабораторных исследований.
Отдельно будет организована работа телемедицинских кабинетов на общей площади более 400 м² для проведения телемедицинских консультаций в различных форматах для пациентов и медицинских работников филиалов, а также проведения дистанционных исследований.
Предполагается, что на территории Центра амбулаторной медицины будут работать клинические кафедры медицинского университета:
• внутренних болезней и семейной медицины ДПО;
• лучевой диагностики;
• неврологии и нейрохирургии с курсом ДПО, что позволит структурно взаимодействовать с кафедрами и профильным ВУЗом в целом, соучаствовать в разработке новых методик в диагностике и лечении пациентов, а также осуществлять раннюю селекцию самых способных студентов и ординаторов для их будущей работы в «Телемеде».
Для организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в «Телемеде» дополнительно к вышеназванным врачебным специальностям будут пролицензированы следующие работы (услуги) по медицинской деятельности:
— по медицинской статистике;
— по организации здравоохранения и общественному здоровью, эпидемиологии;
— по экспертизе временной нетрудоспособности;
— по экспертизе качества медицинской помощи.
В филиалах «Телемеда» для работы в кабинетах УЗИ будут трудоустроены врачи лечебных специальностей, прошедших профессиональную переподготовку на кафедре лучевой диагностики в объеме 504 часа с прохождением первичной специализированной аккредитации и получением диплома профпереподготовки по специальности «Ультразвуковая диагностика» за счет «Телемеда». С такими врачами будут заключены 3-летние ученические договоры с отработкой по специальности «Ультразвуковая диагностика» в филиале «Телемеда». Планируется обучение 2-х врачей УЗИ для каждого филиала.
Предлагается, чтобы все лицензированные медицинские кабинеты врачей-специалистов в Центре амбулаторной медицины, а также кабинеты врача-терапевта (семейного врача) в филиалах оснащались медицинским оборудованием производства ООО «НПП «Метромед» (Омск), основанного на стационарозамещающих лимфогенных термо, — фотохромо, — CO2, — и озон/NO-ультразвуковых технологиях в лечении и реабилитации пациентов с социально значимыми патологиями, применимые для комбинированного лечения послеоперационных и постлучевых осложненных ран онкопациентов, пациентов с сахарным диабетом, сосудистыми неврологическими, ЛОР, гинекологическими и иными заболеваниями и имеющим многолетний доказанный лечебный эффект. Применение медицинских изделий производства ООО «НПП «Метромед» позволит «Телемеду», помимо диагностики и контроля, сделать доступным в удаленной местности лечение сложных раневых процессов различных органов и тканей организма человека.
Перечень медицинских изделий производства ООО «НПП «Метромед»:
1. Аппарат ультразвуковой низкочастотный гинекологический для консервативного и хирургического лечения заболеваний гинекологического и акушерского профиля «Гинетон-ММ».
2. Аппарат физиотерапевтический ультразвуковой «Россоник-ММ» предназначен для профилактики и лечения болезней кожи и подкожной клетчатки.
3. Аппарат ультразвуковой терапевтический «Аэротон-ММ» предназначен для профилактики и лечения хронической экземы, угревой болезни, микоза стоп, дерматитов.
4. Комплекс озоно-ультразвуковой для хирургического лечения «Онкодест-ММ», предназначен для хирургического удаления поверхностных новообразований, санации ран, в т. ч. гнойно-некротических, контактного воздействия на зону поражения с использованием низкочастотного ультразвука, озона и вакуума.
5. Комплекс озоно-ультразвуковой оториноларингологический «Тонзиллор-3ММ» предназначен для консервативного и хирургического лечения заболеваний лор-органов путем комплексного воздействия энергией низкочастотного ультразвука, вакуумом и озон/NO-содержащими лекарственными веществами на пораженные биоткани как через жидкие лекарственные среды, так и контактно.
6. Комплекс «Аудиотон» предназначен для профилактики и лечения воспалительных заболеваний среднего уха и звуковоспринимающего аппарата человека путем комплексного воздействия переменным магнитным полем, низкоэнергетическим излучением в красном спектре диапазона длин волн и импульсным электрическим током на барабанную полость и нервно-рецепторный аппарат улитки уха в сочетании с лекарственными препаратами.
7. Аппарат ультразвуковой пьезокерамический для обработки раневых поверхностей АУП-80/10 «Кавитон» предназначен для профилактики и лечения ран и раневой инфекции различного происхождения путем их обработки энергией низкочастотного ультразвука как через промежуточные жидкие или консистентные лекарственные вещества, так и контактно и другие.
*Медицинская информационная система это:
— совокупность информационных, организационных, программных и технических средств, предназначенных для автоматизации медицинских процессов;
— способ развёртывания — локальный (собственный сервер, на котором будет храниться софт и база данных пациентов. Главное — отсутствие доступа третьих лиц в базу данных пациентов и зависимость от качества интернета);
— открытый код;
— электронная медицинская карта;
— личный кабинет пациента;
— телемедицина с эл./подписью заключений, прикрепление документов;
— call-центр;
— диспансерное наблюдение;
— ОМС, ДМС, платные услуги;
— склад;
— статистика, отчетность, аналитика;
А также:
— работа с графическими данными (импорт и экспорт изображений в форматах DICOM, JPEG, BMP, TIFF, GIF);
— интеграция с сайтом «Телемеда», ЛИС, ЕГИСЗ, ТФОМС, федеральным сервисом записи к врачу (ФЭР), федеральной интегрированной электронной медицинской картой (ИЭМК) на Госуслугах, федеральным регистром электронных медицинских документов (ФРЭМД), федеральным регистром медицинских работников (ФРМР), с медицинским оборудованием, другими ИС;
— мобильное приложение для пациентов и другое.