За август Омск успел пополниться двумя неоднозначными мемориалами — памятником Ивану «Бугхольцу» (в «миру» Бухольцу) с непонятным статусом последнего, т. к. основатели города указаны отдельно, и Олимпийской аллеей, на которой на колоннах установили головы связанных с Омском олимпийских чемпионов.
И к первому, и ко второму возникло множество вопросов.
БК55 обратился за комментарием к председателю Омского регионального отделения ВООПИК Никите Шалмину.
Он выразил своё мнение по поводу мемориального комплекса: достойна ли такая аллея наших олимпийцев и эстетики центра Омска?
«В греческой и потом римской архитектуре были гермы — колонны, украшенные изваянием головы. При этом соблюдались определенные правила, во-первых: колонна имела завершение, хотя бы в виде капители и, во-вторых: ее габариты как несущего элемента соответствовали габаритам изваяния, т. е. несомой нагрузке. Не касаясь вопроса художественности скульптур, можно отметить, что в нашем случае габариты обломов колонн явно гипертрофированы, они смотрятся как руинированные остатки портика греческого храма и абсолютно не соразмерны скульптурной части композиции. К тому же наши Олимпийцы — современные, в т. ч. и молодые люди, и изображать их в виде римских патрициев (греки своих олимпийцев изображали совершенно по-другому) вряд ли целесообразно.
Вызывает вопросы и место расположения. Во-первых: эти колонны установили на набережной Оми, и обратите внимание, что они стоят лицом к проезжей части. За ними идёт пешеходный тротуар вдоль набережной и Омь. То есть они стоят спиной к основной пешеходке и к реке. Тогда что, собственно, оформляли? Проезд или набережную?
Во-вторых, вся зона, на которой установлены олимпийцы — это место федерального значения, объект археологии. Первоначально там, на Ильинской горке, располагалась т. н. первая омская крепость. Как раз на набережную Оми выходила острожная стена с двумя бастионами. Там были спуски, была пристань, в принципе, вся крепость была ориентирована на реку. Поэтому при ведении любых работ на этой территории нужно было вводить как минимум режим археологического наблюдения. Не совсем понятно, как город обошёл этот момент.
В этом году археологи планируют начать работы на этом объекте, и…
В-третьих, эта территория была благоустроена на федеральные деньги в рамках проекта «Формирование комфортной городской среды» по проекту архитектора Андрея Седачёва. В той части, где установлены олимпийцы, была другая плитка, более качественная, и освещение, гораздо более высокого уровня. Какой смысл был всё это заменять?
В последнее время у нас как-то так происходит, что общественные структуры и обсуждения не в чести, на них особо никто не ориентируется, и воспринимаются они как досадное недоразумение. Я не помню, чтобы решение по аллее где-либо обсуждалось. Есть ли у нас официальный художественный совет? Во всяком случае ни на ГрадСовете, ни на АрхСовете вопрос не поднимался.
Проблема осложняется и перспективой возможного воссоздания Ильинского собора. Как в этом случае будут смотреться Олимпийцы?
Конечно же, город должен знать и помнить своих спортивных героев. И, наверное, если подумать, можно было бы найти взамен такой китчевой композиции и более соответствующее место и современное образное и архитектурно-художественное решение, соответствующее эстетике центра города и спортивной тематике».