20 декабря 1408 года монгольский темник Едигей снял осаду с Москвы и отступил.
Его часто в популярной литературе называют ханом, но это не совсем правильно. Дело в том, что ханом у монголов мог быть только потомок Чингисхана. Поэтому даже самые талантливые и амбициозные военачальники, которые прорывались к власти, не могли себя объявить ханом. Кстати, и «хан» Мамай тоже не был чингизидом и не назывался ханом. Всё это были тумэнбаши, а на Руси их звали темниками. Это было высшее воинское звание. Такой полководец командовал десятью тысячами воинов — или туменом. По-древнерусски 10 000 — это «тьма». (Например, «тьма проблем», «тьма забот» и т. п.) И выражение «надвигается тьма» употреблялось тогда в двух смыслах.
Этим темникам подчинялись тысячники. Они назывались ата-темены. Отсюда и произошло казачье звание — атаман.
Таких выдающихся темников как Ногай, Мамай, Едигей часто называют ханами именно потому, что они фактически возглавляли целые государственные образования расколовшейся могучей Монгольской империи. Но в качестве формального прикрытия они нуждались в настоящих чингизидах.
Вот и темник Едигей действовал по известному сценарию: посадить на трон законного чингизида и быть при нем реальным полновластным правителем. Так, он много сделал чтобы разбить Тохтамыша, убить его и поставить во главе Золотой Орды своего ставленника Тимур-Кутлуга. Но, войдя во вкус власти, Едигей совершает в 1400 году государственный переворот, в ходе которого убивает хана Тимур-Кутлуга. Но всё же сам он воцарится не мог: он — не чингизид. И потому он объявляет ханом Золотой Орды младшего брата Тимур-Кутлуга Шадибека, который совсем не интересовался государственными делами.
Однако повзрослевший Шадибек стал тяготиться своим пребыванием в роли номинального безвластного хана. Тогда Едигей свергает и изгоняет его. Но опять же ханом сам он не может стать. Ханом он провозглашает сына Шадибека Пулада.
И тут наконец он обращает внимание на то, что окрепшее Московское княжество, пользуясь распрями и смутой среди монгольских ханов, вот уже с 1395 года не платит дань. И он отправляется в 1408 году в поход на осмелевших русичей.
30 ноября его отряды достигли стен Москвы. Однако три недели осады города не привели к успеху. А кочевники очень не любят воевать зимой. Их стихия — лето и степи с травами для коней. И Едигей выторговывает у Москвы 3 000 рублей выкупа и снимает осаду. Правда, вдобавок к этому выкупу русские пообещали возобновить уплату дани.
А в то время, пока основные силы осаждали Москву, отдельные отряды монголов грабили окрестности. Были сожжены Ростов Великий, Переславль-Залесский, Дмитров и другие подмосковные селения. На обратном пути от Москвы монголы разорили Рязань. В общем, они снова оставили свой кровавый след на русской земле. Но это был последний поход Золотой орды на Русь. Затем Москва снова перестанет платить дань и окончательно освободится от ига.
Но к сожалению, эстафетную палочку грабительских набегов от Золотой орды примет Крымское ханство, которое еще долго будет терзать русские земли. И последний раз аж в 1571 году крымский хан Девлет-гирей сожжет дотла Москву. Целым останется только Кремль.
Александр Минжуренко,
кандидат исторических наук