Сегодня ровно месяц, как был объявлен конкурс претендентов на соискание должности председателя Омского отделения Союза художников России. Увы, пока никто не подал заявления в секретариат творческой организации. О причинах непопулярности руководящего кресла местных деятелей изобразительного искусства «БК55» рассказал исполняющий обязанности председателя СХ Андрей Машанов.
- Возможно, как всегда, художники тянут до последнего, и претенденты подадут заявки в последний день приёма - 10 апреля. Хотя я не исключаю и такого развития событий, когда на самом выборном собрании 20 апреля вдруг появится человек, который захочет баллотироваться.
- По положению об избрании председателя отделения может быть и такой вариант развития событий? Юридических противоречий тут нет?
- Если никто не будет устраивать, то, вполне возможно, что может возникнуть и такой вариант. Я не считаю, что мы тут что-то нарушаем.
- Как нынешний исполняющий обязанности руководителя творческой организации вы вели с кем-то переговоры, подыскивали кандидатуру на место председателя?
- В мои обязанности это не входит. Я вёл разговоры с людьми насчёт вхождения в состав правления СХ. Правление при новом председателе всё равно надо будет менять. О том, чтобы баллотироваться самому на должность председателя, ещё не думал. Мне просто некогда. Потому что сейчас у нас на носу 30 марта - Дни омской культуры, в рамках которых мы проводим грандиозный проект - выставку «Иртыш-Енисей». Это ответная экспозиция, первая часть которой «Енисей-Иртыш» проходила в Красноярске в ноябре 2011-го. Поэтому, когда меня люди сейчас спрашивают, созрел я или не созрел, думаю-не думаю, я отвечаю: «Мне просто не до того!»
- Насколько большой проект «Иртыш-Енисей»?
- По спискам, которые будут в каталоге опубликованы (а мы сейчас уже готовим каталог по итогам выставки, как это сделали и красноярцы), 84 художника с каждой стороны - от Омска и Красноярска. Плюс искусствоведы. Масштабная экспозиция будет. В чем её плюс? Когда проходит зональная выставка, то все урезаны в площадях. А когда выставка межрегиональная, наоборот, всё представлено в большем объёме. Художники могут показать не по одному произведению. Проходить всё будет в экспоцентре «Континент», где в прошлом году была Всероссийская выставка пастели. Я полагаю, что будет очень интересно. В Красноярске этот проект имел успех. 26 марта мы получаем все работы от гостей, чтобы начать монтаж экспозиции.
- То есть сейчас думать насчёт того, чтобы баллотироваться в председатели, вы не готовы?
- Да, после 30-го я про это и буду думать. И, если меня изберут, официально председателем Омского отделения СХ я буду впервые.
- Были проблемы с финансовой составляющей Омского отделения СХ. Сейчас ситуация улучшилась?
- Если улучшилась, то совсем чуть-чуть. Ничего сразу не делается. Все, в том числе и художники, заблуждаются, что мы коммерческая организация. Мы общественная организация. Каждый сам по себе из художников должен зарабатывать деньги. С другой стороны, устраивая какие-то коммерческие проекты, мы должны способствовать тому, чтобы художники зарабатывали. Но я говорил и говорю, что художники не производят товар первой необходимости.
- Не очень хорошо было с морально-психологической ситуацией в Союзе. Как сейчас?
- Совсем недавно снова собирались. Было такое мини-собрание Союза. Опять относительно долгов за аренду мастерских. Я прекрасно понимаю наших стариков. Но мы общественная организация и заработанные средства не можем направлять на материальную поддержку, только на уставную деятельность. Пенсионерам-то нелегко, а пенсионерам-художникам тем более: им помимо квартиры, ещё и мастерскую оплачивать. Особенно тяжело тем, кто не преподаёт. Картинки-то покупают мало. А по сути всё сводится к тому, что нет закона о статусе художника.
- И подвижек в этом смысле нет?
- Нет. Художник по-прежнему бомж. Трудовые книжки мы в общественной организации не храним.
Записал Василий Романов