Президент ИД «ТРИЭС» Сергей Сусликов дал оценку громкому заявлению руководителя Главного управления по печати Андрея Ткачука о закрытии с 1 июля ряда областных СМИ.
– Сергей Сергеевич, вы уже не раз грозились высказать губернатору Назарову свое видение в отношении полежаевских СМИ. Но, похоже, вас опережают — объявлено, что «Деловая среда», «Класс» и «Криминал-экспресс» закрываются.
– Этим свои поступком новая власть показывает свое отношение к конституционным свободам, средствам массовой информации и журналистам, там работающим.
– А что вам не нравится? Ведь вы сами публично называли всю эту прессу аморальной, а теперь недовольны тем, что эти издания закрывают.
– Закрывать газеты и журналы в стране, где гарантированы свободы слова и информации – это по-нашему. У нас бывший губернатор Полежаев спокойно брал из бюджета сотни миллионов, нанимал на эти деньги армию так называемых журналистов с московскими зарплатами и плодил бесчисленные газетки и даже глянцевые журнальчики. Дошло до смешного: власть учреждает собственный день журналистики! Что делает новый губернатор Назаров? Закрывает полежаевские СМИ, а журналистам, там работающим, дает понять, что больше в их услугах не нуждается. Отвратительно! К проституткам в России относятся в разы уважительнее.
– По-вашему, закрыть нельзя, но ведь и содержать дальше невозможно. Что же делать?
– Пригласить руководителей этих изданий, посадить за стол и объявить им о прекращении бюджетного финансирования: «Мы вас не закрываем, но и денег больше не дадим». Формально все эти газеты и журналы выставляются на торги с начальной ценой в один рубль. Коллективы пользуются преимущественным правом… С этого момента они, коллективы редакции, оказываются на рынке печатных СМИ, где, поверьте мне, существует жесткая конкурентная борьба за читателя.
– Но очевидно же, что никто и рубля не выложит на аукционе за «Деловую среду». Вот вы бы сами ее купили?
– Нет, не купил бы. Ни за какие деньги! Даже за рубль. Ничего, кроме омерзения, у меня это издание не вызывает.
– Тогда в чем же вопрос?
– А в том, что аукцион показал бы всем реальную стоимость полежаевского наследия. Все эти люди, и те, кто выделял бюджетные миллионы, и те, кто осваивал эти деньги, эти губернаторы, начальники управлений по делам печати, главные редакторы и журналисты бесчисленных областных и городских СМИ, на самом деле, все вместе взятые не стоят и рубля. Они понятия не имеют. как он, этот рубль, зарабатывается. Зачем зарабатывать, если можно взять из кармана налогоплательщиков?
– Все-таки, полагаю, они не могут не догадываться о реальной цене собственных изданий?
– Мой коллега Исангазин уже упоминал о «стокгольмском синдроме», это когда жертвы начинают оправдывать своих мучителей. Они, журналисты-жертвы, обслуживающие власть, научились (вникните в эту фразу!) жить без читателя. Он им не нужен. Когда я судился с Полежаевым, то по просьбе судьи Долгих делал обзор двух номеров «Деловой среды». Представьте себе, весь журнал от первой до последней страницы сделан для одного человека — Леонида Полежаева! Этот прелюбопытнейший документ вы можете прочитать на сайте БК55 в рубрике «Строго официально».
– Новый руководитель Главного управления по печати уже заявил о своих планах по увеличению эффективности областных СМИ. Например, «Омскую правду» хотят сделать полноцветной бесплатной многотиражкой.
– Господи! Как уберечь молодого и, уверен, наивного Назарова от прожженных радулов, паутовых, ткачуков? Виктор Иванович, прежде чем дать добро, попробуйте лично продать хотя бы один номер «Омской правды» или ткачуковской «Домашней газеты» в киоске Роспечати. Кстати, для вас как продавца вашим предшественником созданы наилучшие условия. «Омские правды» и «деловые среды» лежат на самых первых и видных местах. и стоят они в два, а то и в три раза дешевле, чем «Бизнес-курс» и «Ваш ОРЕОЛ». Продадите за день один экземпляр газеты или журнала – ваша правда. Не продадите – задумайтесь, чьи деньги вы потратили, для каких целей и кто на всем этом заработал. К сказанному добавлю, что Ткачук является специалистом по бесплатным общественно-политическим газетам. Ему, видимо, не просто по плечу двигать, но и развивать, и творчески обогащать идеи «великого» издателя Полежаева. То есть окончательно дискредитировать в глазах общества печатное слово и саму профессию журналиста. Вы, новый губернатор, должны знать, что общественно-политические газеты делают не пиарщики и политтехнологи, а профессиональные журналисты. Если они работают честно, грамотно, то читатель обязательно подойдет к киоску и купит именно это издание. Бесполезно даже пытаться обмануть читателя. А теперь представьте себе, вот читатель «Вашего ОРЕОЛА» подходит к киоску, достает из кармана 21 рубль 50 копеек, а ему, читателю, вы, губернатор, втюхиваете в руки бесплатную ткачуковскую «Омскую правду» или «Домашнюю газету», внешне очень похожую на «ОРЕОЛ»! Как известно, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Ведь вы, власть, окружившая себя политтехнологами и пиарщиками, уже вынули деньги из кармана покупателя «Вашего ОРЕОЛА» и даже разрешения не спросили. Для общества граждан налогоплательщиков ваши полежаевско-шрейдеровско-ткачуковско-назаровские газетки обходятся в копеечку. В разы дороже, чем независимые издания того же уровня. Но самое страшное – вы, власть, развращаете молодых журналистов, тех, кто мог бы служить гражданскому обществу, исповедуя принцип: обязанность журналиста напоминать власти о долге, а обществу об идеалах. То, что делает власть с омской журналистикой, я уже сравнивал с педофилией. Только в духовной сфере.
– Но бесплатные СМИ имеют право на существование... Какой в принципе, по-вашему, должна быть пресса?
– Профессиональной. Когда Андрей Голушко предложил мне взять «Ваш ОРЕОЛ», газету, к тому времени убыточную и умирающую, я спросил его: «Газета будет профессиональной? То есть мы будем делать ее не для Андрея Ивановича Голушко, а для читателя?». «Для читателя», – ответил он. «Тогда, Андрей Иванович, представь себе такую ситуацию: ты мне звонишь: «Сергей Сергеевич, что вы там напечатали?!» А я тебе отвечаю согласно нашей договоренности: «Андрей Иванович, пошел ты на три буквы». Тебе все понятно?
– Вам приходилось его посылать?
– По крайней мере, один раз точно приходилось. Это когда на первой полосе «ОРЕОЛА» нищие учителя напечатали открытое письмо губернатору Полежаеву. Я могу посылать Голушко хоть каждый день, потому что «ОРЕОЛ» финансово от него не зависит. За минувшие три года он стал вдвое толще и цветнее, а объем рекламы увеличился в 4-5 раз. Мы излишки денег на депозит складываем. «ОРЕОЛ» – это бизнес, который держится на наших читателях. И которых, как я уже сказал, нельзя обмануть. Когда Роспечать неожиданно назначила для «ОРЕОЛА» цену в 21 рубль 50 копеек, из которых нам доставались только 7 рублей 50 копеек, я по ночам просыпался в холодном поту. Это конец! Но, несмотря на то что все общественные и присутственные места были завалены бесплатными полежаевскими СМИ, читатель пошел искать «ОРЕОЛ», чтобы купить его там, где дешевле. На «ОРЕОЛЕ» частные распространители, а это малый бизнес, в разы выросли. Вывод: Общественно-политические газеты бесплатными быть не могут: вы никогда не узнаете, для кого вы пишете и кто вас читает.
– Но они ведь есть, бесплатные издания, только в вашем издательском доме их штук семь?
– Согласен, но бесплатные газеты – это коммерческие издания, это реклама. Глупо продавать рекламу, мы приносим ее в почтовый ящик, в офис фирмы или выкладываем на стойках супермаркетов и магазинов. И люди по мере необходимости пользуются этой коммерческой информацией. Зададимся вопросом. бесплатные полежаевско-назаровские газеты – это реклама? Да, политическая реклама. Тогда еще один вопрос к издателям, то есть омским властям. На каком основании они пиарятся за наш счет? И почему их за это никуда не привлекают?
– Так что же делать губернатору Назарову со СМИ? Думаю, он уже запутался: и так плохо, и так нехорошо...
– То, как власть должна выстраивать свои отношения со СМИ – это тема уже другого разговора. Если это интересно губернатору и он захочет со мной на эту тему пообщаться, в принципе, я ему не откажу. А в том, что эта беседа для него будет содержательной, уверен. За моими плечами почти 40 лет работы в журналистике, мы создали уникальный для России издательский холдинг – то, чем омичи могут гордиться. Хочу подчеркнуть, что эта встреча с губернатором носила бы совершенно бескорыстный характер. Назаров мне ничем не обязан и мне от него ничего не надо. Я ему, как, впрочем, и всем остальным в этом городе, ничего не должен.
– Мне кажется, он не решится на эту встречу. В «Бизнес-курсе», на сайте БК55 уже выходило немало критических публикаций о нем, да и есть много желающих сформировать для губернатора из Сусликова образ врага...
– На его месте я бы перешагнул через это... Он же мужчина все-таки.
Наталья Ворохоб