Директор Омской Крепости Василий Минин ответил на вопросы и приоткрыл некоторые тайны.
Сегодня, 3 августа, в Омске стартовал ежегодный военно-исторический фестиваль в Омской крепости, приуроченный ко Дню города. На этот раз он носит название «Град Петров. История Омска в XVII–XIX веках: как крепость городом стала».
Открывается двухдневный фестиваль традиционно с масштабной постановки батальной сцены, на этот раз было представлено противостояние петровских войск и джунгар, а участие в действе приняли, в том числе, и военно-исторические клубы из других городов.
В целом, невооруженным глазом можно было заметить увеличение количества числа участников батальной постановки, что способствует, конечно, и масштабности, и зрелищности.
На этот раз было принято решение о разделении программы мероприятий фестиваля на два дня. Так в первый день зрителям была представлена вышеупомянутая батальная постановка, после которой зрители имели возможность пообщаться и сфотографироваться с участниками в полном боевом облачении.
Во второй же день начнут работать 15 исторических локаций. При этом в 2024-м году в рамках этих локаций и фестиваля в целом, смогли расширить рассматриваемый исторический промежуток, больше не ограничиваясь лишь Петровской эпохой, но и захватить времена Екатерины Второй, Николая Первого и другие.
На некоторые вопросы корреспондента БК55, приоткрывая закулисную завесу, ответил директор Омской крепости Василий Минин, в постановке исполняющий, к слову, роль джунгарского хана.
Расскажите, почему в этом году решили разделить программу фестиваля на два дня?
— Технически очень сложно. У нас сейчас переодевание заняло бы 2,5 часа. Мы просто зрителей не удержали бы и не собрали.
А с чем связано расширение исторического временного промежутка, который представляется на фестивале?
— Это та задача, которую мы изначально ставили, просто сейчас у нас появляются на это средства. Мы когда в Омской крепости стали работать, у нас появилось понимание того, чтобы рассказать об Омской крепости, нужно сделать реконструкции всех подразделений, которые здесь были на момент ее существования — начиная с первой четверти 18-го века и вплоть до середины 19-го, когда крепость была упразднена. Потому что на сегодняшний момент нет даже перечня этих подразделений, просто никто не удосужился выпустить научную монографию, где они были бы перечислены. Все подразделения, все офицеры, старший командный состав. То есть там такая жесткая путаница. До сих пор не понятно точно, как крепость функционировала, как осуществлялось управление иртышской линией. Есть где-то как-то примерно, урывками, но никто схему не выстроил.
И пришло понимание, что этим надо заниматься, если мы хотим продвигать свою историко-культурную уникальность на большом широком культурном поле. Все говорят — Омская крепость, щит Сибири — она была великой и могучей. А деталей-то нет, когда доходит до доказательной базы — все очень сложно. Поэтому мы начали с того, что нам очень близко, стали делать подразделения и делать их реконструкцию.
Мне кажется, что охватывать больший промежуток времени это куда сложнее даже чисто физически.
— В разы. На самом деле то, что вы увидите на фестивале 4-го числа, задумывалось пять лет назад. К реализации мы приступили почти два года назад, и только последние три месяца у нас получился настоящий выхлоп, результат, когда мы можем показать, по крайней мере, первые шесть костюмов, шесть эпох, мы уже можем оживить. Но это реально сложно, это очень большая работа.
А какая помощь вам оказывается? Я знаю, что вы активно налаживаете партнерские связи.
— Да, поддержка ученых, на сегодняшний момент уже со всей России. Финансовая поддержка с основных государственных фондов — нас там понимают и любят. Фонд президентских грантов, и президентский Фонд культурных инициатив, и наши областные. С подачи губернатора и Анастасии Терпуговой, и Сергея Николаевича Шелеста — они все помогают, понимают, насколько это все дорого, сколько нам нужно времени, чтобы выйти на какое-то качество. И вот получается, с миру по нитке, мы вот так собираем и выходим, выводим в этом направлении, по крайней мере, Омск на очень высокий, на данный момент уже, наверное, и на международный уровень.
По ощущениям — на каждом мероприятии все больше гостей и, в частности, детей.
— Это целенаправленная работа, работа нашей медийной группы продвижения.
У нас сейчас получилось выстроить календарь военно-исторических фестивалей, это очень важно, потому что люди привыкают. Они привыкают, что-то новое, качественное, интересное. Это уже вошло в нашу стратегию — мы специально позиционируем наше мероприятие, как семейное образовательное, куда можно и нужно прийти с детьми, чтобы узнать историю своего края. И мы видим результат — потому что есть прирост, причем постоянный. И мы сейчас даже не беспокоимся, что где-то там какие-то звезды поют в городе, зная, что у нас будут наши 3-4 тысячи зрителей 100%.
Есть впечатление, что в этом году и гораздо больше участников батальной постановки.
— Да, приехали екатеринбуржцы и пермяки, они объективно говорят, что мы (Омская крепость) стали такой точкой притяжения очень серьезной, чтоб участвовать в таких научной направленности реконструкциях. Поэтому Пермь, Екатеринбург, Новосибирск, Бийск — они стараются к нам ехать.
Среди участников я вижу, в том числе и девушек и, насколько знаю, у вас вообще очень широкий социальный охват участников.
— Мы работаем как общественная организация, поэтому даем возможность для самореализации всем.
Большую работу в этом плане делает, конечно, президентский грант. Это сейчас такой ведущий столп выстраивания гражданского общества. И смена целеполагания, и задач выстраивания миссии, стратегии развития государства — они, конечно, очень сильно помогают.
Нам важно дать людям самореализоваться. История как самоцель, это не так интересно. История ради истории — она лежит на полочках.