На конкурсе социальной рекламы «П.О.Р.А!», который проходил в Омске на минувшей неделе, арт-директор питерского агентства цифровых коммуникаций Smetana Андрей Грицинский ставил наивысшие баллы самым безумным работам, зачастую непонятным для всех остальных членов жюри. За день до окончания конкурса он рассказал «БК», почему вирусный маркетинг любит тех, кто «рисует как курица лапой».
– Андрей, что сейчас происходит на молодом еще российском рынке вирусной рекламы?
– Рекламные агентства начинают сейчас этим баловаться.
– Заказчиков не пугает этот достаточно эпатажный вид рекламы?
– Если он пришел к нам, то, как правило, уже не спорит. А если он включает идиота и настаивает на том, что нам не нравится, то мы расстаемся.
– И что же вам может не понравиться?
– Если он начнет палки в колеса вставлять, требовать, чтобы было менее жестко, менее откровенно. Как правило, в вирусном маркетинге нужно доверять тому человеку, к которому ты пришел, это ведь не обычная реклама. В обычной рекламе ты повесил баннер на улице, он висит, и в лицо тебе никто не плюнет, а если ты выложил ролик на Youtube, даже если закроешь комментарии, все равно люди найдут, где написать тебе, что ты идиот. И все. Это же беда.
– Кто в основном пользуется такими услугами? Это крупный или малый бизнес?
– Абсолютно разные компании: от сотовых операторов и ритейлеров до бракоразводного адвоката из Петербурга. Бюджеты сейчас пляшут у нас от 150 тысяч до 3 миллионов. Кстати, не очень крупным заказчикам пользователи доверяют больше: чем проще герой, тем больше он нравится публике.
– Некоторым кажется, что вирусный ролик можно сделать значительно дешевле, чем телевизионный. Выходит, это заблуждение?
– Разные бывают кейсы. Это возможно, но сложно, и потом, дорого обходится размещение. Можно снять задешево, можно – задорого, ролик может выстрелить, а может – нет. Гарантий мы не даем, ими служит только наш опыт, который в вирусной рекламе бесполезен, потому что интернет всегда меняется. Ты можешь быть в курсе каких-то трендов, но в итоге рано или поздно окажется, что все это уже было, а в интернете на то, что уже было, реагируют плохо. Просто нужно собирать команду думающих людей, готовых страдать.
– Каков критерий вирусности? Что должно быть в ролике, чтобы его посмотрело несколько сотен тысяч пользователей?
– Разные бывают подходы. Это могут быть коты, секс, розыгрыш, трэш. Но лучше, чтобы это было то, чего не было.
– В любой рекламе любят то, чего не было.
– Я бы не сказал... И потом, тут все это остро: его просто не будут смотреть.
– От Запада мы сильно отстаем?
– От них мы отстаем по уровню продакшн. По идеям мы вполне держимся на западном уровне, но нет хороших режиссеров, нет больших бюджетов, остается вопрос как снимать, но не что.
– Омские вирусные ролики ты видел?
– В Омске есть два ролика, у каждого из которых по полмиллиона просмотров. Первый – выписка из роддома, а второй – пытки в тюрьме. Это то, что я нашел через поисковик. Также в Омске, как я узнал, есть видеостудия «Атлантида», где чувак по имени Андрей предлагает снять вирусное видео. Не у каждого города есть студия вирусного видео, а у вас есть. Знайте об этом.
– И все же в Омске такой рекламы пока что нет?
– Да почему нет? Вообще, хорошо, что в Омске рекламщики пытаются хоть что-то делать.
– Кто стал твоим фаворитом на «ПОРЕ»?
– Мне нельзя этого говорить. Но вообще, я ставил высокие оценки самым трэшовым работам, которым больше никто не поставит высокие оценки. Потому что я всегда за отклонения.
– А дадут ли эти отклонения какой-то результат? Я имею в виду будущие продажи.
– Знаешь, был отличный эксперимент в интернете, когда люди сделали два баннера с автомобилем. На одном он был нарисован нормально, а на втором – как курица лапой. По тому, который был нарисован коряво, тыкали в три раза чаще. То есть с точки зрения именно вирусного креативщика я всегда смотрю на необычность работ. Но я думаю, что среди финалистов будут предсказуемые победители, потому что одного моего голоса недостаточно, чтобы гран-при «ПОРЫ» взяла какая-нибудь «задница».
– Насколько актуальны вирусы для социальной рекламы?
– Куча социальных вирусов есть. Причем некоммерческие темы заходят в интернет гораздо лучше. Есть хорошие кейсы, и российские и иностранные, на эту тему. Например free hugs, бесплатные объятья. Это же самое известное вирусное видео, которому лет, наверное, как мне.
– На мой взгляд, у вирусной рекламы есть такая беда: обнаружив, что это коммерческий ролик, пользователь обижается, чувствует, что коварные рекламщики и бизнесмены его «развели».
– И что же они, рыдают? Как правило, они пишут в комментариях: «О, черт, опять вирусная реклама!» – но все равно понимают, что это лучше, чем телевизор, чем поездка по городу, когда ты едешь, тебе в глаза лезет куча рекламных баннеров, и тебя как будто просто насилуют. А вирусную рекламу ты сам включаешь, вот в чем плюс!
– Сложно найти креативщиков, способных создать хороший вирус?
– У нас сейчас пишем сценарии я и еще один человек. Кроме нас есть еще гендиректор Андрей Бузина. То есть два с половиной человека. Найти специалиста по вирусному маркетингу – это вообще чудовищно сложно. К нам приходят люди, мы смотрим их идеи, портфолио, но они просто не рубят, потому что привыкли работать в BTL, прямой рекламе, привыкли, что им за это пинков не дают. Уровень адекватности должен быть предельным. По сути, нам нужен адекватный псих, а таких мало. Ему нужно придумать не слоган, не картинку, не телевизионный ролик, а то, что будет интересно людям. Если делать это несколько раз в неделю, мозги начинают пухнуть и получается не очень хороший креатив.
– Обычные агентства не боятся, что вы уведете в онлайн их клиентов, привыкших к обычной рекламе?
– Как правило, нас ненавидят профессиональные рекламисты и другие агентства. Мы знаем это и не стесняемся этого. Мы снимаем ролики за маленький бюджет, они выглядят не очень, и ценители говорят, что это фигня, хотя они реально продают. Возможно, думают, что мы отбираем у них хлеб, но если они сами начнут снимать вирусные кейсы, то поймут, что это в тысячу раз сложнее.
– До агентства Smetana ты занимался обычной рекламой?
– Я работал в паре агентств у себя на родине, в Красноярске, потом в нескольких питерских. Потом занимался фрилансом. Но отовсюду уходил, потому что становилось скучно, а сейчас вроде не скучно. Я работаю в «Сметане» год, это самое «долгое» мое место работы.
– К обычной рекламе смог бы вернуться?
– Если из-за моей старости через несколько лет я не смогу сочинять вирусы (потому что мозг очень сильно просаживается), то я, скорее всего, в дурдом пойду или стану землекопом. Я пробовал возвращаться к обычной рекламе, ее делать легко, но я ее уже не понимаю. Мне не ясно, зачем это нужно и почему человек должен это смотреть. Этот вопрос засел у меня настолько глубоко, что я теперь на нем повернут. Это основной вопрос вирусного маркетинга.
– Как-то один твой коллега говорил, что его агентству проще работать с малым и средним бизнесом, потому что есть выход на непосредственного владельца, а он может принимать более рискованные решения, давая дорогу креативу. У вас эту точку зрения разделяют?
– Нам интересней с крупными. Это как в медицине: если человек считает, что что-то понимает, он начинает лезть к врачу с советами, чувствовать себя хозяином. Как правило, даже если клиент крупный, то он ничего не понимает в вирусном маркетинге и доверяет агентству. Пока что ситуация такова.
– Каково соотношение рекламы вирусной и обычной на российском рынке?
– По деньгам ты имеешь в виду? Если взять, например, нашего крупного заказчика «М.Видео», то соотношение бюджета на вирус и на обычную рекламу будет один к ста тысячам, я не знаю, но я так думаю. Люди по-прежнему доверяют стандартным каналам.
– Может, дело в достаточно молодой аудитории?
– Конечно, можно судить по Владимиру Путину. Человек выигрывает выборы, хотя интернет против. То есть большинство россиян сидит в аналоговой эпохе и там и останется до конца жизни.
– К слову о Путине: за политическую рекламу вы не брались?
– В стране нет никакой конкуренции, поэтому не нужны никакие интересные ходы. У Кремля есть свои технологии, а, к примеру, Навальный перед выборами придумывал все сам. Хотя у нас два раза снимались Медведев и Путин! Они у нас рекламировали туристическую компанию «Островок». С этого, собственно, начиналась Smetana еще без меня. Все удивились тогда, что Бузину не посадили. Демократия.
Олеся Мельник