Омский региональный оператор «Магнит» заявил о проблеме, связанной с серьёзным занижением количества отходов, передаваемых юрлицами на обработку и утилизацию.
В пресс-службе компании рассказали, что в связи с этим «Магнит» начал масштабную кампанию по отправке уведомлений предпринимателям. Однако бизнес выразил недовольство, юрлица заявили, что региональный оператор пытается нажиться на их деятельности. На эти жалобы отреагировали прокуратура Омской области и уполномоченный по защите прав предпринимателей. Ситуация остаётся напряжённой.
С вопросом о происходящем мы обратились к исполнительному директору РО «Магнит» Дмитрию Третьякову.
— Согласно территориальной схеме и нормативам накопления отходов, юридические лица Омской области производят 2,7 миллиона кубометров мусора. Однако на практике региональный оператор получает заявки на вывоз только 1,3 миллиона кубометров. Это означает, что огромная часть коммерческих отходов не сдаётся регоператору, а попадает в серую зону, не контролируется государством и увозится в неизвестном направлении.
— Вы делаете такие заключения, основываясь на информации, предоставленной только территориальной схемой?
— Нет. Это не единственный источник данных. Мы не можем навязывать свои услуги и диктовать условия, заставить юрлицо вывозить отходы исключительно по нормативным расчетам. Наша работа строится на заявительном принципе. Например, юридическое лицо, торговый центр или кальянная заказывают у регионального оператора вывоз одного кубометра отходов в месяц, это стоит одну тысячу рублей. Возчик выполняет заказ, забирает мусор и регоператор выставляет этому юрлицу счёт на 1000 рублей. Однако мы замечаем, что люди жалуются на переполненные рядом контейнерные площадки, предназначенные не для юридических лиц, а для населения. Пишут в соцсетях, на платформу обратной связи, звонят в диспетчерскую регоператору, на горячую линию. Наши логисты выезжают на место и выясняют, что переполнение площадки связано с подбрасыванием отходов тем самым юрлицом, которое заказывает у регоператора всего один кубометр ТКО к вывозу. Логисты также видят, что контейнеры населения заполнены коммерческим мусором: упаковкой, картоном, чеками из магазинов и т. д. Мы задаём логичный вопрос: почему 10% отходов отправляются региональному оператору, а остальные 90% просто подбрасываются на площадку омичам? Это неправильно. Ни один бизнес в Омске или в России не должен перекладывать свои прямые затраты на население.
— Как региональный оператор борется с этим?
— «Магнит» отправляет письма юридическим лицам, предлагая передавать все твёрдые коммунальные отходы регоператору. Мы открыты для диалога: если предприниматель подтверждает, что нормативы и территориальная схема ошибаются, мы готовы скорректировать договоры на основе предоставленных фактов. Проблема, о которой мы говорили ранее, — это лишь малая часть того, с чем мы пытаемся бороться. Есть и более серьёзная. Представьте, что крупные торговые центры и сети быстрого питания, которые раньше сдавали по 450 кубометров твёрдых коммунальных отходов в месяц, внезапно начали заказывать вывоз всего по 40 кубометров мусора. И беда в том, что они не стали производить меньше отходов. Они просто начали вывозить их нелегально.
— Как вы узнаете об этом? Вдруг мусора реально стало меньше?
— Мы снова отправляем специалистов и они обнаруживают, что мусоровоз компании «Магнит» официально забирает один кубический метр отходов, которые отправляются на заводы, где проходят сортировку и другие этапы обработки. Однако через час после нашего отъезда приезжает машина «серого возчика». Это не «Газель», а специализированный КАМАЗ с системой уплотнения. Он забирает в десять раз больше мусора, чем мусоровоз компании «Магнит». Но ни в системе ГЛОНАСС, ни в федеральной системе взвешивания отходов, с которыми мы работаем, нет информации об этой машине. А ведь каждая тонна отходов, поступающих на заводы регоператора по обработке твёрдых коммунальных отходов в федеральном центре, видна практически в режиме реального времени. Куда же исчезают более полутора миллионов кубометров отходов в год? Для нас это не загадка. Мы видим, как это происходит: люди, занимающиеся этим бизнесом, предприниматели, получающие немалую прибыль от такой деятельности, вывозят эти отходы, минуя систему территориальной схемы, казалось бы, в небытие. Но мусор не может исчезнуть бесследно.
— Приведите самые яркие примеры занижения объёма отходов омскими предпринимателями.
— Например, сеть быстрого питания в 2024 году стала производить 95 кубометров отходов вместо 738, которые заказывала к вывозу у регоператора ранее. Производственный бренд холодца снизил объём вывозимого мусора до 102 кубометров вместо 411, компания по производству сыра — до 42 кубометров вместо 524. Ещё меньше вывозят легально через регоператора мусор огромные Торговые центры стройматериалов на Левом берегу. Это все очень крупные компании, которые на слуху у всех.
— Почему это должно быть важно простым омичам? Кто-то же все-таки вывозит у торговых центров мусор, он не стоит у них сутками, не воняет… и ладно.
— Вы правы, «кто-то» действительно у них вывозит мусор. Но куда? Реформа, инициированная президентом Российской Федерации, направлена на улучшение экологической ситуации в стране. Государство передало исключительное право на вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) региональным операторам, которые находятся под государственным контролем и транспортируют отходы по требованиям территориальной схемы. Эти отходы проходят обработку, из них извлекаются полезные фракции, а остатки отправляются на законные объекты размещения отходов. Однако из-за занижения объема отходов некоторыми юридическими лицами, часть мусора не учитывается и не обрабатывается должным образом, а вывозится на стихийные свалки, такие как та, что разрастается у «мыльного озера». Я говорю о полигоне бывшего Омского завода синтетических моющих средств, который среди омичей известен как «мыльное озеро». Его название связано с характерным концентрированным запахом хозяйственного мыла. Полигон расположен на берегу Иртыша по улице Комбинатская и до кромки воды всего 170 метров. Берега превратились в свалку. В 2023 году площадь этой свалки составляла 1 гектар, а в 2024 году она увеличилась в восемь раз! И это всего за год! Вот вам и ответ на вопрос, куда «кто-то» вывозит мусор у огромных торговых центров, вместо регоператора. Если говорить прямо, «кто-то» — это так называемые «серые перевозчики», которые катастрофически загрязняют, извлекают из этого колоссальную прибыль, не учитывая экологические последствия своих действий.
— Что делать в такой ситуации, в чем вы видите выход?
— Необходимо вернуть коммерческие отходы, которые попадают в «серую зону», под контроль государства. Мы уверены, что нужно бороться с причинами проблемы, а не с её последствиями. Не стоит устанавливать фотоловушки в каждом лесу и нанимать инспекторов. Это не решит проблему. А причины — это юридические лица, которые сотрудничают с серыми возчиками. Мы отправили письма 2000. Конечно, не все из них занижают объемы отходов. Многие сообщили, что у них проводятся ремонтные работы, сокращен штат сотрудников или часть площадей не арендована. Мы всегда идём навстречу, корректируем договоры и учитываем все обстоятельства. Для каждого потребителя есть своя папка с информацией. Однако некоторые юридические лица и они как раз к нам не приходят, отказываются от диалога с региональным оператором и используют лазейки в реформе. Они начинают кричать, что монополист ущемляет их права. Но мы выяснили, что с их территории каждый месяц уезжают десятки мусоровозов в неизвестном направлении. Считаем, что с такими юридическими лицами нужно продолжать системную работу.
Благодаря тому, что проблема вышла в обсуждение и надзорные органы заинтересовались этой темой, мы надеемся, что удастся решить эту проблему, поскольку это значительно снизит нагрузку на бюджет и улучшит экологическую ситуацию. Это общая работа и мы будем проводить её вместе с надзорными органами.