Россия готовится принять Зимнюю Олимпиаду. Празднование уже началось: по стране несут олимпийский огонь. Но будет ли праздник у российских регионов в 2014 году?
Инвесторы Олимпийских игр в Сочи выдвинули правительству ультиматум – они не смогут вернуть кредиты Внешэкономбанку, если не будет проведена реструктуризация и не введут налоговые льготы. Внешэкономбанк выдал кредитов на 241 млрд. руб., из них 165 млрд. руб. обеспечено гарантиями «Олимпстроя». Гарантии не спасают от убыточности проектов, поэтому и возникла угроза дефолта. Что и требовалось доказать – проведение мероприятий мирового значения в экономически отсталых странах, к которым относится Россия, является изначально убыточным и ложится тяжелым бременем на бюджет. Истеблишмент удовлетворяет свои комплексы – у нас как на Западе! – а расплачивается, как всегда, население. Стоит вспомнить наиболее крупные проекты власти последних лет (для сравнения за точку отсчета возьмем расходы бюджета Омской области 2013 г., которые составят около 60 млрд. руб.).
Саммит АТЭС во Владивостоке (2012) – 690 млрд. руб. 1000-летие Казани (2005) – 86 млрд. руб. Универсиада в Казани (2013) – 230 млрд. руб. Сколково (2010-2012) – 50 млрд. руб., из них, по утверждению прокуратуры, израсходовано с нарушениями – 22 млрд. руб. С 2013 по 2020 гг. предполагается освоить еще 125 млрд. руб.
Проект Сколково, конечно, не спортивный. Однако он находится в том же ряду российских «понтов». В Латинской Америке и в Азии неоднократно пытались создавать аналогичные зоны, которые должны были стать локомотивами технологического развития, и результат везде был неутешительный. Пока страна не пройдет долгий путь заимствующих инноваций и не создаст собственную научно-технологическую базу, такого рода зоны остаются только налоговыми гаванями, позволяющими местным и иностранным компаниям минимизировать платежи в бюджет.
О том, что в России необходимо реконструировать транспортную (включая очистку фарватеров рек, обустройство пристаней и портов), дорожную, инженерную, энергетическую инфраструктуры, не писал только ленивый. Но что делать, если у элиты праздничное настроение? Реализуются совсем другие приоритеты. На это можно махнуть рукой, однако одновременно были приняты решения, ухудшающие положение провинции. Так, на бюджеты регионов были возложены обязательства по 100-процентной оплате медицинских услуг неработающему населению. Заодно был принят закон о комплексной группе налогоплательщиков, позволяющий российским ТНК суммировать прибыли и убытки, полученные в разных регионах, и уменьшать налог на прибыль.
На фоне всего этого суммарный профицит региональных бюджетов, который в 2011 г. был равен 17%, стал равен нулю. Десять регионов, среди которых, в частности, Костромская, Вологодская области, республика Мордовия, являются банкротами: их долг превышает 100% от собственных доходов. Минфин готовит проект закона о банкротстве, предполагающий заключение соглашений с регионами, если объем просроченных платежей по погашению процентов и долга составит более 10%. В среднем в этом году задолженность российских регионов составляет уже порядка 25% (в Омске – вполне удовлетворительные 40%), но нет сомнений, что в таких условиях долги будут расти, а разрыв в развитии российских территорий будет увеличиваться. К концу 2014 года нас, похоже, ждет кризис региональных финансов. У губернаторов небольшой выбор – либо зарплату бюджетникам не увеличивать, либо не тратиться на ремонт и энергетику, по ходу «заморозив» города.
Такое чувство, что федеральные власти делают все, чтобы посильнее разозлить провинциальное население. Вспоминается фраза Талейрана: «это хуже, чем глупость, это ошибка». Увы, российский истеблишмент живет в своей реальности и руководствуется другой логикой.
Петр Ореховский