На этой неделе впечатлил «Вечерний Омск», точнее – снимок на первой полосе: крупный мужчина с усилием клонит голову ребёнка, чтобы тот поцеловал «ковчег» с мощами. Этот образ ярче отчётов из недр гигантской очереди передаёт аномальность и искусственность «поклонения». Впрочем, репортаж Светланы Путинцевой тоже хорош: от названия «Мощная очередь» до деталей «быта» этой очереди – «Страждущие прикоснуться к мощам торговали местами у входа и устраивали потасовки».
Городская газета соблюдает правила «официального органа» мэрии, но не томится под этим игом, предлагая как новости микрорайонов, округов и департаментов, так и проблемные репортажи и очерки: «Смертельный вдох» - о токсикомании среди подростков, «Что под камнем?» - воспоминания Марка Мудрика о Вячеславе Корноухове.
В «Омской правде» та же очередь к мощам предстаёт ванильно-благостной и медово-беспроблемной: ни ссор, не пререканий, на проталкивания в обход других, ни торговли местами. Только благодарность в адрес усомнившихся в соседской честности - за то, что отругали. Умиление Светланы Васильевой не распространяется разве что на католиков и протестантов, которые причисляют к лику святых только великих, а не блаженных и юродивых. У православных же «в этой вере, как в капле, душа народа», а массовое поклонение мощам - «озарение души, время, когда суета отходит на второй план жизни. И конечно, радость единения», - мироточит журналистка. «Рано хоронить наши традиции и считать перекроенным образ мыслей».
Сплошное благолепие. Вот откуда при таком образе мыслей берутся «продавцы на доверии», продающие малоимущим старикам барахло втридорога, рассказ о которых вынесен на первую полосу?
Наверное, он же - «образ мыслей» - заставляет поклоняться и огню, зажжённому от линз на горе Олимп и теперь возимому-носимому по городам и весям. «Прогнулись под Олимпиаду», - пишет «Ваш ОРЕОЛ» о предстоящем 9 декабря «олимпийском безрассудстве»: «Омские чиновники сделали всё, чтобы олимпийская эстафета вызвала раздражение у омичей, а бизнесменам причинила убытки».
Вся эта придуманная церемония видится очень далёкой от олимпизма и спорта вообще. Стоит ли удивляться, если от спорта далёк и сам «большой спорт», ставший почти синонимом больших денег и больших скандалов. Впрочем, без последнего не обходится и детский спорт. Еженедельник пытается разобраться в ситуации в ДЮСШ «Авангард», призванной растить смену для взрослой хоккейной команды, но переживающей странный спад. По версии журналиста, ключевой стала кадрово-педагогическая проблема.
Крестьян же волнует земельный вопрос. В Любинском районе владельцы земельных долей целый год судились с птицефабрикой, чтобы расторгнуть договор аренды и вернуть землю в пользование. А в Кормиловском районе, как пишет «Красный путь», жители Зотино внезапно узнали, что исконные деревенские земли администрация района отдала во владение выстроившему особняк директору Кормиловского молокозавода – 20 с лишним гектаров на 49 лет. На сельском сходе жителям поведали, что всё по закону: уведомление было загодя опубликовано в «Омском вестнике». Это «особенно развеселило сход. Хоть кто-нибудь из деревенских жителей хоть когда-нибудь видел в глаза эту газету?!».
Логичный вопрос. Удивительно, что за столько лет никто не подал в суд на областные власти за издание почти подложной газеты, недоступной гражданам и организациям. В ней публикуются не только такие вот «уведомления», но и законы, незнание которых «не освобождает от ответственности». Тираж общеобластной газеты, учредителями которой являются правительство и Законодательное Собрание, составляет – Тадаммм! – 735 экземпляров. Официальное издевательство над людьми, здравым смыслом и правом. Может, её пора ликвидировать (публикации в интернете достаточно), а людей информировать более эффективными способами? Да простят меня главный редактор, редактор, ответственный за выпуск, верстальщики, корректоры и отдел рекламы «ОВ».
Пролистывая последний номер, кстати, обнаружила постановления о приватизации памятника архитектуры на улице Красных зорь, распоряжение о земле под каланчой, изменение программы капремонта на 2013 год и другие интересности.
Для понимания наших законодателей и чиновников не нужно быть политологом - достаточно чувства юмора и знания азов антропологии. Это демонстрирует лёгкий и ироничный репортаж «Бизнес-курса» из зала ЗС. Вечно болтающиеся на виду, переходящие из одного СМИ в другое записные эксперты и политики уже настолько «натёрли» глаза, что любой свежий человек кажется откровением. В свежем «БК» раскрывается топ-менеджер «Хлебодара» Аркадий Гольдштейн, рассуждающий о людях, власти, губернаторе, президенте. Нормальный умный человек, каких у нас много, но почему-то чаще на страницы СМИ попадают другие. Наглые, вороватые, неумные – но хваткие. Не они ли выдавливают предпринимателей с земли и из дела, сносят «Куршавельку», изводят бизнесменов проверками и судами, спускают бюджетные миллионы на сомнительные проекты, не забывая при этом себя. Это всё – в свежем номере журнала. Очередная часть эпопеи «Как они убивали манякинскую деревню» посвящена «полежаевской» аграрной политике, «хлебным делам», следователей по которым уволили.
«Коммерческие вести» открывают номер материалом об инициативной группе, подавшей документы о регистрации инициативной группе по проведению референдума. Как принято в прессе – «первого в Омске». По словам инициатора Дмитрия Передельского, «не было даже попыток провести референдум». Видимо, речь - именно о городских плебисцитах. На моей памяти Облизбирком несколько раз отказывал в регистрации инициативных групп по проведению референдума в области – о выборах губернатора, о доверии Леониду Полежаеву, о запрете продажи земли. На городской референдум предлагается вынести восемь вопросов – от «мэр или сити-менеджер» до «нужен ли нам кремниевый завод». Боюсь, такое обилие вопросов расширяет возможности для отказа.
Насыщенный рынок периодической печати Омска пополнили две «франшизы» с общими издателем и редакцией. Омская страница «Коммерсанта» соблюдает предписанный формат, а за счёт ежедневности обгоняет еженедельники, идя вровень с сетевыми и эфирными СМИ, но тираж его мал, так что пока говорить о возвращении даже прежней аудитории рано, как и о завоевании рынка другим птенцом того же гнезда.
«Деловой Омск» - клон «Делового Петербурга», перенесённый на сибирскую почву. Читая первый номер, всё время ловишь себя на том, что это уже где-то было. Формат – чуть уже КВ, цвет бумаги – как у «Ведомостей». Одни называют его розовым, другие - лососёвым. Но если представить долго пролежавшую на даче «Вечерку» - будет как раз оно. Рейтинг VIP с плюсовыми-минусовыми оценками и вертикальным ранжиром - как в «БК». Из журнала «7» пришёл развесистый стиль репортажей Владимира Червонящего о губернаторе, который на сей раз встречался с егерями. На первую полосу, как не раз и у многих, вынесен Абрамович, о котором в Омске уже подзабыли. Ещё один ностальгический «по-бизнескурсовски» разворот - о том, что десять лет назад администрация области стала правительством. Дружескими связями инвестора, который уже заявил о невмешательстве в редакционную политику, можно объяснить интервью абсолютно постороннего для омичей Георгия Бооса, а отсутствием корректора – ляпы типа «кабмин разменял первый десяток».
По первому номеру трудно судить, как сложится судьба издания. Испортится настроение у инвестора – и ага. Но похоже, при всём обилии «деловых» ниша популярного делового издания остаётся свободна. «Чтоб у нас было столько бизнеса, сколько деловой прессы».
Татьяна Ильина