Когда-то в газетах печатали истории с продолжениями. «Газетными» писателями были и Шерлок Холмс, и Александр Дюма-отец, продолжения историй от которых ждали, на которых делали тиражи. Ныне этот почтенный жанр забыт. Остались, правда, социальные или криминальные очерки, о которых пренебрежительно откликаются: «А, литературщина».
Тем не менее «Ваш Ореол», например, много лет сохраняет эту традицию, из номера в номер публикуют житейские рассказы Валерии Марчук. В свежем выпуске рубрики «Так и живём» опубликован рассказ «И старшим сыном, и рабом» – вечный треугольник «мать, сын, невестка». Или, с позиции невестки, «муж, жена, свекровь». На нём держится огромный сегмент классической литературы от трагедии до юмористического детектива. Думаю, у этого жанра, замешанного на местной натуре, есть преданные читатели. И даже неважно, реальны ли персонажи, правдива ли история. Вечная тема – новое прочтение.
С равным правом к «литературе» можно отнести и очерк с интригующим названием «Сезон охоты на губернатора открыт?» Что там правда, кто злодей, кто жертва? Сюжет закручен, фамилии Гамбурга, Голушко, Полякова и Шрейдера наводят на мысль о подлинности версий и подозрений. Только специалист отметит обилие вопросительных знаков и вводных слов «поговаривают», «возможно», «вероятно», «допускаем» и т.п. Зато есть, над чем подумать до следующего номера или с видом знатока рассказать сослуживцам.
Традиция авторской литературы особо блюдётся и в «Вечернем Омске», в коллективе которого хватает и поэтов, и прозаиков, и драматургов, и юмористов. Правда, в свежем номере нет Оли Фантасмагориевой с её ироничным жизнеописанием Черникиной. Приуроченное к Дню книги прикосновение к «большой литературе» воплотилось в репортаж Екатерины Кудрявцевой из библиотек и книжных магазинов. Книготорговцы говорят, что омичи предпочитают мемуарную и краеведческую литературу, а вот произведения местных авторов практически не покупают. «Писательская деятельность держится, как говорится, на голом энтузиазме». Чтобы держаться на плаву, небольшие магазины выкладывают «ходовой товар – разовые детективы и дамские романы». Это, конечно, лёгкий жанр, однако живёт уже много веков.
Мне кажется, для «Омской правды» жанр «бытовых» очерков и рассказов очень органичен, тем более что и талантливых рассказчиков хватает как в коллективе, так и среди читателей. Но, учитывая происходящие в издании трансформации, сейчас сложно предсказать, что с ней будет даже завтра. На мой взгляд, редакция напрасно отказалась от литературных жанров. Несомненно, советы шеф-поваров о том, как приготовить обед ресторанного уровня на 300-400 рублей, очень полезны. Но рассказы о людях – многократно ценнее. Журналисты «ОП» умеют с душой рассказывать о «нетитулованных» собеседниках, что доказывает очерк Виолетты Гордиенко о ветеране войны «Дед, ты у нас легенда» или интервью Светланы Васильевой с Еленой Бобровой.
Писатели есть во многих редакциях, но свои произведения они публикуют в других местах, уступая родные страницы более маститым авторам или читателям. В «Красном пути», например, публикуются стихи-поздравление к юбилею газеты, авторства Л. Смирновой, секретаря Любинского райкома КПРФ:
«В деле всюду успевать,
Факты чётко излагать.
Гореть, любить, творить, искать,
И шедевры выпускать!»
«Штатный» писатель «КП» Евгения Лифантьева рассказывает о субботнике в селе Иртышском Черлакского района, где памятник Ленину оказался на закрытой охраняемой территории. Раз в год коммунисты попадают к памятнику, чтобы привести его в порядок. Почти смешно, но вокруг этого закручен целый детектив с участием беглого экс-депутата и экс-банкира Дмитриева, оставшихся ни с чем крестьян-пролетариев разорённого совхоза, подворье которого оживает только в день субботника.
Владимир Червонящий – безусловно, самый «литературный» автор «Делового Омска». В его очерках соблюдается заученная со школы схема «завязка – кульминация – развязка», а в тексте непременно присутствуют эпитеты, гиперболы и сравнения. Его очередное произведение посвящено молодому дизайнеру и ювелиру Артёму Ивашкину, который недавно, после пятилетних путешествий по Азии, вернулся в Омск. «Греться на бархатном песке, гулять босиком по берегу Сиамского залива, неделями есть ананасы – всё это осталось для него такой же мечтой, как и для любого другого сибиряка. Ночами он работал в интернете, поскольку в это время выходили на связь клиенты из Европы. А днём спал. И даже во сне не видел моря». Обещанного закулисья мира драгметаллов, впрочем, читатель не увидит, хотя кое-что об экономике и работе ювелира-автора узнает.
«Бизнес-курс» в свежем номере представляет редкий даже для литературных журналов жанр – пьесу. «Трагикомедия-скандал в трёх действиях «Здоровый, больной, злой», одним из действующих лиц которой является автор – Елена Ярмизина, переносит читателя в зал и коридоры Куйбышевского суда, где встретились судья, истец, директор Музтеатра Борис Ротберг и ответчик, дирижёр и правдолюб Евгений Шестаков. Советую начать чтение журнала с этого произведения, чтобы насладиться языком, фактурой, характерами действующих лиц. Я изучала «БК» последовательно и к шестидесятой странице изрядно перегрузилась цифрами и фактами. Да ещё и предшествующая пьесе статья о другом «культурном процессе» с разбором финансовых нарушений филармонии вначале сбивает с темы. Кстати, финал пьесы трагичен: журнал и дирижёр должны заплатить истцу по восемь тысяч сто рублей и опровергнуть информацию, что «шайка-лейка» добивает остатки культуры.
Основной темой номера стали «омские рантье», список которых слегка озадачивает. Как персоной, его возглавляющей (вообще не омский рантье владелец «МЕГИ» Ингвар Кампрад), так и доходами замыкающих – 1,5-1,9 миллиона рублей в года вряд ли могут считаться достаточной суммой для включения в рейтинг крупнейших.
Традиции «судебного очерка» продолжает «Четверг», в очередном номере которого – репортаж о начале суда над «большеатмасским зверем». Убийца двоих детей пытается переложить вину на свою жену. Не представляю, как Анна Третьякова остаётся в зале суда, где родственники жертв и даже эксперты теряют сознание от ужаса. Даже читать это тяжело.
В «Коммерческих вестях» наиболее отработанный и технологичный жанр – интервью или прямая речь, а темы – бизнес, финансы и власть. Недавно еженедельник открыл новую рубрику «Омские художники», в которой представляет как известных, так и молодых творцов. В очередном номере Эльвира Кадырова беседует с Еленой Бобровой. Её персональная выставка работает сейчас в музее им. Врубеля, так что не приходится удивляться её популярности у журналистов. Но её и без этого называют лидером молодого поколения сибирских художников.
О литературных лидерах рассказывает Елизавета Кривощёкова, о «Книжном клубе» которой я уже писала. Поскольку эта рубрика (и даже архив) исчезла с сайта издания (безобразие, по-моему), её рекомендации и отзывы о книгах теперь можно прочитать только в бумажной версии газеты.
Так обычно и бывает: необходимость чего-то ощущаешь, когда оно исчезает. Вроде бы, мелочь: ну подумаешь, исчезли из газет очерки «о нелёгкой женской судьбе», байки путешественника, воспоминания о современниках или предшественниках. Что пришло взамен? Губернатор на субботнике да мэр на совещании? Вот сменятся они, и никто о них не вспомнит. А сердечный рассказ о деде-ветеране или о маме-кондитере вырежут и сохранят в семейном альбоме.
Татьяна Ильина