«За гармонию!» – основной принцип жизни и любимый тост доктора экономических наук, профессора Владимира Половинко. «Гармония – это соблюдение самим собой тонкой грани, меры и равновесия между различными аспектами своей жизни», – так считает наш герой. С позиции гармонии он оценивает существующие реалии и перспективы своей занятости вне администрации университета.
О том, почему он не хочет больше быть «чиновником университета»
Последнюю пару лет приходится работать в режиме нон-стоп. Результат – «недокрученные» лекции, «недолюбленные» студенты-аспиранты-докторанты, недополучающие внимания дочери и супруга, зависающие «депутатские» проекты, «недосплоченные» менеджеры по персоналу... Начинаю ощущать, что теряю себя как профессор и как человек, стремящийся к внутренней гармонии. Решение покинуть пост проректора вне зависимости от результатов выбора ректора созрело еще в канун Нового года.
О реформах в образовании, мыслителях и ремесленниках
Каждая семья считает правильным и престижным запихнуть свое чадо в вуз вне зависимости от его талантов и способностей. Если ранее в вузы шли 15-20% выпускников школ, то сейчас – 85! Этой тенденции способствует и то, что в настоящее время среднее профессиональное образование, системы обучения на предприятиях находятся «в глубокой яме». Государство пытается перекладывать обязанность обучения профессиональным азам на университеты. Вузы, традиционно ориентированные на фундаментальную подготовку по академическим профессиям, вынуждены готовить «ремесленников». Но вузы в классическом варианте были предназначены для формирования научного мышления и фундаментальных системных знаний в своей профессиональной области.
Сейчас ориентиры государственной политики в сфере образования резко меняются в сторону усиления практической подготовки. Происходит мощнейшая «ломка» устоев, базовых постулатов, образовательной системы в целом.
На острие этих противоречий в вузах идет борьба принципов «академичности» и «рыночности», доходящая до «гражданской войны». Не все готовы разделить новые тренды. Как профессору и доктору наук мне больше нравится лозунг академичности. Но как управленец, взявший часть ответственности за развитие вуза, не могу не следовать принципам государственной политики. Игнорирование трендов принесет только вред университету в конкуренции вузов. Она жесточайшая, и выживет только тот, кто адекватнее требованиям времени. Поэтому всем, даже самым заслуженным ученым и профессорам, надо меняться.
О новом ректоре ОмГУ
В ОмГУ избрали ректором доктора исторических наук Алексея Валерьевича Якуба, который жестко и однозначно стоит на принципах академического университета. Принципы эти эмоционально хороши, приятны и популярны. Но как согласовать возвышенные постулаты с конкретными реалиями? Есть ли у университета время на «раскачку» в условиях конкуренции за абитуриентов и право реализации образовательных программ, на вхождение новой команды в новые реалии? Вопросы пока открытые.
Об унынии и омской статистике
Один мой друг, серьезный аналитик стратегического уровня, посмотрев нашу статистику и сравнив эти данные с настроениями населения, заключил, что «Омск – город унылых». Обидно как-то. При этом он (и мои другие коллеги) однозначно оценивают, что большинство показателей уровня жизни, экономического развития, другие объективные измерители – на среднероссийском уровне. Но депрессивность, пессимизм, недоверие жителей при этом рекордно высокие. Причина этого, на мой взгляд, – отдаление власти от общества, которое долгое время было эдаким «омским трендом».
«Новая команда» попыталась быть открытой, вовлекая общественность в обсуждение проблем и наработку механизмов. Создаются экспертные площадки, устраиваются общественные дискуссии, формируются механизмы «народного бюджета» и прочее-прочее. Но когда я как депутат, как экономист интересуюсь результатами, то ответа нет. Нет обобщений, нет анализа, нет обратной связи. В этой части – явные недоработки. Сделали первый шаг, а второй, третий – уже нет. «Поиграли со мной в мозговые штурмы – и что?» – спрашивают меня часто мотивированные на развитие региона люди.
Нужны новые, современные, понятные в первую очередь для молодежи проекты и фишки, которые будут демонстрировать, что жить в Омске – перспективно. Только так со временем мы уйдем от того уныния, которое стало «визитной карточкой» рядового омича.
О бойне в Одессе и миропонимании
…Заснул вчера под утро с тревожными мыслями. Живем в 21 веке, но люди, как и сто, и двести лет назад, остаются «расходным материалом» в политических играх. Не хочется, чтобы на Украину вводили войска. Вся надежда – на мудрость и трезвость людей, принимающих решения. События на Украине ярко иллюстрируют, что полностью меняется привычная картина мира.
У меня много контактов с учеными и друзьями в других странах. Собирая и оценивая их мнения, могу сказать, что происходит глобальное переосмысление мироустройства. В чем оно?
Во-первых, вызывает недоумение западное мышление, которое многие в мире, как и мы, принимали за некий образец. Но сейчас создана масса поводов для переоценки. Почему локальная ситуация с отдельной семьей или ребенком вызывает у тамошних журналистов бурную дискуссию, а сегодняшняя дичайшая ситуация с убийствами в Одессе и в целом на Украине освещается весьма однобоко именно в западной прессе? Мы-то имеем возможность сравнивать. Я слушаю и читаю наши СМИ, в том числе «Эхо Москвы», «Дождь» и другие, читаю немецкие журналы, смотрю немецкие и американские телеканалы. У нас пресса свободнее. Да, иногда одиознее. Но я имею возможность сравнивать точки зрения даже русскоязычных источников. А мои друзья «там» получают информацию от меня.
Во-вторых, очевидна для многих и неприемлема становится практика двойных стандартов. Правила меняются. Но какими они будут, неясно.
О «других» молодых и изменении системы ценностей
Не согласен, что нынешняя молодежь хуже предыдущих поколений. Они просто другие. Живут в другую эпоху, где нет четкого, однозначного, предопределенного кем-то, а не ими вектора развития.
В первую очередь меня, пятидесятилетнего, но не консерватора, все же поражает мимикрия семейных ценностей. Помню, какое удивление во время двухгодичной стажировки в Германии у меня вызвали люди, живущие гражданским браком. И хотя придерживаюсь мнения, что не стоит лезть со своим уставом в чужой монастырь, все-таки недоумевал: как можно так открыто жить вместе без штампа в паспорте? Ну не принято у нас так было! А сейчас, смотрите, это нормально. И даже я воспринимаю это нормой.
Не хочу дожить до того времени, когда будет нормальным считаться семьи, в которых мама-папа – одного пола. Любовь и семья долгие годы были базовыми ценностями в нашей и не только стране. А сейчас они радикально меняются, подвергаются сомнениям и даже агрессивно насильственной смене. Очень надеюсь, что со временем мы вернемся к истинному пониманию. Иначе – просто тупик.
О «новом патриотизме»
Не могу смириться с низким патриотизмом молодых. «Чего мы достигли, сопротивляясь в Великой Отечественной войне? Вон Париж – сдался немецким оккупантам и сохранил все свои достопримечательности. А Россия получила выжженные, разрушенные города…» – так заявил мне один из студентов во время беседы. Думаю, что многое идет от семьи. Мои девчонки – ни старшая, ни младшая – не хотят уезжать из Омска и России, даже если я им это советую для профессионального развития. Я этому и удивляюсь, и втайне горжусь.
Молодежь не знает истории. В борьбе за внедрение рыночных механизмов мы забыли о национальных идеях, патриотизме, даже о настоящей дружбе. Я не противопоставляю материальное и духовное – одно другому не помеха. Но мы совершили слишком большой перекос в сторону первого… Новые ценности будут появляться уже на обломках старых. Их нельзя навязать. «Спущенные сверху» ценности вызовут лишь отторжение. Иное возможно только в тоталитарном государстве с армией контролеров и надсмотрщиков.
Об оптимистах и пессимистах
Для гармонии нужны и те, и другие. Но я – безоговорочный оптимист. Это мой источник развития, источник энергии, источник и мотор для реализации задуманного. Человек сам творит свою судьбу. Сейчас огромное поле возможностей. Я считаю себя счастливым человеком и прежде всего потому, что я всегда делаю только ту работу, которую люблю. В бытность аспирантом в московской Плехановке я всегда работал: дворником, сторожем, на проектах. При этом дворником быть – это куча положительных эмоций и результатов: утром встал, пробежался, сделал людям добро, побеседовал с уходящими на работу жильцами, полил цветы... Еще день только начинается, а ты уже бодр, результативен и готов к другим свершениям.
Впрочем, пессимисты помогают, когда надо, «сверить часы» и не слишком увлекаться.
Поэтому: «За гармонию, друзья!»
Елена Ярмизина
Материал подготовлен при организационной и финансовой поддержке ООО «Омсктехуглерод».
Мнение респондента может не совпадать с позицией редакции и спонсора рубрики.