Мэр города обеспокоен беспределом среди закупщиков, которые либо не рассчитываются с сельхозпроизводителями, либо приобретают товар за копейки.
Сегодня, 6 октября, на аппаратном совещании директор департамента экономического развития Гульнар Айтхожина сообщила, как продвигается продукция производителей из Омской области на рынках города.
По ее словам, в Омске всего для этих целей предусмотрено 2 тысячи нестационарных и две тысячи стационарных торговых объекта. В плане производства «натурпродукта» регион абсолютно самодостаточен, удерживая второе место по мясу, третье место по молоку и шестое по яйцу в Сибири. И только овощи-фрукты приходится завозить из стран Средней Азии, Узбекистана и Азербайджана. Первые позиции у нас и по потреблению продуктов.
– Наша задача – создать условия для оперативного доведения продуктов местных сельских производителей до прилавков городских рынков, – объявила цель Айтхожина. – На территории Омска 4 муниципальных рынка. Всего 1258 торговых мест, и 440 из них не востребованы. На Советском и Ленинском рынках эти места используются только наполовину. И это при том, что размер арендной платы колеблется от 0 до 120 рублей за место.
Заполнить пустующие точки для реализации и обеспечить омичей качественными продуктами, как подчеркнула глава департамента экономической политики, призваны Губернские ярмарки, которые с июня прошлого года проводятся дважды в неделю. В них принимают участие более 200 товаропроизводителей из 24 сельских районов области.
– Мы готовы сотрудничать со всеми районами, но более тесно хотят работать с муниципалитетом только три – Любинский, Омский и Азовский районы, – заявила также Айтхожина.
Так, скоро заработает торговый павильон «Немецкое подворье», где будут продавать продукты из Азовского района. Такой павильон предполагается открыть и на улице Волховстроя. Помимо этого, в октябре стартует проект «Крестьянский продукт» – омичи смогут приобрести молоко, мясо и дикоросы от сельского производителя. Сначала такие точки появятся на Ленинском рынке, а потом, уже в конце года, на Левобережном и Советском.
– За основу мы взяли опыт Новосибирска и Саратова, – рассказала Айтхожина. – Так, в Саратове был построен сельский рынок за 150 миллион рублей. Содержание его обошлось в 24 миллиона в год. Продавцы там должны удерживать цены на 15-20 процентов ниже общегородских. Места предоставляются бесплатно.
Однако стройный доклад чиновницы вызвал вопросы у мэра Омска. Вячеслав Двораковский продемонстрировал знание проблем и крайнюю озабоченность доставкой сельского мяса и молока на городские рынки.
– Если оттолкнуться от годовой нормы, мы обеспечиваем всего 20 процентов населения такими продуктами. Мы решением вопроса занимаемся с 2012 года, а в июне 2013 года только вышли с ним на городские рынки. Наша главная задача – обеспечить омичей качественной экологически чистой продукцией. Но не всякий из Тевриза повезет три фляги своего меда и 100 кило черники, – строго заметил Двораковский. - Нужны специальные организации, которые занимаются сбытом продукции. Надо предельно тесно сотрудничать с Минсельхозом и Минэкономики.
Структура будет эффективна, если обеспечит весь омский рынок. Сейчас закупщики обманывают людей: не рассчитываются или берут по бросовым ценам. Селяне не имеют специализированных мест для торговли. И убедительно высказался, что в регионе нужны передвижные убойные пункты для домашнего скота и оперативные филиалы ветеринарной службы. После чего градоначальник неожиданно вспомнил, что раньше в советские времена вокруг Омска был овощной пояс, который обеспечивал горожан морковью, свеклой и картофелем. Двораковский предложил вернуться к этой идее.
– Необходимы логистические центры, куда селяне смогли бы привозить свою продукцию. Есть такое выражение «устарела старина, и старым бредит новизна», – процитировал Двораковский строфу из Евгения Онегина. – По сути, речь идет о возрождении кооперации, – заключил Двораковский.
Однако дал понять, что кооперация эта будет на новом, более защищенном уровне. Но в детали модернизации не посвятил.
Елена Яровая