Возникает ощущение, что театр работает на зрителя, который пришел к нему в далеком 1982-м, и оброс годами и болезнями вместе с ним.
Талисман не способствует переменам
В театре ссылались на то, что начали «талисманом труппы» – легендой губернской жизни 1852 года, музыкальной мелодрамой композитора, народного артиста России Владислава Казенина, «Любина роща», в основу которой положена пьеса нашего земляка Георгия Котова. Премьера спектакля состоялась в далеком 1999-м, и сейчас сложно представить тех, кто еще не видел творение Казенина-Котова об Омске. А возможно, просто настала пора обновлений, которую в театре не хотят замечать. Ведь это так тяжело – что-либо менять.
«В бурю» с новым театром
Омский музыкальный появился в нашем городе сразу после Великой Отечественной. Старожилы помнят красивое здание, которое располагалось сразу за ТЮЗом (после закрытия оно долгое время пустовало: существовала даже идея открыть там малую сцену музыкального – прим. «БК»), где и работала музкомедия. Ее первый коллектив составили актеры Сталинградского театра схожего профиля, которых эвакуировали в Омск в годы войны. Но, например, балетный цех возглавляла ведущая солистка Ленинградского Малого оперного театра Калашникова, а для работы с хором пригласили педагога Омского музыкального техникума Елену Калугину, больше известную по работе со знаменитым Омским хором. В 1981 году музкомедии присвоили более высокий статус – Музыкальный театр, а труппа переехала в новое здание. Его торжественное открытие состоялось 29 января 1982 года премьерой оперы председателя Союза композиторов Тихона Хренникова «В бурю».
Количество не переходит в качество
80-е годы 20 века, как гласят интернет-источники, в деятельности театра стали периодом формирования основы оперно-балетного репертуара. Были поставлены многие известные произведения мировой классики – оперы «Травиата» Верди (1982), «Севильский цирюльник» Россини (1984), «Паяцы» Леонкавалло (1986), «Евгений Онегин» Чайковского (1988), балеты «Эсмеральда» Пуни (1983), «Жизель» Адана (1987), «Лебединое озеро» Чайковского (1989). Некоторые из них идут до сих пор. В настоящее время в репертуаре театра 60 спектаклей разнообразных музыкальных жанров. Любому театральному человеку ясно, что, если спектакль не играется регулярно, а при таком количестве постановок, даже если часть из них детская и показывается днем, это невозможно, сохранить его качество нереально.
Реклама и шедевру нужна
Обилие постановок в репертуаре – это не только проблема Омского музыкального, у которого под одной крышей фактически сразу две труппы. Известны примеры провинциальных драмтеатров, где афишу составляют по 30 названий, а некоторые спектакли идут раз в полгода или год. Но… Еще совсем недавно у труппы Бориса Ротберга не было конкурентов в этом сегменте культрынка. Теперь с появлением обновленного концертного зала, куда Новосибирский оперный уже привозил постановки в лайт-версии, они появились. А омский театр как будто застыл. Иногда возникает ощущение, что он работает на того зрителя, который пришел к нему в далеком 1982-м, и оброс годами и болезнями вместе с ним. Попытка создать нечто новое на примере балета по «Анне Карениной» абсолютным большинством поклонников труппы была не принята. Хотя у хореографа Генуса присутствуют интересные находки. Но сам же петербуржец, отказавшись объяснять их даже прессе, поставил себя в неудачное балетное «па». Все начинается с «продукта», но ведь и его на рынке надо еще раскрутить.
Чем завоевывать молодого зрителя?
Наталья Бондарчук, дочь знаменитого Сергея Бондарчука, приехавшая к нам на кинопоезде «ВГИК-95», сказала на пресс-конференции, что на раскрутку одной серии фильма про Хоббита тратится столько же, сколько на его производство. Сама она сейчас завершает фильм «Тайна Снежной королевы», который выйдет в формате 3D. Несомненно, что эта картина привлечет внимание молодых зрителей: Бондарчук точно знает, для кого работает. Есть удачные примеры и у Омского музыкального – необалет на музыку Пантыкина «Апофеоз», балет «Обнаженное танго». Из последних удач – спектакль «Чирик кердык ку-ку» на сцене Дома актера. Пожалуй, поиск новых площадок, что, несомненно, приведет и к новым решениям, и к привлечению нового зрителя, – это путь, по которому Омский музыкальный может двигаться уже сейчас. Театру необходим приток свежей крови. Иначе, по словам одной из ушедших из Омского музыкального, сложится ощущение, что человек попадает в музей: в фойе – черно-белые фото звезд театра, а в зале – поклонники, которых не надо завоевывать.
Василий Романов