Екатерина Витальевна Спехова с детства мечтала быть учителем, хотя родилась в артистической семье. Одесситка, для которой родным городом стал Омск - здесь училась в школе и ОмГУ по специальности «математика», здесь проводила первые уроки, работала с молодежью в администрации города. Год назад заняла пост директора департамента образования и уверена, что главное в любой деятельности – чтобы все друг друга понимали.
- Екатерина Витальевна, образование часто ругают, вы не пожалели, что согласились на такую хлопотную должность?
- Если ругают, значит, не бездействуем. Проблемы копились десятилетиями, система омского образования огромная - почти 150 000 детей и 12 000 педагогических работников. Не так просто что-то менять, потому и важно, чтобы все друг друга понимали. Но у меня есть два главных жизненных правила. Во-первых, если много работать, то все обязательно получится. Во-вторых, надо обязательно двигаться вперед, в ногу со временем.
- Вы руководите департаментом немногим больше года. Есть чем гордиться?
- Можно ли гордиться тем, что удалось реализовать планы, намеченные на год? Так просто должно быть, это нормальная работа. Все в движении, и это замечательно. Хорошо, что реализация федеральных государственных стандартов идет так, как задумано. Мы дали высокие показатели по качеству образования по введению ФГОСТ в начальной школе, в этом году запустили 7-е пилотные классы в 17 образовательных учреждениях, которые апробируют введение новых стандартов.
- Программа модернизации образования закончилась, но не всех школах появились современные кабинеты физики, химии…
- Но все дети должны иметь одинаково хорошие условия для получения образования, это предусмотрено законом. Школы отличаются и материально-технической базой, и состоянием зданий. Один из шагов, которые мы предпринимаем для создания благоприятных условий, - объединение школ, находящихся на одном микроучастке, по принципу «усиления». Преимущества объединения школ в образовательные центры – это новые возможности дополнительного образования, создание на базе одного комплекса большого числа профильных классов.
- Родители были недовольны слиянием малокомплектной школы №125 и гимназии №75. Сейчас передумали?
- Я рада, что мы сумели настоять на своем и убедить взрослых. Дети-то почти не видят неудобств, им как раз интересно учиться в двух зданиях по соседству. Мы постарались занять детей в объединенной школе дополнительным образованием, как и задумано ФГОСТами. Это удобно родителям – не надо переживать, куда ребенок пошел после школы. Сейчас там несколько программ, каждый может выбрать то, что больше подходит. К тому же 125-я не могла реализовать профильное обучение, а в гимназии №75 с этим хорошо. Объединили еще две школы - №63 и №7. В №63 - современное мультимедийное оборудование, лабораторные комплексы, компьютерный класс. Благодаря этому процесс обучения выстраивается согласно современным стандартам. Удалось сохранить и педагогические кадры. Школу №7 посещали дети, требующие внимания со стороны педагогов, дефектологов, логопедов, и социально-педагогическую службу удалось усилить за счет слияния.
- Мне кажется, вам многое пришлось делать впервые. Например, в марте организовали первый Омский межмуниципальный форум «Будущее растим сегодня».
- Изменения не могут произойти на голом месте, мы должны их обсуждать. Форум был межмуниципальный, прибыло 400 человек из Сибири, Москвы, Санкт-Петербурга. Работали под девизом: «Обновленное образование сегодня - успешное будущее завтра». Обсуждали создание служб медиации, к примеру, которое только началось. Хотим, чтобы эти в этих «службах примирения» трудился не только педперсонал, но и волонтеры. Провели интерактивную выставку, пригласив специалистов с учебно-наглядным оборудованием. Презентация интерактивного учебника привела к тому, что в двух школах скоро заменим бумажные на электронные. Сейчас прорабатываем вопрос с несколькими компаниями. Мы-то думали, что нужно только решиться, а оказалось, что требуется еще и техническая оценка. Например, выяснилось, что электронным учебникам требуется постоянная подзарядка от 12-вольтных розеток, а это совсем другое электричество.
- Как обстоят дела с инклюзивным образованием?
- Инклюзивное образование продвигается трудно, дело в технических возможностях. Новых школ немного, у нас есть постройки даже не 19, а 18 века, а в них просто опасно расширять дверные проемы, практически невозможно сделать другими лестницы, не говоря уже об установке лифтов. Но развивается дистанционное обучение, все дети с ограниченными возможностями здоровья учатся. И как руководитель, и как мама я понимаю, что здоровье и безопасность – прежде всего. Ремонтируем спортивные сооружения, хотя и нас ругают – мало. Но в 2012 году сумели только в 11 школах сделать спортзалы, а в 2014-м, который еще не кончился, – уже 15. Поэтому в школах продолжают появляться видеокамеры, система контроля и доступа в образовательные учреждения в виде турникетов.
- Говорят, с вашим приходом педагоги стали больше общаться…
- Для меня это важно, если общение – начало сотрудничества. Нынче мы совершили маленькую революцию в организации традиционных коллегий. Не просто посидели, послушали доклады, как обычно. Хотелось, чтобы люди начали думать, обсуждать – опубликовали ряд докладов в сети, чтобы предварительно ознакомились, стали спорить. Провели две коллегии в дистанционном режиме. На новый уровень вышло сотрудничество департамента образования и высшей школы. Самый «близкий» партнер – Омский государственный педагогический университет. Прорабатываем вопрос об увеличении педпрактики, хотим, чтобы успешные студенты совмещали учебу с работой в школах.
- Повышается интерес к техническим специальностям?
- Часто причина нежелания стать рабочими и инженерами проста – недостаток информации о профессии. С представителями вузов, предприятий провели в школах собрания кустовым способом, постаравшись собрать ребят, которые интересуются именно техникой, точными науками. Победителей и призеров Всероссийских олимпиад по математике, физике, химии сводили на заводы. Дети ведь и не знают, что это такое. Им кажется – грохот, грязь, робы, а тут пол чище, чем дома, светлые одежды, станки с автоматической системой управления. Разрабатываем идею о проведении уроков технологии для старшеклассников на предприятиях. Чтобы заинтересовать, надо дать больше знаний. Наши традиционные ярмарки профессий поменяли формат. Очень много работаем с партнерами - учреждениями профессионального образования, работодателями, объясняя, что нет смысла читать доклады, детям станет скучно через несколько минут. В итоге – можно поработать на сварочном аппарате, снять отпечатки пальцев. Как-то, знаете, расшевелили – предприятия теперь сами выходят с предложениями провести совместные мероприятия, организуют конкурсы.
- Работа педагогов стала другой, усложнилась?
- А как иначе? Жизнь требует. Например, при переходе на Дневник.ру работы учителям стало в два раза больше – надо заполнить и бумажный, и электронный дневники. Но это переходный этап. Зато родителям и детям удобно, гимназия №19, например, уже отказывается от бумажных, полностью переходя на Дневник.ру. Но ведь и оплата труда педагогов растет! Много было переживаний по поводу того, что перестали выплачивать тысячу рублей за классное руководство, но многие школы включили его в стимулирующую часть, и оплата даже повысилась до 2-2,5 тысяч рублей.
- Говорят, что и дети изменились, стали бездуховными…
- Не согласна. Хорошие дети. Мое увлечение - организация детского отдыха. Работаю с вожатыми, сама провожу обучающие мероприятия. Вижу, сейчас не модно стало курить, выпивать, больше того - дети переломили потребительскую психологию общества. Еще несколько лет назад, организовывая труд несовершеннолетних в каникулы, мы видели, что работают больше ребята из неблагополучных семей. Сейчас приходят дети, которых вполне могут обеспечить родители, но они понимают, что добиться чего-то в жизни могут только своим трудом. Моя дочь работает, и это ей нравится.
- Вы общаетесь с детьми и через интернет.
- У меня есть несколько страничек в соцсетях. Можно жаловаться на вред социальных сетей для молодежи, а можно использовать их с пользой. В интернете дети могут задать мне любой вопрос, и я обязательно отвечаю. Так ведь легче понимать, чего ребята хотят, в чем сомневаются, какой помощи, может быть, не решаются попросить.
- Мало образованию денег?
- Денег всегда мало, особенно когда проблем много. Но мы – самая финансируемая отрасль.
- Наверное, трудно женщине на таком посту?
- Я детей люблю, хочу, чтобы им было лучше. Заканчивая университет, писала дипломную «Юмор в математике», знаю - даже самые сложные дела можно делать с юмором.
Наталья Яковлева