В Омске наработана уникальная правовая практика - как предпринимателям, чей бизнес расположен в пристроенных к многоквартирным домам зданиях, противостоять необоснованным «наездам» управляющих компаний…
Обирая собственников многоквартирных домов, наши доблестные управляющие компании не забывают и про бизнесменов. Встроенно-пристроенные магазинчики, аптеки, салоны буквально стонут от ежемесячных счетов на содержание общедомового имущества.
Между тем не всегда по предъявляемым счетам можно и нужно платить. Руководитель коллегии адвокатов «Лекс» Сергей Дмитриев в судебных баталиях сумел доказать, что аппетиты местных УК не вписываются в рамки действующего законодательства. По самым скромным подсчетам юриста-практика, речь только в масштабах Омска идет о порядка 500 коммерческих объектов, которые имеют реальную возможность снизить затраты на «услуги ЖКХ»…
Бизнесвумен
Людмила Загородных с 2004 года является владелицей магазина «Лисичка», расположенного в пристрое многоквартирного дома по улице Лисицкого, 9Б, что в Кировском АО Омска. Несмотря на то что собственница заключила напрямую договоры со всеми ресурсоснабжающими организациями и прилежно оплачивает услуги, местные управляющие компании регулярно выставляли предприятию счета на текущий ремонт и обслуживание… общего имущества дома. Сначала этим «баловалась» УК «Левобережье» (правда, на основании договора), затем, после смены управляющей компании, как бы по традиции «доить» магазин попыталось ООО «УК «ЦентрЖилСервис».
При этом об аппетитах местных коммунальщиков можно судить по сумме исковых требований – за четыре месяца 2011 года сумма услуг УК составила более 40 тысяч рублей. За год получается немало, особенно для малого бизнеса! Платить по необоснованным счетам госпожа Загородных категорически отказалась.
Во-первых, за время смены управляющих компаний, которое, как правило, сопровождается перебоями в коммунальном обслуживании, ИП научилась вполне успешно обходиться собственными силами в подготовке своих коммуникаций к зиме. Во-вторых, со всеми ресурсоснабжающими организациями были заключены официальные договоры, надобность в дорогом посреднике отпала.
Солидный куш
Понятно, что мириться с подобным «беспределом» УК не пожелала. «ЦентрЖилСервис» подналег на магазинный бизнес всей тяжестью своего юридического отдела. Действительно, зачем повышать качество обслуживания дома, вести работу с гражданами из числа неплательщиков, если можно солидно поправить свое финансовое положение за счет малого бизнеса?! Учитывая, что сегодня пристроенных магазинчиков – великое множество (взять только местные и торговые сети – «Магнит», «Холидей», «Наш магазин» и т.д.), речь идет о весьма солидной сумме.
Судебные баталии длятся уже более года, обрастая новыми нюансами, исками, участниками. По мнению адвоката Сергея Дмитриева, представляющего интересы ИП Загородных, спор имеет глубоко прецедентный и финансовоемкий характер:
– Бизнес, расположенный на первых этажах МКД, и в силу реалий, и в силу имеющейся судебной практики несет бремя содержания общего имущества наряду с другими собственниками. Здесь все понятно. Но в нашем же случае речь идет о других правовых и технических характеристиках объекта недвижимости, именно поэтому мы сочли возможным не согласиться с требованиями управляющей компании.
Первую инстанцию ИП Загородных проиграла, но Восьмой апелляционный арбитражный суд восстановил справедливость, отменив решение нижестоящего суда и вынеся по делу новый судебный акт: «в исковых требованиях ООО «Управляющая компания «ЦентрЖилСервис»… отказать» (дело №А46-2708/2013).
Казалось бы, «финита ля комедия», но юристы УК изыскивают новую возможность поднадавить на несостоявшихся бизнес-партнеров: с иском к магазину в суд общей юрисдикции обращается «недовольный жилец». Пожилая женщина, далекая по жизни от правовых коллизий и реалий, тем не менее юридически подкованным языком требует отрезать пристрой магазина от теплового узла. Чем так не угодили ей соседи – непонятно…
– Откуда ветер дует, думаю, расшифровывать не надо, – комментирует новую череду судебных тяжб адвокат Сергей Дмитриев. – Стиль иска, аргументация жильца-оппонента говорят, что здесь не обошлось без участия юристов УК. Понятен и интерес управляющей компании – любыми способами надавить на ИП Загородных, чтобы и своего добиться, и не дать другим предпринимателям Омска пример для подражания.
И второй процесс
В Кировском районном суде г. Омска ИП Загородных выигрывает – исковые требования жильца Галины Лаврентьевой остаются без удовлетворения (дело №2-86/2014 /2-6392/2013). Фемида посчитала, что построенная одновременно с МКД отдельно стоящая пристройка имеет право на подключение к тепловому узлу. Как и другие собственники. Тем более что в наличии у ИП имеется договор с «Тепловой компанией», распределены зоны ответственности, определена точка врезки.
Но жилец Лаврентьева не успокаивается «на достигнутом». В суд направляется очередной иск: если нет возможности отрезать магазин от теплоносителя в подвале МКД, то пусть предприятие розничной торговли проложит… свои коммуникации… вне подвала дома!!! Это только на первый взгляд требования абсурдны. Не исключено – чтобы пощекотать нервы бизнесвумен и придать правовую форму, над иском трудились не последние представители местного юридического сообщества. Впрочем, и эти требования «пенсионерки» суд отклонил.
Казалось бы, правда восторжествовала и ИП впору заняться проблемами бизнеса – улучшением, расширением, снижением себестоимости продукции и затрат.
Как бы не так!
В адрес «Лисички» летит очередной иск. Теперь опять от ООО «УК «ЦентрЖилСервис». Компания требует в судебном порядке взыскать задолженность в… две тысячи рублей, якобы возникшую между ИП и… УК «Левобережье». Двумя траншами – по одной тысяче рублей!!! В обоснование иска прилагаются документы, явно полученные от прежней управляющей компании, и оплачивается госпошлина в те же требуемые две тысячи.
– Видимо, управляющим компаниям не желательно создавать судебный прецедент и признавать свое фиаско. Ведь по аналогии с ИП Загородных отказываться от договорных отношений с УК в Омске начнут и другие юрлица, – адвокат Дмитриев не исключает и появление иных подводных камней в этой замысловатой ЖКХ-истории.
Выходит, что получение сверхприбыли может заставить объединиться даже самых закоренелых противников. А что мешает объединиться бизнесу? Чтобы не «кошмарили» почем зря.
Александр Грасс